Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Субъекты и уровни социально-трудовых отношений






 

Субъектами социально-трудовых отношений могут быть индивид, группа индивидов, объединенных каким – либо системообразующим признаком. Все индивиды – трудящиеся согласно Международной классификации статуса занятых (ИКСЕ –93) независимо от их положения в составе рабочей силы (имеют или ищут работу) относятся к категории работников.

Работники в зависимости от характера экономического риска, элементом которого является прочность связей индивида с его работой, характера власти над предприятием и другими трудящимися, которую имеют индивиды, подразделяются на: наемных работников; работодателей; трудящихся, работающих на принадлежащих им предприятиях (не использующих наемных работников на постоянной основе); членов производственных кооперативов; участвующих в работе членов семьи; трудящихся, не поддающихся классификации по статусу.

Наемный работник – это физическое лицо, заключившее трудовой договор (как правило в письменной форме) с собственником предприятия, учреждения, организации или уполномоченным им органом или физическим лицом, согласно которому работник обязуется выполнять работу, определенную этим договором, в соответствии с требованиями внутреннего распорядка, а собственник предприятия, учреждения, организации или уполномоченный им орган или физическое лицо обязуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия труда, необходимые для выполнения работы, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон. Таким образом договор найма определяет социально-трудовые отношения между его участниками.

Работодатель как субъект социально-трудовых отношений, согласно Международной классификации статуса занятых (1993) – это трудящийся, работающий самостоятельно или с одним или несколькими партнерами на собственном предприятии и в этом качестве на постоянной основе нанимающий для работы на своем предприятии наемных работников. Работодатель обычно является собственником средств труда. В хозяйственной практике Украины работодателем считается также и руководитель в государственном секторе экономики, который нанимает работников по договору, например, директор государственного предприятия, хотя он сам является наемным работником государства и не владеет средствами труда.

Трудящиеся, занятые на собственном предприятии, - это трудящиеся, которые, работая на своем предприятии самостоятельно или с одним и с несколькими партнерами, не нанимали каких – либо наемных работников на постоянной основе. Партнеры могут быть и не быть членами одной семьи или одного домашнего хозяйства.

 


 

 
 

 

 


Рис. 2.2. Субъекты социально-трудовых отношений


Члены производственных кооперативов – это трудящиеся, занятые на собственном предприятии - кооперативе, производящем товары и услуги, где каждый член имеет равные с другими членами права при решении вопросов организации производства, сбыта и/или других сторон работы заведения, инвестирования и распределения дохода заведения между его членами. Следует отметить, что наемные работники производственных кооперативов к этой группе не относятся.

Участвующие в работе члены семьи – это трудящиеся, занятые на ориентированном на рынок заведении, которое принадлежит родственнику, проживающему в том же домашнем хозяйстве; этих трудящихся нельзя считать партнерами, так как степень их участия в работе заведения с учетом затрат рабочего времени и других факторов не сравнимы с участием в работе главы заведения.

Трудящиеся, не поддающиеся классификации по статусу, включают тех индивидов, в отношении которых имеющаяся информация недостаточна и которых нельзя отнести ни к одной из перечисленных выше категорий.

В качестве субъекта социально-трудовых отношений может выступать организация (предприятие) или их группа, а также территориальное образование. В этом же качестве мировое сообщество в определенных условиях рассматривает и отдельное государство (рис. 2.2).

Государство, прежде всего, выполняет законотворческую функцию, формирует и совершенствует на основании или с учетом Конвенций и Рекомендаций МОТ, других международных трудовых норм, в соответствии с национальными условиями и практикой национальное законодательство и правила по осуществлению социального партнерства между государственными органами, организациями работодателей и наемных работников. Ратифицирует международные трудовые нормы, защищает права всех категорий работников. Государство, выступая то инициатором, то регулятором, то арбитром, то посредником, то активным, то сдержанным исполнителем, часто играет решающую роль в процессе успешного проведения социального диалога и коллективных переговоров. Государство как субъект социально-трудовых отношений выступает в качестве собственника имущества и работодателя (если это касается государственных предприятий). Оно может быть представлено центральными и региональными организациями всех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной.

Характерной особенностью социально-трудовых отношений является их подвижность и динамизм. Они отражают экономическое поведение людей: получение прибыли в конкурентной борьбе (предприниматели) и необходимых материальных благ (наемные работники). Достижение равновесия и стабильности в социально-трудовых отношениях между их участниками (субъектами) – главная задача государства, которое осуществляет ее посредством законодательного регулирования и соблюдения принципов социального диалога. Такой баланс интересов между партнерами в сфере производства и услуг находит свое воплощение в коллективных договорах и соглашениях различного уровня или в индивидуальных трудовых договорах (контрактах).

Новизна одного из наиболее масштабных типов системы социально-трудовых отношений в Украине, такого как механизм социального партнерства, социальный диалог заключается прежде всего в объективно обусловленной необходимости формирования новых субъектов и уровней социально-трудовых отношений. Как свидетельствует опыт многих стран, в рыночной экономике в качестве субъектов механизма социального партнерства выступают:

1) наемные работники;

2) работодатели;

3) государство (рис. 2.3).

Экономическое и правовое положение этих субъектов социально-трудовых отношений в рыночной экономике может существенно изменяться, что определяет новое социально-трудовое поведение, новые взаимные требования, новые способы согласования интересов.

Указанные субъекты социально-трудовых отношений представлены в обобщенном виде. Так, работодатель может выступать не только в качестве индивида, физического лица, владельца какого – либо предприятия, организации и т. п., но и как сообщество, объединение, ассоциация и другое юридическое лицо, которое выражает интересы работодателей.

Каждый наемный работник может отстаивать свои интересы индивидуально, вступая в отношения найма рабочей силы с работодателем, но в качестве выразителя интересов группы наемных работников выступают, как правило, профессиональные союзы – массовые организации, объединяющие наемных работников, связанных общностью социально – экономических интересов, защищающих их интересы. Возможны и другие организационные формы объединения наемных работников.

Согласно статье 2 Конвенции МОТ № 87 1948 года о свободе ассоциации и защите права на организацию (к которой присоединился Советский Союз, а следовательно, и Украинская ССР – 11 августа 1956 года) «трудящиеся и предприниматели без какого – либо различия имеют право создавать по своему выбору организации без предварительного на то разрешения, а также право вступать в такие организации на единственном условии подчинения уставам этих последних».

В качестве наемного работника как субъекта социально-трудовых отношений могут выступать как отдельный работник, так и группа работников, различающиеся по своему положению в социально-профессиональной структуре, направленности интересов, мотивации труда и другим признакам.

Основой групповых и индивидуальных различий выступают возраст, пол, состояние здоровья, степень образованности, профессиональная, должностная, отраслевая принадлежность, определяющие сущностные стороны в трудовом поведении наемного работника.

Особую роль в процессе формирования новых социально-трудовых отношений в Украине играют возрастные различия: смена поколений, серьезно различающихся друг от друга по основным социально-психологическим


 

 

 


Рис. 2.3. Субъекты механизма социального партнерства, социального диалога

 

 


параметрам, ориентации и мотивации, требует адекватного учета. На социально-трудовых отношениях не может не сказаться и пол, например, специалисты отмечают, что мужчинам присущ повышенный радикализм, а женщинам – конформизм.

Наемный работник должен обладать определенными качествами, оценка которых может дать реальное представление о сущности и зрелости социально-трудовых отношений. Прежде всего наёмный работник должен обладать готовностью и способностью к личному участию в социально-трудовых отношениях, социальном диалоге, иметь определенную установку на предпочтительные способы участия в них.

Наемному работнику система социально-трудовых отношений обеспечивает организацию процесса труда, его содержание, режим и оценку трудовой деятельности.

Работодателю (предприятию) социально-трудовые отношения позволяют эффективно использовать рабочую силу, развивать человеческий фактор производства, воспитывать партнера для достижения совместных целей путем трудового согласия и солидарности, обеспечивать экономический рост и повышение жизненного уровня работников.

На уровне государства социально-трудовые отношения складываются собственно из интересов государства и интересов остальных субъектов, делегирующих свои полномочия государству в лице законодательных и исполнительных институтов власти.

Важнейшими институтами социально-трудовых отношений, воздействующими на жизнедеятельность и поведение их субъектов, являются:

- формальное, юридическое равноправие субъектов социально-трудовых отношений, предполагающее свободу выбора работниками сфер приложения труда и профессий, предоставление им права на заключение трудового договора (контракта), а также на его расторжение;

- свобода формирования наемными работниками объединений, сообществ профсоюзов, равно как и работодателем – соответствующих объединений, ассоциаций и сообществ. Те и другие создаются в целях представления и защиты интересов указанных субъектов;

- социальный диалог при решении проблем, возникающих в процессе социально-трудовых отношений, предполагающий, в частности, свободное и равноправное ведение переговоров;

- коллективно – договорное регулирование социально-трудовых отношений;

- трудовое правоотношение как государственный регулятор взаимоотношений субъектов социально-трудовых отношений по поводу применения труда и социальной защиты работников.

Все эти институты, обеспечивающие формирование надлежащего социально – психологического климата в системе социально-трудовых отношений, проявляются в различных сочетаниях с учетом конкретных социально – экономических условий, степени развитости того или иного института, зрелости самих субъектов социально-трудовых отношений.

Проблема взаимодействия субъектов социально-трудовых отношений разрешается, в частности, через выделение уровней социально-трудовых отношений (рис. 2.4).

На индивидуальном уровне социально-трудовых отношений взаимосвязанными субъектами могут быть: работник – работник; работник – работодатель; работодатель – работодатель.

На групповом уровне социально-трудовые отношения проявляются между объединениями работников (профсоюзами) и работодателями или объединениями работодателей.

На уровне государства социально-трудовые отношения проявляются через взаимосвязи между: работником и государством; объединениями работников и государством; работодателем и государством; объединениями работодателей и государством.

В современных условиях законодательные акты по труду носят характер минимально гарантирующих норм права. Предполагается, что на основе переговоров наемных работников (в лице профсоюзов или иных представителей) и работодателей могут устанавливаться более высокие гарантии, чем это предусмотрено актами законодательства о труде и другими законами Украины. В частности, принятым в 1993 году Законом Украины «О коллективных договорах и соглашениях» в Украине была введена четырехуровневая система регулирования социально-трудовых отношений посредством:

- генерального соглашения на государственном уровне между профессиональными союзами, объединившимися для ведения коллективных переговоров и заключения генерального соглашения, и работодателями или уполномоченными ими органами, объединившимися для ведения коллективных переговоров и заключения генерального соглашения;

- отраслевых соглашений, заключаемых между отраслевыми ассоциациями, союзами работодателей и отраслевыми профсоюзами;

- соглашений на региональном уровне, заключаемых между региональными органами государственной исполнительной власти или региональными объединениями работодателей и региональными объединениями профсоюзов;

- коллективного договора предприятия, заключаемого между работодателем и одним или несколькими профсоюзными органами.

Коллективный договор может заключаться в структурных подразделениях предприятия в пределах компетенции этих подразделений.

В прежней экономической системе в Украине такого комплекса субъектов и уровней социально-трудовых отношений не было.

Становление, формирование и развитие новых субъектов и уровней социально-трудовых отношений, возникновение многообразных форм трудового взаимодействия работника и общества, работника и работодателя, общества и работодателя никогда не представляет собой мгновенного скачка, это достаточно длительный процесс, требующий применительно к формируемой национальной модели организации хозяйства научных исследований и разработок, принятия решений и практических действий по их реализации в законодательном, образовательном, социокультурном, организационном и других аспектах.

 


 

 


Рис. 2.4. Уровни социально – трудовых отношений

 



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал