Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
П.1.1. Задача линейного программированияСтр 1 из 7Следующая ⇒
Мушруб В.А., Сухорукова И.В. Прикладная математика Сборник задач Часть I Москва 2008
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Одобрено УМС факультета Протокол № 1 «16» сентября 2008 года Председатель ______________________
Зайцев М.В., Беляев А.А., Выборнова И.И., Григорян Е.Н., Мушруб В.А., Сухорукова И.В. Высшая математика Сборник задач Часть I Рекомендовано Кафедрой ВиПМ Протокол № «01» сентября 2008 года заведующий кафедрой высшей и прикладной математики профессор Зайцев М.В. ______________________
Москва 2008
Составители:
д.ф.-м.н., проф. Зайцев Михаил Владимирович, к.ф.-м.н., проф. Беляев Александр Афанасьевич, к.ф.-м.н., доцент Выборнова Иннеса Ивановна, доцент Григорян Елена Николаевна, к.ф.-м.н., доцент Мушруб Владимир Александрович, д.э.н., профессор Сухорукова Ирина Владимировна
Пособие написано в соответствии с программой по прикладной математике для студентов экономических специальностей и содержит задачи по курсу прикладной математики, изучаемому студентами РГТЭУ в первом семестре второго курса. В пособии рассматриваются следующие темы: задачи линейного программирования, транспортные задачи, матричные игры. Задачник может быть использован как для проведения практических занятий, так и для самостоятельной работы студентов. Все задачи снабжены ответами. СОДЕРЖАНИЕ Раздел 1. Линейное программирование.............……………………………..5 П. 1.1. Задача линейного программирования...….…………………………..5 П. 1.2. Графическое решение задачи ЛП............…………………………....10 П. 1.3. Симплекс-метод решения задачи ЛП.......…………………………..18 П. 1.4. Двойственная задача ЛП. Условие устойчивости.........................…24 Раздел 2. Транспортная задача...........................………………….................34 П. 2.1. Замкнутая и открытая модели транспортной задачи………………34 П. 2.2. Другие модели транспортной задачи......……………………………40 Раздел 3. Теория игр........................................……………………………….44 П. 3.1. Матричные игры с седловой точкой.......……………………………44 П. 3.2. Графическое решение матричной игры..……………………………46 П. 3.3. Решение игры симплекс-методом............…………………………...49 П. 3.4. Игры с природой.......................................……………………………50 Ответы…………………………………………………………………………55 Раздел 1. Линейное программирование П.1.1. Задача линейного программирования Задача 1.1.1. Малое предприятие (МП) выпускает два вида прохладительных напитков (“Радуга” и “Сияние”), предназначенных для детей и взрослых соответственно. В производстве напитков используется 4 вида сырья: газированная вода, фруктовый сироп, лед и тонизирующая добавка. Нормы расхода сырья на производство одной партии напитков и прибыль от ее реализации даны в таблице 1.1.1. Таблица 1.1.1
Выполните следующие задания: 1. Введите переменные. 2. Определите целевую функцию. 3. Составьте систему ограничений. 4. Определите вид математической модели задачи. 5. Преобразуйте её к другим видам задачи ЛП. Задача 1.1.2. Автомобильный завод выпускает три вида автомобилей “Волга”: серийный вариант, повышенной комфортности и представительского класса. Время сборки на конвейере одного автомобиля составляет для этих типов автомобилей 1 мин., 2 мин. и 3 мин., а расход бензина на 100 км равен 10 л, 12 л и 15 л соответственно. Экологическое законодательство требует, чтобы средний расход бензина не превышал 13 л. Прибыль от реализации одного автомобиля составляет 6, 10 и 25 тысяч рублей соответственно. Выполните следующие задания: 1. Введите переменные. 2. Определите целевую функцию. 3. Составьте систему ограничений. 4. Определите вид математической модели задачи. 5. Преобразуйте её к другим видам задачи ЛП. Задача 1.1.3. Диетолог разрабатывает новую диету, состоящую из сливочного масла, натуральных бифштексов (мяса), хлеба и яблочного сока. Содержание калорий, белков, жиров, углеводов и холестерина (в 100 г продукта), а также максимальные и минимальные нормы их потребления (в день) приведены в таблице 1.1.3. Здесь же указана цена в рублях 100 г соответствующего продукта. Таблица 1.1.3
Выполните следующие задания: 1. Введите переменные. 2. Определите целевую функцию. 3. Составьте систему ограничений. 4. Определите вид математической модели задачи. 5. Преобразуйте её к другим видам задачи ЛП. Задача 1.1.4. Из двух видов сырья завод получает сплав меди, олова и цинка. Процентное содержание компонентов в сырье обоих видов дано в таблице 1.1.4.
Таблица 1.1.4
Цена 1 т сырья составляет 2000 руб. и 3000 руб., а имеющиеся запасы не превышают 5 и 12 т для 1-го и 2-го видов сырья соответственно. Полученный сплав должен содержать не более 1 т цинка, не менее 2 т олова, а содержание в нем меди должно составлять не менее 15%. Выполните следующие задания: 1. Введите переменные. 2. Определите целевую функцию. 3. Составьте систему ограничений. 4. Определите вид математической модели задачи. 5. Преобразуйте её к другим видам задачи ЛП. Задача 1.1.5. Сельскохозяйственное предприятие обязалось поставить в два магазина 25 и 35 т картофеля соответственно. Предприятие располагает тремя складами с запасами картофеля 15, 20 и 30 т соответственно. Расходы на поставку 1 т картофеля с каждого из складов в оба магазина даны в таблице 1.1.5. Таблица 1.1.5
Выполните следующие задания: 1. Введите переменные. 2. Определите целевую функцию. 3. Составьте систему ограничений. 4. Определите вид математической модели задачи. 5. Преобразуйте её к другим видам задачи ЛП. Задача 1.1.6. Предприниматель-заготовитель, располагающий суммой 10000 рублей и фургоном грузоподъемностью 5 тонн, решил закупить у фермера лук и картофель. Закупочная цена лука - 1, 5 руб/кг, картофеля - 1 руб/кг, в то время как цена реализации предполагается 2, 5 руб/кг и 1, 5 руб/кг соответственно. Запасы картофеля у фермера составляют 4 тонны, а лука - 3 тонны. Выполните следующие задания: 1. Введите переменные. 2. Определите целевую функцию. 3. Составьте систему ограничений. 4. Определите вид математической модели задачи. 5. Преобразуйте её к другим видам задачи ЛП.
|