![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Педагогическая действительность и ее изучение
У каждого изучающего теорию педагогики рано или поздно возникает вопрос: как получены те или иные выводы, можно ли им доверять? Известно, что ход размышлений исследователя, пути, которые его привели к определенным заключениям, решающим образом сказываются на качестве этих заключений и выводов, поэтому познание предмета педагогики в отрыве от способов получения информации о нем не может быть успешным. Пути, способы познания объективной реальности называют - методами исследования. Они позволяют добывать информацию об изучаемом предмете, анализируют и обрабатывают полученные данные, включают знания науки в систему известных знаний. Уровень развития науки напрямую связан с применяемыми в ней методами исследований. Каждая наука разрабатывает и использует свои собственные методы, отражающие особенности изучаемых явлений. Какими же особенностями характеризуется педагогический процесс? 1. Неоднозначность протекания. Результаты обучения, образования, воспитания, развития зависят от очень многих причин и факторов. Достаточно изменить влияние одного - двух условий, чтобы результаты существенно отличались между собой. Стохастический (неопределенный) характер педагогических процессов ограничивает возможности применения известных в науке методов исследования. 2. Неповторимость. Невозможно многократно повторить эксперимент, создавая неизменные условия (как, например, в физических опытах). В педагогике при повторном эксперименте исследователь имеет дело фактически с другим материалом. Чистый эксперимент невозможен, как бы тщательно он не был подготовлен. 3. Участие людей всех возрастов. Педагогические исследования должны быть спланированы, организованы и проведены так, чтобы не нанести ни малейшего вреда здоровью и развитию испытуемых. Поэтому компенсировать переменчивость педагогических процессов и получить объективные выводы при их изучении можно только одним способом - многократно увеличив число наблюдений, В этом случае недостатки отдельных исследований сглаживаются за счет массовости, В общественных науках, к которым относится и педагогика, выводы формулируются только в обобщенной, усредненной форме. Изучение педагогической действительности происходит через педагогическое исследование. Его целью является выявление порядка, регулярности в изучаемом процессе, т.е. установление закона или закономерности. Типы психолого-педагогических исследований: 1. Обзорно-аналитическое. Оно предполагает подбор и изучение литературы по проблеме, Основная задача - выделить вопросы, на которые ответы уже найдены, а также вопросы, на которые еще предстоит найти ответы. 2. Обзорно- критическое. Сродни аналитическому, но носит критический характер. 3. Теоретическое. Включает кроме обзора и критического анализа литературы собственные теоретические предложения автора, направленные на решение поставленной проблемы. 4. Эмпирически - описательное. Здесь опытным путем используя определенные методы сбора и анализа фактов, добываются и описываются некоторые новые факты, касающиеся малоизученных объектов или явлений. 5. Эмпирическое объяснительное. Объясняет полученные факты, а не только собирает и описывает их. 6. Методическое. Его цель - разработать, обосновать и проверить на практике какую-либо методику. 7. Экспериментальное. В процессе этого исследования проводится эксперимент. В дальнейшем под исследованием будем рассматривать наиболее распространенное -экспериментальное исследование. Принципы педагогических исследований: 1. Принцип единства исторического и логического. Педагог исследователь обязан в процессе решения проблемы соотносить и учитывать то, что уже сделано в истории педагогики, педагогической теории и практике. Игнорирование этого принципа часто приводит к “изобретению давно забытого старого”. 2. Системный подход. Необходимо рассматривать некоторый объект как целостную систему. 3. Принцип личностного подхода. Он требует изучения и учета индивидуальных, возрастных особенностей, природных возможностей и социальных условий, в которых происходит развитие личности. 4. Принцип деятельностного подхода. Исследователь должен учитывать характерные особенности того вида деятельности, который он организует с учащимися и на основе которой осуществляется их обучение, воспитание, развитие.
|