Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Количественные методы в педагогике
Качество- совокупность свойств, указывающих, что представляет собой предмет, чем он является, традиционно раскрывается с помощью описания признаков. Количество- определяет размеры, отождествляется с мерой, числом. Качественное и количественное неразрывно связаны поэтому их надо изучать в единстве. Необходимо различать два основных направления в использовании количественных методов в педагогике: 1. Направление.для обработки результатов наблюдений и экспериментов. Здесь широко используется статистический метод. В его пределах применяются следующие методики: ¨ Регистрация- выявление определенного качества у явлений данного класса и подсчет количества по наличию или отсутствию данного качества (например, количество успевающих и неуспевающих учеников) ¨ Ранжирование - расположение собранных данных в определенной последовательности (убывания или нарастания зафиксированных показателей), определение места в этом ряду изучаемых объектов (например, составление списка учеников в зависимости от числа пропущенных занятий). ¨ Шкалирование- присвоение баллов или других цифровых показателей исследуемым характеристикам. Известны четыре основные градации измерительных шкал: ¨ шкала наименований - представляет собой наименование какого-либо класса объектов, отвечает на вопрос, принадлежит ли объект данному классу или нет.(например, определение темперамента, выделение дифференцированных групп) ¨ порядковые (ранговые) шкалы. В них устанавливается порядок следования, общая иерархия (например, выше ростом, у кого больше 5 или у кого больше пропусков) ¨ интервальная шкала. В ней предусмотрена определенное расстояние между отдельными числами на шкале (например определение уровня успеваемости 1 2 3 4 5) ¨ шкала отношений. В ней помимо фиксированного расстояния между числами, предусмотрена точка отсчета (нулевая). Примерами таких шкал являются шкалы термометров, амперметров.
2. направление. Для моделирования, диагностики, прогнозирования, компьютеризации учебного процесса. Моделирование - это метод создания и исследования моделей. Научная модель - это мысленно представленная или материально реализованная система, которая адекватно отображает предмет исследования и способна замещать его так, что изучение модели позволяет получить новую информацию об этом объекте. Главное преимущество моделирования - целостность представления информации. Сотни лет педагогика развивалась главным образом за счет анализа - расчленения целого на части; синтезом как таковым пренебрегали. Моделирование основывается на синтетическом подходе: вычленяются целостные системы и исследуется их функционирование. Моделирование успешно применяется для решения следующих важных задач: 1. оптимизации структуры учебного материала; 2. улучшения планирования учебного процесса; 3. управления познавательной деятельностью; 4. управления учебно - воспитательным процессом: 5. диагностики, прогнозирования, проектирования. моделирования служит следующим целям: 1. Эвристической - для классификации, обозначения, нахождения новых законов, построения новых теорий и интерпретации полученных данных. 2. Экспериментальной - для решения проблемы эмпирической проверки (верификации) гипотезы с помощью оперирования теми или иными моделями. 3. Вычислительной- для решения вычислительных проблем с помощью моделей. традиционные педагогические Традиционными называют методы доставшиеся современной педагогике по наследству от исследователей стоявших у истоков педагогической науки. Ими пользовались Платон и Квинтилиан, Коменский и Песталоцци применяются они и поныне. Изучение опыта - в широком смысле означает организованную познавательную деятельность, направленную на установление исторических связей воспитания, вычленение общего, устойчивого в учебно-воспитательных системах. Архивный метод. В рамках этого метода тщательному научному анализу подвергаются материалы, помогающие понять сущность, истоки, и последовательность развития той или иной проблемы (памятники древней письменности, законодательные акты, проекты, отчеты, доклады, учебные и воспитательные программы, уставы, учебные книги, расписания занятий). Изучение школьной документации целью установления причинно-следственных зависимостей, взаимосвязи изучаемых явлений, получения ценных статистических данных. Источники информации- Классные журналы, книги протоколов собраний и заседаний, расписания учебных занятий, правила внутреннего распорядка, календарные и поурочные планы учителей, конспекты, программы уроков и т. п. Изучение ученического творчества_ домашних и классных работ по всем учебным предметам, сочинений, рефератов, отчетов, результатов художественного и технического творчества, Этот метод с успехом применяется при изучении индивидуальных особенностей учащихся, их интересов, наклонностей, отношения к делу и своим обязанностям, уровня развития старательности прилежания и т.д. Этот метод требует тщательного планирования, корректного использования, умелого сочетания с наблюдением и беседами. Таков состав наиболее распространенных методов педагогического исследования. Сравнительно реже применяются заимствованные из других наук: методы контент-анализа; рейтинга; провокации; моделирования; документального анализа; репертуарной решетки; математические методы: методы парного сравнения; мемуаров Педагогика использует также ряд инструментальных методов физиологии и медицины. Применяются комбинации методов.
|