Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Документальное оформление поступления материальных запасов.






Поступление материалов в организацию осуществляется:

• по договорам купли-продажи, договорам поставки, другим аналогичным договорам в соответствии с законодательством;

• путем изготовления материалов самой организацией;

• путем внесения в счет вклада в уставный фонд организации;

• путем получения организацией безвозмездно (включая договор дарения);

• от подотчетных лиц;

• от ликвидации основных средств.

Излишки при инвентаризации также считаются поступившими материалами.

Поступающие в организацию материалы оформляют бухгалтерскими документами в следующем порядке.

Для получения материалов на складе поставщика бухгалтерия выписывает доверенность в одном экземпляре по форме М-2. Разовые доверенности выписываются на срок до 10 дней, а постоянные — до 1 года. Доверенности действительны при предъявлении паспорта.

Учет выданных доверенностей ведется в специальном журнале формы М-3. Неиспользованные доверенности подлежат возврату и аннулированию.

На материалы, поступающие по договорам купли-продажи, поставки и другим аналогичным договорам, организация получает от поставщика (грузоотправителя) расчетные и сопроводительные документы (товарно-транспортные и товарные накладные, спецификации, сертификаты и др.).

По поступающим документам проверяют соответствие объема, ассортимента, сроков поставки, цен, качества материалов и др. договорным условиям. В результате такой проверки на самом расчетном или другом документе делают отметку о полном или частичном акцепте (согласии на оплату). Кроме того, осуществляется контроль за поступлением грузов и их розыск. С этой целью ведут Журнал учета поступающих грузов, в котором указывают: регистрационный номер, дату записи, наименование поставщика, дату и номер транспортного документа, номер, дату и сумму счета, род груза, номер и дату приходного ордера или акта о приемке запроса о розыске груза. В примечаниях делают отметку об оплате счета или отказе от акцепта.

Проверенные платежные требования передают в бухгалтерию, а квитанции транспортных организаций — экспедитору для получения и доставки материалов.

Экспедитор принимает на станции прибывшие материалы по количеству мест и массе. При обнаружении им признаков, вызывающий сомнение в сохранности груза, он может потребовать от транспортной организации проверки груза. В случае обнаружения недостачи мест или массы, повреждения тары, порчи материалов составляется коммерческий акт, который служит основанием для предъявления претензий к транспортной организации или поставщику.

Для получения материалов со склада иногородних поставщиков экспедитору выдают наряд и доверенность, в которых указывают перечень материалов, подлежащих получению. При приемке материалов экспедитор производит не только количественную, но и качественную приемку.

Принятые грузы экспедитор доставляет на склад организации и сдает заведующему складом, который проверяет соответствие количества и качества материала данным счета поставщика. Принятые кладовщиком материалы оформляют приходными ордерами. Приходный ордер подписывают заведующий складом и экспедитор.

Материальные ценности приходуют в соответствующих единицах измерения (весовых, объемных, линейных, числовых). Если материалы поступают в одной единице, а расходуются в другой, то они учитываются одновременно в двух единицах измерения.

При отсутствии расхождений между данными поставщика и фактическими данными разрешается осуществлять учет материалов без выписки приходного ордера. В этом случае на документе поставщика проставляют штамп, в оттисках которого содержатся основные реквизиты приходного ордера. Количество первичных документов при этом сокращается.

В тех случаях, когда количество и качество прибывших на склад материалов не соответствуют данным счета поставщика, приемку материалов производит комиссия и оформляет акт о приемке материалов, который служит основанием для предъявления претензии поставщику. В составе комиссии должен быть представитель поставщика или представитель незаинтересованной организации. Акт составляют также при приемке материалов, поступивших на предприятие без счета поставщика (неотфактурованные поставки).

Если перевозку материалов осуществляют автотранспортом, то в качестве первичного документа применяют товарно-транспортную накладную, которую составляет грузоотправитель в четырех экземплярах: первый из них служит основанием для списания ценностей у грузоотправителя; второй — для оприходования ценностей получателем; третий — для расчетов с автотранспортной организацией и является приложением к счету на оплату за перевозку ценностей; четвертый является основанием для учета транспортной работы и прилагается к путевому листу. Товарно-транспортную накладную применяют в качестве приходного документа у покупателя в случае отсутствия расхождения количества поступивших грузов с данными накладной. При наличии такого расхождения приемку материалов оформляют актом о приемке ценностей.

Поступление на склад материалов собственного изготовления, отходов производства и др. оформляют одно- или многострочными требованиями-накладными, которые выписывают цехи-сдатчики в двух экземплярах: первый является основанием для списания материалов с цеха-сдатчика, второй направляется на склад и используется в качестве приходного документа. Материалы, полученные от разборки и демонтажа зданий и сооружений, приходуются на основании акта об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений.

Подотчетные лица приобретают материальные ценности в организациях или у населения за наличные деньги. Документом, подтверждающим стоимость приобретенных материалов, является товарный счет или акт (справка), составляемый подотчетным лицом, в котором он излагает содержание хозяйственной операции с указанием даты, места покупки, наименования и количества материалов и цены, а также данных паспорта продавца товара. Акт (справку) прилагают к авансовому отчету подотчетного лица.

Документальное оформление расхода материальных запасов. Материалы отпускают со склада организации на производственное потребление, хозяйственные нужды, на сторону, для переработки и в порядке реализации излишних и неликвидных запасов.

Для обеспечения контроля за расходованием материальных ценностей и правильного документального его оформления организации осуществляют соответствующие организационные мероприятия. Важным условием контроля за рациональным использованием материалов, например, являются их нормирование и отпуск на основе установленных лимитов. Лимиты рассчитываются на основе данных об объеме выпуска продукции и норм расхода материалов на единицу продукции.

Все службы предприятия должны иметь список должностных лиц, которым предоставлено право подписывать документы на получение и отпуск со склада ценностей, а также выдавать разрешение на вывоз их с предприятия. Отпускаемые материальные ценности должны быть точно взвешены, измерены и подсчитаны.

Порядок документального оформления отпуска материальных ценностей зависит прежде всего от организации производства, направления расхода и периодичности их отпуска.

Расход материалов, отпускаемых в производство и на другие нужды ежедневно, оформляют лимитно-заборными картами. Их выписывают в двух экземплярах на один или несколько видов материалов и, как правило, сроком на 1 месяц. Могут применяться квартальные и полугодовые лимитно-заборные карты с отрывными месячными талонами на фактический отпуск. В них указывают: вид операций, номер склада, отпускающего материалы, цех-получатель, шифр затрат, номенклатурный номер и наименование отпускаемых материалов, единицу измерения и лимит месячного расхода материалов, который исчисляют в соответствии с производственной программой на месяц и действующими нормами расхода.

Один экземпляр лимитно-заборной карты вручают цеху-получателю, другой — складу. Кладовщик записывает количество отпущенного материала и остаток лимита в обоих экземплярах карты и расписывается в карте цеха-получателя. Представитель цеха расписывается в получении материалов в карте, находящейся на складе.

Отпуск материалов со складов производят в пределах установленного лимита. Сверхлимитный отпуск материалов и замену одного материала другим (при отсутствии материала на складе) оформляют выпиской отдельного требования-накладной на замену (дополнительный отпуск материалов). При замене в лимитно-заборной карте заменяемого материала делают запись «Замена, смотри требование № _» и уменьшают остаток лимита. Не использованные в производстве и возвращенные на склад материалы записывают в лимитно-заборную карту без составления каких-либо дополнительных документов.

Применение лимитно-заборных карт значительно сокращает количество разовых документов. Расчеты лимитов и выписка лимитно-заборных карт на современных вычислительных машинах позволяет повысить обоснованность исчисляемых лимитов и уменьшить трудоемкость составления карт.

Если материалы со склада отпускаются нечасто, то их отпуск оформляют одно- или многострочными требованиями-накладными на отпуск материалов, которые выписываются цехом-получателем в двух экземплярах: первый, с распиской кладовщика, остается в цехе, второй, с распиской получателя — у кладовщика.

Для учета движения материалов внутри предприятия применяют однострочные или многострочные требования-накладные. Накладные составляют материально ответственные лица участка, отпускающего ценности, в двух экземплярах, один из которых остается на месте с распиской получателя, а второй с распиской лица, отпускающего ценности, передается получателю ценностей.

Отпуск материалов сторонним организациям или хозяйствам своей организации, расположенным за ее пределами, оформляют накладными на отпуск материалов на сторону, которые выписывает отдел снабжения в двух экземплярах на основании нарядов, договоров и других документов: первый экземпляр остается на складе и является основанием для аналитического и синтетического учета материалов, второй передается получателю материалов. Если материалы отпускаются с последующей оплатой, то первый экземпляр служит также для выписки бухгалтерией расчетно-платежных документов.

При перевозке материальных ценностей автотранспортом вместо накладной применяют товарно-транспортную накладную.

Вместо первичных документов по расходу материала можно использовать карточки учета материалов. С этой целью представители цехов-получателей расписываются в получении материалов в самих карточках, которые становятся в связи с этим оправдательными документами. При этом в карточках проставляют шифр производственных затрат с целью последующей группировки записей по объектам калькуляции и статьям затрат. Такое совмещение расходных документов и карточек учета материалов уменьшает объем учетной работы и усиливает контроль за соблюдением норм складских запасов.

В небольших организациях отпуск материалов на производство продукции и оказание услуг осуществляется без оформления специальными документами. Фактически израсходованные материалы по их видам отражаются в актах или отчетах о выпуске и реализации готовой продукции. Акты составляются, как правило, подекадно работником предприятия, ответственным за приемку, хранение и реализацию продукции. После утверждения руководителем организации акт служит основанием для списания соответствующих материалов.

В установленные дни документы по приходу и расходу материалов сдают в бухгалтерию организации по реестру приемки-сдачи документов, составленному в двух экземплярах: первый сдается в бухгалтерию под расписку бухгалтера на втором экземпляре, а второй остается на складе.

Закон Республики Беларусь (12.07.2013 № 57-З) «О бухгалтерском учете и отчетности». https://pravo.by/main.aspx? guid=3871& p2=2/2055

 

Ссылки

Инструкция о порядке применения типового плата счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50

 

Инструкция по бухгалтерскому учету запасов, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.11.2010 № 133

 

Инструкция о порядке использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 15.03.2004 № 34

 

5.4 Учет запасов на складах и в бухгалтерии

Учет запасов на складах. Для обеспечения производственной программы соответствующими материальными ресурсами на предприятиях создаются специализированные склады для хранения основных и вспомогательных материалов, топлива, запасных частей и других материалов. Кроме центральных заводских складов в различных структурных подразделениях организации могут быть кладовые, выполняющие функции промежуточных складов. Каждому складу приказом по предприятию присваивается постоянный номер, который впоследствии указывается на всех документах, относящихся к операциям данного склада. Склады должны быть обеспечены исправными весами, измерительными приборами и мерной тарой. На складах (кладовых) материальные ценности размещают по секциям, а внутри них — по группам, типо- и сорторазмерам в штабелях, ящиках, контейнерах, на стеллажах, полках, ячейках, поддонах, что обеспечивает быструю их приемку, отпуск и контроль за соответствием фактического наличия установленным нормам запаса (лимиту).

Учет запасов на складе осуществляет заведующий складом (кладовщик), являющийся материально ответственным лицом, которого принимают на работу, как правило, по согласованию с главным бухгалтером предприятия. С кладовщиком заключается типовой договор по установленной форме о полной индивидуальной материальной ответственности.

Если в штатном расписании организации отсутствует должность заведующего складом, то его обязанности могут быть возложены на любого работника организации с его согласия и с обязательным заключением договора об индивидуальной материальной ответственности. От занимаемой должности кладовщик может быть освобожден только после сплошной инвентаризации товарно-материальных ценностей и передачи их по акту, утвержденному руководителем предприятия.

На каждый номенклатурный номер материальных ценностей кладовщик заполняет материальный ярлык и прикрепляет его к месту хранения материалов. В ярлыке указывают наименование запаса, номенклатурный номер, единицу измерения, цену и лимит наличия материалов.

Учет движения и остатков материалов и др.запасов осуществляют в карточках учета материалов. На каждый номенклатурный номер открывают отдельную карточку, поэтому учет называют сортовым учетом и осуществляют его только в натуральном выражении.

Карточки открывают в бухгалтерии или вычислительной установке и записывают в них номер склада, наименование материала, марку, сорт, профиль, размер, единицу измерения, номенклатурный номер, учетную цену и срок годности. После этого карточки передают на склад, и кладовщик заполняет колонки прихода, расхода и остатка материалов.

Запись в карточках кладовщик делает на основании первичных документов (приходных ордеров, требований-накладных и др.) в день совершения операций. После каждой записи выводят остаток материалов. Благодаря этому склад располагает оперативными сведениями о состоянии запасов материалов. Если остаток материалов выше или ниже установленной нормы запасов, то заведующий складом обязан сообщить об этом в отдел снабжения.

Ведение учета материалов допускается также в книге учета материалов, которая содержит те же реквизиты, что и карточки учета материалов.

Первичные документы после записи их данных в карточки учета передают в бухгалтерию; сюда же передают лимитно-заборные карты по мере использования лимита, но не позднее 1-го числа следующего месяца. Сдачу документов оформляют реестром, в котором указывают наименование и номера сдаваемых документов.

В цехах, имеющих кладовые, а также в подотчетных организациях (пункты, отделения, заводы) материально ответственные лица (заведующие пунктами и отделениями, мастера заводов) составляют месячные отчёты об остатках и движении материалов в подотчете и представляют их в бухгалтерию. В отчетах содержатся сведения об остатках материалов на начало месяца, их поступлении, расходе и остатке на конец месяца. В отчетах мастеров организаций наряду с фактическим расходом материалов указывают их расход по норме. Нормативный расход материалов исчисляют в бухгалтерии, где производится, кроме того, и таксировка отчета.

При использовании материальных отчетов отпадает необходимость в составлении других документов на расход материалов и упрощается учет материалов в подотчете, поскольку в качестве регистров аналитического учета используются отчеты материально ответственных лиц.

Учет запасов в бухгалтерии. Все первичные документы по движению материалов со складов и подразделений предприятия поступают в бухгалтерию. Именно на этой стадии учетного процесса работники бухгалтерии обязаны осуществлять действенный контроль за законностью, целесообразностью и правильностью документального оформления операции по движению материалов и запасов. После проверки первичные документы подвергаются таксировке (умножением количества материалов на цену).

Существует несколько вариантов учета материалов в бухгалтерии. При первом варианте в бухгалтерии открывают на каждый вид и сорт материалов карточки аналитического учета, в которых записывают на основании первичных документов операции по поступлению и расходу материалов. Эти карточки отличаются от карточек учета материалов лишь тем, что учет материалов в них ведут не только в натуральном, но и денежном выражении. По окончании месяца по итоговым данным всех карточек составляют сортовые количественно-суммовые оборотные ведомости аналитического учета и сверяют их с оборотами и остатками на соответствующих синтетических счетах и данными карточек складского учета.

При втором варианте все приходные и расходные документы группируют по номенклатурным номерам и в конце месяца подсчитанные по документам итоговые данные о поступлении и расходе каждого вида материалов записывают в оборотные ведомости, составляемые в натуральном и денежном выражениях по каждому складу отдельно по соответствующим синтетическим счетам и субсчетам.

Этот вариант значительно уменьшает трудоемкость учета, поскольку отпадает необходимость ведения карточек аналитического учета. Однако учет и в этом случае остается громоздким, поскольку в оборотную ведомость приходится записывать сотни, а иногда и тысячи номенклатурных номеров материалов.

Более прогрессивным является оперативно-бухгалтерский, или сальдовый, метод учета материалов, при котором бухгалтерия не дублирует складского сортового учета ни в отдельных карточках аналитического учета, ни в оборотных ведомостях, а использует в качестве регистров аналитического учета карточки учета материалов, ведущиеся на складах.

Ежедневно или в другие установленные сроки (как правило, не реже одного раза в неделю) работник бухгалтерии проверяет правильность произведенных кладовщиком записей в карточках учета материалов и подтверждает их своей подписью на самих карточках. В конце месяца заведующий складом, а в отдельных случаях работник бухгалтерии, переносит количественные данные об остатках на 1-е число месяца по каждому номенклатурному номеру материалов из карточек учета материалов в ведомость учета остатков материалов на складе (без оборотов прихода и расхода).

После проверки и визирования работником бухгалтерии ведомость остатков передают в бухгалтерию, где остатки материалов таксируют по твердым учетным ценам и выводят их итоги по отдельным учетным группам материалов и в целом по складу.

При сальдовом методе учета материалов поступившие в бухгалтерию первичные документы по движению материалов после их проверки и таксировки раскладывают в контрольной картотеке отдельно по приходу и расходу с учетом складов и номенклатурных групп материалов. По данным контрольной картотеки документов составляют ежемесячную статистическую отчетность о движении и остатках важнейших видов материалов и топлива. Кроме того, по истечении месяца картотеку используют для составления групповых оборотных ведомостей в суммовом выражении по каждому складу в отдельности. Таких групп бывает несколько десятков (вместо тысяч наименований материалов). Данные этих ведомостей сверяют со стоимостными данными ведомости остатков и с итогами записей в регистрах синтетического учета.

Сальдовый метод учета материалов — один из наиболее эффективных, особенно в условиях ручной обработки учетных данных и малой механизации учета.

При использовании компьютерной техники все необходимые регистры при сальдовом методе учета материалов (групповые оборотные ведомости, ведомости остатков, сальдово-счислительные ведомости) составляют в системе компьютерной обработки данных.

Ссылки

Инструкция о порядке применения типового плата счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50

 

Инструкция по бухгалтерскому учету запасов, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.11.2010 № 133

 

Инструкция о порядке использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 15.03.2004 № 34

 

 

5.5. Синтетический учет материалов

 

Синтетический учет производственных запасов ведут, как уже отмечалось, на синтетических счетах 10 «Материалы», 11 «Животные на выращивании и откорме», 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонение в стоимости материалов».

Перечень субсчетов, которые могут быть открыты к счету 10 «Материалы», указан выше. Сельскохозяйственные организации могут открывать к счету 10 «Материалы» отдельные субсчета для учета семян, посадочного материала и кормов (покупных и собственного производства); минеральных удобрений; ядохимикатов, используемых в борьбе с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур; биопрепаратов, медикаментов и др.

На синтетических счетах учет материальных ценностей ведут по фактической себестоимости или по учетным ценам. При учете материалов по фактической себестоимости в дебет материальных счетов относят расходы по их приобретению.

В состав транспортно-заготовительных затрат, связанных с приобретением и доставкой материалов в организацию, включаются:

• затраты по погрузке материалов в транспортные средства и их транспортировке, подлежащие оплате покупателем сверх цены этих материалов;

• вознаграждения за оказанные услуги, причитающиеся посредническим организациям;

• затраты на хранение материалов в местах приобретения, на железнодорожных станциях, портах;

• другие затраты, непосредственно связанные с приобретением и доставкой материалов в организацию.

Ежемесячно, если необходимо, бухгалтерия рассчитывает сумму и процент транспортно-заготовительных затрат ко всему объему ценностей данной группы. Это необходимо для расчета сумм транспортно-заготовительных затрат, подлежащих к списанию на израсходованные в отчетном месяце материалы.

Однако не включаются в фактическую себестоимость материалов, а относятся на расходы того отчетного периода, в котором они были осуществлены:

• проценты за пользование кредитами, займами, полученными для приобретения этих материалов, а также вознаграждения банкам за обслуживание этих кредитов. Учитываются в составе себестоимости продукции, работ, услуг:

Дебет 20, 23, 25, 26, 44

Кредит 60, 66, 67, 76;

• вознаграждения банкам по открытию и исполнению аккредитивов по расчетам за приобретенные материалы. Учитываются в составе себестоимости продукции, работ, услуг:

Дебет 20, 23, 25, 26, 44

Кредит 60, 76;

• затраты на содержание отделов снабжения и других служб организации с аналогичными функциями, а также на хранение материалов в организации. Учитываются в составе себестоимости продукции, работ, услуг:

Дебет 20, 23, 25, 26, 44

Кредит 60, 69, 70, 76;

• курсовые разницы по обязательствам в иностранной валюте перед поставщиками за приобретенные материалы. Учитываются в составе доходов или расходов:

Дебет (Кредит) 90

Кредит (Дебет) 60;

• затраты, связанные с приобретением иностранной валюты для расчетов с поставщиками или погашения кредитов за приобретенные материалы. Учитываются в составе себестоимости продукции, работ, услуг:

Дебет 20, 26, 44

Кредит 51, 57, 76;

• расходы на реализацию. Учитываются в составе:

Дебет 44

Кредит 60, 69, 70, 76,

ежемесячно списываются в:

Дебет 90-2

Кредит 44

и подлежат распределению между отгруженными и реализованными товарами;

• другие затраты, непосредственно не связанные с приобретением и доставкой материалов и доведением их до состояния, пригодного к использованию. Эти расходы списываются на себестоимость продукции, работ, услуг того отчетного периода, в котором они были осуществлены.

Транспортно-заготовительные затраты организации принимаются к бухгалтерскому учету путем:

• отнесения транспортно-заготовительных затрат на счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» или 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»;

• непосредственного (прямого) включения транспортно-заготовительных затрат в фактическую себестоимость материала (присоединение к цене приобретения материала, присоединение к оценке вклада в уставный фонд, внесенного в виде материалов, присоединение к стоимости безвозмездно полученных материалов и др.).

Непосредственное (прямое) включение транспортно-заготовительных затрат в фактическую себестоимость материала целесообразно в организациях с небольшой номенклатурой материалов, а также в случаях существенной значимости отдельных видов и групп материалов.

Учет материалов можно вести по счетам 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» или только по счету 10 «Материалы», что предусматривается учетной политикой организации. Если для учета поступающих материалов используются вспомогательные счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей», то изначально по дебету счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» учитывается покупная стоимость материалов и расходы по их приобретению (затраты по погрузке материалов в транспортные средства и их транспортировке, подлежащие оплате покупателем сверх цены этих материалов; вознаграждения за оказанные услуги, причитающиеся посредническим организациям; затраты на хранение материалов в местах приобретения, на железнодорожных станциях). После этого в дебет счета 10 «Материалы» списывается стоимость материалов по ценам приобретения (указанная в товарных или товарно-транспортных накладных поставщиков) в корреспонденции с кредитом счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей». Разница между фактической стоимостью заготовления и стоимостью материалов по ценам приобретения составляет отклонение в стоимости и списывается с кредита счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» в дебет счета 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

Счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» предназначен для обобщения информации о разнице в стоимости приобретенных материальных ценностей, исчисленной в фактической себестоимости приобретения (заготовления) и учетных ценах. При использовании счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» сумма разницы между фактической стоимостью приобретения (заготовления) материальных ценностей и их стоимостью по учетным ценам списывается с кредита (дебета) счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» в дебет (кредит) счета 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

Накопленные на счете 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» разницы в стоимости приобретенных материальных ценностей, исчисленной в фактической себестоимости приобретения (заготовления) и учетных ценах (суммы отклонений), подлежат ежемесячному списанию на те же бухгалтерские счета, по дебету которых отражен расход соответствующих материальных ценностей.

Приведем пример расчета суммы отклонений и процента транспортно-заготовительных затрат:

 

№ п/п Показатели Оценка материалов
по учетным ценам, руб. по фактической себестоимости, руб.
       
  Остаток материалов на начало месяца 3 000 000 4 000 000
  Поступило за месяц 7 000 000 9 000 000
  Итого поступило с остатком 10 000 000 13 000 000
  Сумма транспортно-заготовительных затрат (13 000 000 — 10 000 000) 3 000 000  
  Процент транспортно-заготовительных затрат (3 000 000 / 10 000 000 х 100) 30 %  
  Израсходовано материалов за месяц (8 000 000 х 30 / 100) 8 000 000 2 400 000
  Остаток на конец месяца 2 000 000 2 600 000

 

Отражение в бухгалтерском учете:

 

№ п/п Первичный документ Содержание хозяйственной операции Дебет Кредит Сумма, руб.
  Лимитно-заборная карта, требование, накладные Списаны материалы на производство по учетным ценам 20, 23, 25   8 000 000
  Расчет бухгалтера Списана доля транспортно-заготовительных затрат, относящаяся к израсходованным материалам 20, 23, 25   2 400 000

 

Существует возможность распределения транспортно-заготовительных затрат с применением упрощенных вариантов:

• при небольшом удельном весе транспортно-заготовительных затрат или величины отклонений в стоимости материалов (не более 10 % к учетной стоимости материалов) их сумма может полностью списываться на счета 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства» и на увеличение стоимости реализованных материалов;

• удельный вес транспортно-заготовительных затрат или величины отклонений (в процентах к учетной стоимости материала) может округляться до целых единиц;

• в течение отчетного периода транспортно-заготовительные затраты или величина отклонений могут распределяться исходя из удельного веса (в процентах к учетной стоимости соответствующих материалов), сложившегося на начало данного отчетного периода. В случае существенного недосписания или излишнего списания отклонений или транспортно-заготовительных затрат (более 5 %) в следующем отчетном периоде сумма списываемых (распределяемых) отклонений или транспортно-заготовительных затрат корректируется на указанную сумму прошлого отчетного периода;

• транспортно-заготовительные затраты или величина отклонений могут распределяться пропорционально их удельному весу (нормативу), закрепленному в плановых (нормативных) калькуляциях, к учетной стоимости используемых материалов;

• транспортно-заготовительные затраты или отклонения могут ежемесячно (в отчетном периоде) полностью списываться на увеличение стоимости израсходованных (отпущенных) материалов, если их удельный вес (в процентах к стоимости по цене приобретения материалов или учетной цене) не превышает 5 %.

Пример

8 апреля 2014 г. организация по товарно-транспортной накладной приобрела материалы стоимостью 2 400 000 руб., в том числе НДС — 400 000 руб. Доставка материалов осуществлена автотранспортной организацией. Расходы по доставке составили 360 000 руб., в том числе НДС — 60 000 руб.

На 1 апреля 2014 г. сальдо по счетам 10 «Материалы» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» составляет:

• по счету 10 «Материалы» — 10 000 000 руб.;

• по счету 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» — 3 000 000 руб.

В отчетном месяце материалы учетной стоимостью 7 000 000 руб. отпущены в производство.

В соответствии с учетной политикой учет материалов ведется по учетным ценам с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей», выручка от реализации определяется методом «по отгрузке».

Отражение в бухгалтерском учете:

 

№ п/п Первичный документ Содержание хозяйственной операции Дебет Кредит Сумма, руб.
  Договор поставки, счет поставщика Отражена покупная стоимость материалов без НДС     2 000 000
  Товарно-транспортная накладная Отражен НДС, предъявленный поставщиком материалов 18-3   400 000
  Договор поставки, счет поставщика Отражены расходы транспортной организации по доставке материалов     300 000
  Товарно-транспортная накладная Отражен НДС, предъявленный поставщиком транспортной организации 18-3   60 000
  Расчет бухгалтера, книга покупок (если предусмотрена учетной политикой) Принят НДС в зачет уплаты в бюджет 68-2 18-3 460 000
  Товарно-транспортная накладная, приходный ордер Оприходованы поступившие материалы по учетной цене     2 000 000
  Бухгалтерская справка-расчет Списана разница между фактической себестоимостью материалов и их учетной ценой (транспортно-заготовительные затраты)     300 000
  Лимитно-заборная карта, требование, акт на списание Отпущены материалы в производство 20, 23, 25   7 000 000
  Бухгалтерская справка-расчет Списаны отклонения фактической стоимости приобретения от учетной цены по материалам, отпущенным в производство 20, 23, 25   1 925 000

 

Чтобы определить сумму отклонений (разницу в стоимости приобретенных материалов и учетных ценах) нужно найти процент транспортно-заготовительных затрат: ((3 000 000 руб. + 300 000 руб.) / (10 000 000 руб. + 2 000 000 руб.) х 100 = 27, 5 %), а затем сумму отпущенных материалов в производство умножить на полученный процент: (7 000 000 руб. х 27, 5 / 100 = 1 925 000 руб.).

Первичные документы по приходу и расходу материальных ценностей поступают в бухгалтерию в соответствии с графиком документооборота, где они подвергаются контролю по существу операций и правильности их оформления. Записи в приходных ордерах сверяются с записями в относящихся к ним платежных документах, счетах-фактурах, товарно-транспортных накладных.

Все приходные и расходные документы группируются по синтетическим счетам и субсчетам по каждому складу. Итоги подсчетов этих документов записываются в накопительные ведомости синтетического учета материалов. Формы ведомостей движения материалов устанавливаются организацией самостоятельно.

Данные сводной ведомости движения материалов и накопительных ведомостей ежемесячно сверяются с данными оборотных и сальдовых ведомостей.

В аналитическом учете и местах хранения материалов могут применяться учетные цены.

Учет материалов, находящихся на складах (в кладовых) организации и подразделений, организация может вести в карточках (книгах) складского учета, материальных отчетах.

Аналитический учет материалов ведется с использованием оборотных ведомостей или сальдовым методом в разрезе каждого склада, подразделения, других мест хранения материалов, а внутри их — в разрезе каждого наименования (номенклатурного номера), групп материалов.

При использовании сальдового метода количественный и суммовой учет движения (прихода и расхода) материалов в разрезе их номенклатуры не ведется, вместо оборотных ведомостей составляются сальдовые и сводные ведомости. На основании сальдовых ведомостей составляется сводная сальдовая ведомость, в которую переносятся итоги сальдовых ведомостей складов и подразделений по группам материалов, по субсчетам и складам, подразделениям в целом.

Синтетический учет движения материалов ведется на счете 10 «Материалы», к которому открываются субсчета, и зависит от источника поступления материалов в организацию.

Учет поступления материалов:

 

№ п/п Первичный документ Содержание хозяйственной операции Дебет Кредит
         
  Товарная накладная, товарно-транспортная накладная Отражено поступление материалов от поставщиков на сумму без НДС    
  Товарная накладная, товарно-транспортная накладная Отражен НДС, указанный в документах поставщика 18-3  
  Товарно-транспортная накладная, акт об оказании услуг Учтены транспортно-заготовительные и прочие затраты по приобретению материалов   60, 76
  Приходный ордер, карточка складского учета Отражено поступление возвратных отходов из производства    
  Приходный ордер, карточка складского учета Отражено поступление материалов, полуфабрикатов из вспомогательного производства   20, 23
  Авансовый отчет Отражено поступление материалов от подотчетных лиц    
  Приходный ордер, карточка складского учета Принята к учету стоимость материалов, полученных от собственника имущества (учредителей, участников) в счет вклада в уставный фонд организации    
  Приходный ордер, карточка складского учета Принята к учету стоимость материалов, полученных организацией безвозмездно    
  Бухгалтерская справка Списаны доходы будущих периодов на внереализационные доходы по мере списания стоимости материалов на счета учета затрат на производство, расходов на реализацию   90-1
  Приходный ордер, карточка складского учета Отражено поступление материалов, полученных в процессе модернизации, реконструкции, дооборудования, достройки, иных работ по капитальным вложениям    
  Приходный ордер, карточка складского учета Отражена фактическая себестоимость материалов, поступивших на склад от бракованных изделий    
  Приходный ордер, карточка складского учета Отражено поступление материалов от списания и прочего выбытия основных средств   91-1
  Сличительная ведомость, приходный ордер, карточка складского учета Отражена сумма излишков материалов, выявленных при инвентаризации   90-1

 

Фактическая себестоимость материалов, поступивших на склад от бракованных изделий и возвратных отходов производства, от ремонта объектов основных средств, от списания и прочего выбытия основных средств, определяется по чистой стоимости реализации, если такие материалы предназначены для реализации, или по ценам возможного их использования.

Учет отпуска материалов на производство продукции, работ, услуг и другие нужды:

 

№ п/п Первичный документ Содержание хозяйственной операции Дебет Кредит
  Лимитно-заборная карта, требование, накладные Отпущены материалы на выработку продукции (работ, услуг) цехами основного производства    
  Лимитно-заборная карта, требование, накладные Переданы материалы во вспомогательное производство    
  Лимитно-заборная карта, требование, накладные Отражена передача материалов на содержание машин, оборудования производственных цехов и хозяйств, их хозяйственные и другие нужды    
  Требование, накладные Отпущены материалы на общехозяйственные нужды    
  Требование, накладные Отражена стоимость материалов, использованных на исправление брака    
  Требование, накладные Отражен отпуск материалов обслуживающим производствам и хозяйствам    
  Требование, накладные Отражен отпуск материалов на освоение новых видов продукции    
  Требование, накладные, материальный отчет Списаны материалы на капитальные вложения (строительные материалы)    
  Требование, накладные Учтены расходы, связанные с упаковкой готовой продукции на складе    
  Требование, накладные, акт на списание материалов Отражена стоимость материалов, израсходованных в связи с реализацией продукции (работ, услуг)    

 

Реализация материалов на сторону отражается на счете 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности». При этом производятся следующие записи в учете:

 

№ п/п Первичный документ Содержание хозяйственной операции Дебет Кредит
         
  Акт на списание, расчет бухгалтера Списана фактическая себестоимость материалов 90-2  
  Акт об оказании услуг Отражены услуги сторонних организаций по реализации материалов 90-2 60, 76
  Выписка банка с расчетного счета Отражено поступление выручки от реализации материалов на расчетный счет   90-1
  Приходный кассовый ордер Отражено поступление выручки от реализации материалов в кассу   91-0
  Расчет бухгалтера Начислен НДС от суммы выручки 90-3 68-2
  Расчет бухгалтера по закрытию счета 91 Отражена прибыль от реализации 90-9  
  Расчет бухгалтера по закрытию счета 91 Отражен убыток от реализации   90-9

Пример

Организация реализует материалы на сторону. Фактическая себестоимость материалов, учтенная на счете 10 «Материалы», составляет 1 500 000 руб., отпускная цена реализации — 2 400 000 руб. (на эту сумму выписана товарно-транспортная накладная). В газете было дано объявление о продаже материалов. Согласно акту стоимость объявления составляет 120 000 руб., в том числе НДС — 20 000 руб. На расчетный счет поступила выручка от реализации, с расчетного счета перечислены деньги за объявление в газете. Учет реализации ведется «по отгрузке».

Отражение в бухгалтерском учете:

 

№ п/п Первичный документ Содержание хозяйственной операции Дебет Кредит Сумма, руб.
           
  Акт на списание, расчет бухгалтера Списана фактическая себестоимость материалов 90-2   1 500 000
  Акт об оказании услуг Отражена стоимость объявления в газете 90-2   100 000
  Акт об оказании услуг Отражен НДС, указанный в акте 18-3   20 000
  Выписка банка с расчетного счета Отражено поступление выручки на расчетный счет от реализации материалов   90-1 2 400 000
  Выписка банка с расчетного счета Отражено перечисление за объявление в газете     120 000
  Расчет бухгалтера Начислен НДС от суммы выручки (2 400 000 х 20 / 120) 90-3 68-2 400 000
  Расчет бухгалтера по закрытию счета 91 Отражена прибыль от реализации (определяется сопоставлением оборотов по дебету и кредиту счета 91) 90-9   400 000
  Расчет бухгалтера, книга покупок (если предусмотрена учетной политикой) Принят НДС в зачет уплаты в бюджет 68-2 18/3 20 000
  Выписка банка с расчетного счета Перечислен НДС в бюджет (сальдо по счету 68-2) 68-2   380 000

 

 

Финансовый результат реализации материалов списывают со счета 90 на счет 99 «Прибыли и убытки».

При продаже материальных запасов, синтетический учет которых ведется по фактической себестоимости, их списывают со счета 10 в дебет счета 90 в течение месяца по учетным ценам, а по окончании месяца такой же проводкой списывают отклонения фактической себестоимости материалов от стоимости их по учетным ценам (способом «красное сторно» или способом дополнительных проводок).

 

Ссылки

Инструкция о порядке применения типового плата счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50

 

Инструкция по бухгалтерскому учету запасов, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.11.2010 № 133

 

Инструкция о порядке использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 15.03.2004 № 34

 

5.6 Особенности учета хозяйственного инвентаря (предметов)

 

К отдельным предметам в составе средств в обороте относятся:

• инвентарь;

• хозяйственные принадлежности;

• инструменты;

• оснастка и приспособления;

• сменное оборудование;

• специальная (защитная), форменная и фирменная одежда и обувь;

• временные (нетитульные) сооружения и приспособления.

К предметам в обороте также относятся:

• орудия лова, в том числе тралы, неводы, сети, мережи;

• специальная одежда, специальная обувь и предохранительные принадлежности в соответствии с законодательством;

• форменная одежда и обувь, предназначенные для выдачи работникам в соответствии с законодательством;

• белье, постельные принадлежности, полотенца, одежда и обувь для выдачи контингенту в организациях здравоохранения, просвещения, социального обеспечения и других организациях;

• технологическая тара (в том числе контейнеры, поддоны для транспортировки отдельных деталей);

• посуда, кухонный и столовый инвентарь и принадлежности;

• временные нетитульные здания и сооружения;

• сплавной трос, сезонные дороги, усы и временные ветки лесовозных дорог, временные здания в лесу со сроком эксплуатации до двух лет (передвижные обогревательные домики, котлопункты, пилоточные мастерские, бензозаправки) и иные подобные объекты лесного и лесоперерабатывающего хозяйства;

• животные на выращивании и откорме, птица, кролики, пушные звери, семьи пчел, собаки, используемые для служебных целей, подопытные животные;

• многолетние насаждения, выращиваемые в питомниках в качестве посадочного материала или не достигшие эксплуатационного возраста;

• строительные конструкции и детали, части и агрегаты машин, оборудования и подвижного состава, предназначенные для строительства, ремонтных целей и комплектации;

• готовая продукция и товары для перепродажи, числящиеся на складах организации;

• машины и оборудование, требующие монтажа, а также законченные монтажом, но не введенные в эксплуатацию;

• не оконченные строительством или не оформленные актами ввода в эксплуатацию объекты капитального строительства и иные вложения во внеоборотные активы до их ввода в эксплуатацию;

• земля и иные объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы);

• вооружение, военная, специальная техника и другое военное, специальное имущество, находящиеся в Вооруженных Силах Республики Беларусь, иных воинских формированиях.

Эти объекты относятся к предметам и инвентарю и учитываются на счете 10 «Материалы» по соответствующим субсчетам.

Организации могут списывать стоимость предметов в составе средств в обороте согласно учетной политике. Можно применять любой порядок списания стоимости, например спецодежды, в том числе без привязки к срокам службы, предусмотрев это учетной политикой:

• в размере 50 % стоимости предметов — при передаче их со складов в эксплуатацию и 50 % стоимости (за вычетом стоимости этих предметов по цене возможного использования) — при выбытии их из эксплуатации в связи с непригодностью; или в размере 100 % — при передаче их со склада в эксплуатацию; или в размере 100 % (за вычетом стоимости этих предметов по цене возможного использования) — при выбытии их из эксплуатации в связи с непригодностью;

• стоимость предметов до двух (или трех и т. д.) базовых величин списывается единовременно на затраты по производству и реализации продукции, работ, услуг, расходы на реализацию товаров по мере передачи их в эксплуатацию. Материально ответственными лицами учет указанных предметов осуществляется в количественном выражении.

Стоимость отдельных предметов в составе средств в обороте переносится на счета учета затрат на производство, расходов на реализацию в следующем порядке:

• по специальным инструментам и специальным приспособлениям (инструменты и приспособления целевого назначения, штампы, пресс-формы и подобные им предметы) — в соответствии с нормативными ставками, которые рассчитываются исходя из сметы расходов на их изготовление (приобретение) и срока их полезного использования до двух лет;

• стоимость специальных инструментов и специальных приспособлений, предназначенных для индивидуальных заказов, погашается в момент передачи их в производство данного заказа;

• по приспособлениям целевого назначения (сосуды для выплавки стекла, фильеры, фильерные питатели, катализаторные сетки твердого агрегатного состояния и другие аналогичные приспособления целевого назначения), изготовленным из сплавов драгоценных металлов, — в соответствии с нормативными ставками, которые рассчитываются исходя из части стоимости приспособлений, приходящихся на экономически обоснованные технологические потери драгоценных металлов, в течение нормативного срока их службы. При выбытии данных приспособлений в результате непригодности оставшаяся часть их стоимости относится на финансовые результаты. Лом и отходы, содержащие драгоценные металлы, принимаются к бухгалтерскому учету в порядке, установленном законодательством;

• по остальным предметам — в соответствии с учетной политикой организации.

Пример

Стоимость изготовления пресс-формы составляет 1 200 000 руб. Срок полезного использования — 12 месяцев. Ежемесячное списание на себестоимость продукции, работ, услуг составит 100 000 руб. (1 200 000 руб. / 12 мес.).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.043 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал