Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Учет готовой продукции
Учет поступления готовой продукции. Готовая продукция представляет собой изделия и полуфабрикаты, полностью законченные обработкой, соответствующие действующим стандартам или утвержденным техническим условиям, принятые на склад организации или заказчиком. Основными задачами бухгалтерского учета готовой продукции являются: правильный и своевременный учет наличия и движения готовой продукции на складах, холодильниках и других местах хранения продукции; контроль над сохранностью готовой продукции; контроль над своевременностью оплаты проданной продукции; выявление рентабельности всей продукции и ее отдельных видов. Готовая продукция обычно должна быть сдана на склад в подотчет материально ответственному лицу. Крупногабаритные изделия и продукция, которая не может быть сдана на склад по техническим причинам, принимаются представителем заказчика на месте их изготовления, комплектации и сборки. Учет готовой продукции ведут в натуральных, условно-натуральных и стоимостных показателях. Условно-натуральные показатели используют для получения обобщенных данных об однородной продукции. Например, количество произведенных консервов измеряется в условных банках и т.д. Поступление готовой продукции из производства на склад оформляется накладными, спецификациями, приемными актами и другими первичными документами. Количественный учет готовой продукции по ее видам и местам хранения традиционно осуществляется аналогично учету материальных запасов. В условиях применения системы КОД (компьютерной обработки данных) ежедневно составляют оборотные ведомости учета выпуска из производства и движения готовой продукции в разрезе мест хранения. Остатки готовой продукции периодически инвентаризируют в случаях, установленных учетной политикой организации. Как и по материальным запасам, по готовой продукции разрабатываются справочники продукции, в которых содержатся сведения об облагаемой и необлагаемой различными видами налогов продукции, о плательщиках и грузополучателях, и др. Оценка готовой продукции. В настоящее время применяют следующие виды оценки готовой продукции: по фактической производственной себестоимости. Такой способ оценки готовой продукции для целей бухгалтерского финансового учета используется сравнительно редко, поскольку в настоящее время довольно сложно рассчитать видовую производственную себестоимость калькуляционной единицы готовой продукции при широком ассортименте выпускаемой продукции, комплексном использовании сырья для производства нескольких видов продукции, применении повременной формы оплаты труда и трудоемкости учетного процесса. Может применяться в организациях с ограниченной номенклатурой массовой продукции; по неполной (сокращенной) производственной себестоимости продукции, рассчитываемой по фактическим прямым затратам; по отпускным (оптовым) ценам реализации без налога на добавленную стоимость. Применяется в основном для оперативного учета выпуска готовой продукции с целью последующего расчета фактической себестоимости реализованной продукции (см. табл. 8.1); при этом сама стоимость готовой продукции по ценам реализации на счете 43 «Готовая продукция» не отражается; налог на добавленную стоимость не принимается во внимание с целью нивелирования влияния его размера (0%, 10% или 20%) на результат расчета себестоимости проданной продукции (один и тот же товар может при различных обстоятельствах облагаться различными налогами); по отпускным (оптовым) ценам реализации с налогом на добавленную стоимость. Применяется для оценки готовой продукции в ценах продаж с целью отражения объема продаж на счетах бухгалтерского учета и в финансовой (бухгалтерской) отчетности. по розничным ценам — при учете товаров, реализуемых через розничную сеть. Синтетический учет готовой продукции. Учет наличия и движения готовой продукции осуществляют на активном счете 43 «Готовая продукция». Этот счет используется организациями отраслей материального производства. Готовые изделия, приобретенные для комплектации или в качестве товаров для дальнейшей продажи, учитывают на счете 41 «Товары». Стоимость выполненных работ и оказанных услуг также не отражают на счете 43 «Готовая продукция». Фактические затраты по ним списывают со счетов затрат на производство в дебет счета 90 «Реализация». Продукция, не подлежащая сдаче на месте и не оформленная актом приемки, остается в составе незавершенного производства и на счете 43 «Готовая продукция» не учитывается. Готовую продукцию учитывают на синтетическом счете 43 «Готовая продукция» по фактической себестоимости. Учет готовой продукции по учетным ценам оформляют бухгалтерской записью по дебету счета 43 «Готовая продукция» и кредиту счета 20 «Основное производство». Если готовая продукция полностью используется в самой организации, то ее можно учитывать по дебету счета 10 «Материалы» и других аналогичных счетов с кредита счета 20 «Основное производство». Сельскохозяйственные организации учитывают движение сельскохозяйственной продукции в течение года по плановой себестоимости, а по окончании года ее доводят до фактической себестоимости. Отгруженную или сданную на месте готовую продукцию в зависимости от условий поставки, оговоренных в договоре на поставку продукции, списывают с кредита счета 43 «Готовая продукция» в дебет счетов 45 «Товары отгруженные» (например, по договорам комиссии или консигнации) или 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности». Готовую продукцию, переданную другим организациям для реализации на комиссионных началах, списывают с кредита счета 43 в дебет счета 45 «Товары отгруженные».
Ссылки Инструкция о порядке применения типового плата счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50
Инструкция по бухгалтерскому учету запасов, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.11.2010 № 133
Инструкция о порядке использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 15.03.2004 № 34
5.10 Учет товаров
Под товарами понимают материально-производственные запасы, приобретенные или полученные безвозмездно от других юридических или физических лиц и предназначенные для продажи или перепродажи. Для обобщения информации о наличии и движении товаров используют синтетический счет 41 «Товары». Этот счет используют в основном организации, осуществляющие торговую деятельность и оказывающие услуги общественного питания. В организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность, счет 41 «Товары» применяют для учета материалов, изделий, продуктов, приобретенных специально для продажи, или когда стоимость готовых изделий, приобретенных для комплектации, не включается в себестоимость проданной продукции, а возмещается покупателем отдельно. Организации торговли на счете 41 учитывают помимо товаров покупную тару и тару собственного производства (кроме инвентарной тары, служащей для производственных или хозяйственных нужд и учитываемой на счетах 01 «Основные средства» или 10 «Материалы»). К счету 41 «Товары» могут быть открыты субсчета: 41-1 «Товары на складах»; 41 -2 «Товары в розничной торговле»; 41-3 «Тара под товаром и порожняя»; 41-4 «Покупные изделия» и др. На субсчете 41-1 «Товары на складах» учитывают наличие и движение товаров, находящихся на оптовых и распределительных базах, складах, в кладовых организаций, оказывающих услуги общественного питания, овощехранилищах, холодильниках и т.п. На субсчете 41-2 «Товары в розничной торговле» учитывают наличие и движение товаров в организациях розничной торговли (магазинах, палатках, ларьках, киосках и т.п.), а также в буфетах организаций общественного питания. На этом же субсчете указанные организации учитывают наличие и движение стеклянной посуды (бутылок, банок и др.). На субсчете 41-3 «Тара под товаром и порожняя» учитывают наличие и движение тары под товарами и тары порожней (кроме стеклянной посуды в организациях розничной торговли и буфетах организаций общественного питания). На субсчете 41-4 «Покупные изделия» учитывают наличие и движение товаров организаций, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность. Учет товаров ведется в порядке, предусмотренном для учета производственных запасов. Приобретенные товары и тара принимаются на учет по счету 41 «Товары» по стоимости их приобретения. Принятые на учет товары отражают по дебету счета 41 и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и других счетов. Поступление товаров можно отражать с использованием счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» в порядке, аналогичном для учета соответствующих операций с материалами. Организации торговли могут включать в цену приобретения (фактическую себестоимость) затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), произведенных до передачи товаров в продажу, или же включать их в состав расходов на реализацию. Организациям розничной торговли разрешается оценивать приобретенные товары по розничным ценам с отдельным учетом наценок (скидок). В этом случае поступившие товары приходуют по стоимости приобретения по дебету счета 41 и кредиту счета 60 и других счетов. Одновременно на разницу между стоимостью приобретения товаров и их стоимостью по розничным ценам дебетуют счет 41 и кредитуют счет 42 «Торговая наценка». Счет 42 «Торговая наценка» предназначен для обобщения информации о торговых наценках (скидках, надбавках) на товары, налогах, включаемых в цену товаров, если учет товаров ведется по розничным ценам. На счете 42 «Торговая наценка» учитываются также скидки, предоставляемые поставщиками организациям на возможные потери товаров, а также на возмещение дополнительных транспортных затрат. Суммы торговых наценок (скидок, надбавок), налогов, включаемых в цену товаров, приходящихся на реализованные товары, учитываемые по розничным ценам, отражаются сторнировочной записью по дебету счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» и кредиту счета 42 «Торговая наценка». Суммы торговых наценок (скидок, надбавок), налогов, включаемых в цену товаров, приходящихся на недостающие товары, учитываемые по розничным ценам, отражаются сторнировочной записью по дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи имущества» и кредиту счета 42 «Торговая наценка». Товары, переданные для переработки другим организациям, со счета 41 не списывают. На счете 41 они учитываются обособленно. Товары, принятые на ответственное хранение и на комиссию, учитывают на забалансовых счетах 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на хранение» и 004 «Товары, принятые на комиссию». Аналитический учет по счету 41 ведут по ответственным лицам, наименованиям (сортам, партиям, кипам), а в необходимых случаях и по местам хранения товаров.
Ссылки Инструкция о порядке применения типового плата счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50
Инструкция по бухгалтерскому учету запасов, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.11.2010 № 133
Инструкция о порядке использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 15.03.2004 № 34
5.11 Учет формирования резервов под снижение стоимости материальных ценностей
Согласно Международным стандартам бухгалтерского учета перед составлением бухгалтерского баланса за год фактическая себестоимость материальных ценностей сравнивается с их рыночной стоимостью (стоимостью возможной продажи). При этом если фактическая себестоимость материальных ценностей оказывается ниже их рыночной стоимости, то указанные ценности отражаются в балансе по фактической себестоимости. Если же, наоборот, фактическая себестоимость материальных ценностей оказывается выше их рыночной стоимости, то материальные ценности должны отражаться в балансе по рыночной стоимости. По данным бухгалтерского учета рыночную стоимость материальных ценностей определяют вычитанием из фактической их себестоимости сумм резервов под снижение стоимости материальных ценностей, которые учитываются на счете 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей». Сумму резерва под снижение стоимости материальных запасов определяют сопоставлением фактической себестоимости с рыночной стоимостью по каждому номенклатурному номеру или по группам однородных материальных ценностей (в случае, когда рыночная фактическая себестоимость превышает рыночную стоимость материалов). На общую сумму резервов под снижение стоимости материальных ценностей дебетуют счет 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» и кредитуют счет 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей». В начале периода, следующего за периодом, в котором произведена указанная выше запись, зарезервированная сумма восстанавливается записью по дебету счета 14 и кредиту счета 91. Закрытие счета 14 осуществляют исходя из предположения полного расходования материальных ценностей в следующем отчетном периоде. Остаток на счете 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей» показывает превышение фактический себестоимости материальных ценностей над их рыночной стоимостью только на конец отчетного периода. Следует отметить, что счет 14 применяется для обобщения информации о резервах под отклонение стоимости не только по счету 10 «Материалы», но и по другим средствам в обороте — незавершенному производству, готовой продукции, товарам и т.п. Поэтому при составлении бухгалтерского баланса за год сумма резерва под снижение стоимости материальных ценностей (сальдо по счету 14) сопоставляется с сальдо по счетам 10 «Материалы», 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 43 «Готовая продукция», 41 «Товары». После такого сопоставления материальные ценности отражаются в балансе в нетто-оценке — по аналогии с внеоборотными активами, вложениями в акции других организаций, котирующихся на фондовой бирже, дебиторской задолженностью, под которую создаются резервы сомнительных долгов.
Ссылки Инструкция о порядке применения типового плата счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50
Инструкция по бухгалтерскому учету запасов, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.11.2010 № 133
Инструкция о порядке использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 15.03.2004 № 34
5.12 Налоги по хозяйственным операциям движения производственных запасов
По хозяйственным операциям движения производственных запасов как составных частей сделок гражданско-правового характера исчисляют НДС, налог на прибыль и подоходный налог. НДС по производственным запасам организации учитывают на субсчете 18-3 «Налог на добавленную стоимости по приобретенным товарно-материальным ценностям, работам, услугам» счета 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам». Порядок учета НДС по производственным запасам зависит от назначения используемых производственных ресурсов (на производственные нужды, непроизводственные нужды, в продажу, безвозмездную передачу), отраслевой принадлежности организации и ряда других особенностей. В расчетных документах поставщиков по поступившим производственным запасам отдельно выделяется сумма НДС. Сумму НДС отражают по дебету счета 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам», по субсчету «Налог на добавленную стоимости по приобретенным товарно-материальным ценностям, работам, услугам», с кредита счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др. В зависимости от направления расхода производственных запасов сумма НДС, учтенная на субсчете 18-3, подлежит зачету в счет платежей НДС в бюджет (при использовании материальных ресурсов на производственные нужды) или списанию на счета реализации (при продаже запасов) и соответствующих источников покрытия (при пользовании на непроизводственные нужды, при безвозмездной передаче и др.). По товарам, работам и услугам, использованным при изготовлении продукции и осуществлении операций, которые освобождены от НДС, суммы НДС, уплаченные поставщиками по таким товарам, зачету не подлежат, а относятся на счета издержек производства и обращения. В случаях, когда в первичных учетных документах, подтверждающих стоимость приобретенных материальных ресурсов (работ, услуг), не выделена сумма НДС, в расчетных документах исчисление НДС не производится. Именно поэтому стоимость таких приобретенных материальных ресурсов (работ, услуг), включая предполагаемые по ним НДС, приходуется по счетам материальных ресурсов (10 и др.) на всю сумму счета с последующим списанием на издержки производства и обращения. В соответствии с установленным порядком учета НДС суммы НДС, подлежащие возмещению (вычету) за материальные ресурсы, списывают с кредита счета 18 (субсчет 3 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарно-материальным ценностям, работам, услугам») в дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам». В случае если материальные ресурсы, по которым в установленном порядке произведено возмещение (вычет) НДС, использованы для непроизводственной сферы, имеющей специальные источники финансирования, делается исправительная бухгалтерская запись: дебет соответствующих источников финансирования, кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам». При использовании материальных ресурсов для непроизводственных нужд сумму НДС, приходящуюся на эти ресурсы, списывают с кредита счета 18 (субсчет 3) в дебет источников покрытия непроизводственных затрат (счет 29 «Обслуживающие производства и хозяйства») или сразу в дебет счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности». Сумму НДС по материальным ресурсам, используемым при изготовлении продукции и осуществления операций, освобожденных от НДС, списывают в дебет счетов учета затрат на производство (счета 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства» и др.). При продаже материальных ресурсов приходящуюся на проданные материалы долю НДС списывают с кредита субсчета 3 счета 18 в дебет счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности». Объем реализации для целей налогообложения определяет в том же порядке, как и при реализации основных средств (глава 3, 10). В случае продажи производственных запасов населению, включая своих работников, а также при натуральной оплате товаров по ценам не выше себестоимости облагаемый оборот определяется исходя из рыночных цен, сложившихся на момент реализации продукции. При безвозмездной передаче производственных запасов плательщиком НДС является организация, передающая эти запасы. Налог на прибыль. По безвозмездно полученным от других организаций производственным запасам организация-получатель увеличивает налогооблагаемую прибыль на стоимость полученных ценностей. Налог на доходы физических лиц. Организация может приобретать производственные запасы по договорам купли-продажи, в которых должны быть отражены необходимые реквизиты: фамилия, имя, отчество продавца, его паспортные данные, адрес постоянного места жительства, а также факт регистрации физического лица в качестве предпринимателя. Если продавец зарегистрирован в качестве предпринимателя и в качестве плательщика в налоговой инспекции, то с него не удерживают налог на доходы физических лиц. Организация обязана вести учет расчетов с физическими лицами при приобретении у них производственных запасов, для того чтобы иметь данные о совокупных выплаченных суммах с налога года, обеспечивающих правильное исчисление и удержание подоходного налога. Если предприниматель не зарегистрирован в налоговой инспекции как налогоплательщик, то с него также удерживают налог на доходы физических лиц.
Ссылки Инструкция о порядке применения типового плата счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50
Инструкция по бухгалтерскому учету запасов, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.11.2010 № 133
Инструкция о порядке использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 15.03.2004 № 34
5.13 Инвентаризация товарно-материальных ценностей
Инвентаризация средств — это проверка и документальное подтверждение фактического наличия средств и их источников, выявление отклонений от учетных данных и принятие решений по внесению изменений в данные бухгалтерского учета. Инвентаризацию проводят: • при смене собственника или реорганизации предприятия; • при смене руководителя предприятия или материально ответственного лица; • перед составлением годовой отчетности, но не ранее 1 ноября; • при установлении фактов хищений, порчи, утраты имущества, после пожаров или стихийных бедствий; • по решению судебных или контролирующих органов; • при ликвидации субъекта хозяйствования. По объему проверки инвентаризации делятся на сплошные и выборочные, а по времени — на плановые и внезапные. Для проведения инвентаризации приказом директора назначается комиссия, в состав которой входит бухгалтер. Перед началом инвентаризации кладовщик обязан сделать все записи в карточках складского учета материалов и все документы сдать в бухгалтерию, о чем он расписывается в инвентаризационной описи. Комиссия перевешивает, пересчитывает все товарно-материальные ценности, полученные данные записывает в инвентаризационные описи, которые подписываются председателем и членами комиссии и материально ответственными лицами. Описи передаются в бухгалтерию, где заполняются графы по данным бухгалтерского учета на основании карточек складского учета или сальдовой книги. Далее производится сверка фактических данных с данными учета. Все наименования, по которым обнаружены излишки или недостачи, переносятся в сличительную ведомость. По всем излишкам и недостачам материально ответственные лица дают письменные объяснения. После этого комиссия принимает решение и составляет акт. Товарно-материальные ценности (производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы) заносятся в описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных (артикула, сорта и др.). Инвентаризация товарно-материальных ценностей должна, как правило, проводиться в порядке расположения ценностей в данном помещении. При хранении товарно-материальных ценностей в разных изолированных помещениях у одного материально ответственного лица инвентаризация проводится последовательно по местам хранения. После проверки ценностей вход в помещение опломбировывается и комиссия переходит для работы в следующее помещение. Товарно-материальные ценности, поступающие во время проведения инвентаризации, принимают материально ответственные лица в присутствии членов инвентаризационной комиссии и приходуют их по реестру или товарному отчету после инвентаризации. Эти ценности заносят в отдельную опись. В ней указывают дату поступления, наименование поставщика, дату и номер приходного документа, наименование товара, количество, цену и сумму. Одновременно на приходном документе за подписью председателя инвентаризационной комиссии (или по его поручению члена комиссии) делается отметка «После инвентаризации» со ссылкой на дату описи, в которую записаны эти ценности. При длительном проведении инвентаризации в исключительных случаях и только с письменного разрешения руководителя и главного бухгалтера организации в процессе инвентаризации товарно-материальные ценности могут отпускаться материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии. Эти ценности заносят в отдельную опись под наименованием «Товарно-материальные ценности, отпущенные во время инвентаризации». Оформляется опись по аналогии с документами на поступившие товарно-материальные ценности во время инвентаризации. В расходных документах делают отметку за подписью председателя инвентаризационной комиссии или (по его поручению) члена комиссии. В описях на товарно-материальные ценности, переданные в переработку другой организации, указывают наименование перерабатывающей организации, наименование ценностей, количество, фактическую стоимость по данным учета, дату передачи ценностей в переработку, номера и даты документов. ИХП, находящиеся в эксплуатации, инвентаризируются по местам их нахождения и материально ответственным лицам, на хранении у которых они находятся. Инвентаризацию проводят путем осмотра каждого предмета. В описи ИХП заносят по наименованиям в соответствии с номенклатурой, принятой в бухгалтерском учете. При инвентаризации ИХП, выданных в индивидуальное пользование работникам, допускается составление групповых инвентаризационных описей с указанием в них ответственных за эти предметы лиц, на которых открыты личные карточки, с распиской их в описи. Предметы спецодежды и столового белья, отправленные в стирку и ремонт, должны записываться в инвентаризационную опись на основании ведомостей-накладных или квитанций организаций, осуществляющих эти услуги. ИХП, пришедшие в негодность и несписанные, в инвентаризационную опись не включаются, а составляется акт с указанием времени эксплуатации, причин негодности, возможности использования этих предметов в хозяйственных целях. Тару заносят в описи по видам, целевому назначению и качественному состоянию (новая, бывшая в употреблении, требующая ремонта и др.). На тару, пришедшую в негодность, инвентаризационная комиссия составляет акт на списание с указанием причин порчи. Излишки материально-производственных запасов, выявленные в результате проведенной инвентаризации, отражаются в бухгалтерском учете как внереализационные доходы (дебетуют счет 10 «Материалы», кредитуют счет 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности»). Стоимость выявленных при инвентаризации излишков материалов при принятии их к бухгалтерскому учету определяется на основании заключения об их оценке, проведенной юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими оценочную деятельность, или организацией самостоятельно исходя из прейскурантов, бюллетеней, каталогов и иных документов, определяющих стоимость аналогичных активов. Стоимость выявленных при инвентаризации излишков материалов в бухгалтерском учете отражается по дебету счета 10 «Материалы» и кредиту счетов учета финансовых результатов.
Отражение в бухгалтерском учете:
При выявлении фактов недостач, хищений, порчи материалов их фактическая себестоимость или ее часть (при порче материалов) списывается с кредита счета 10 «Материалы» в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». Со счета 94 стоимость недостающих и испорченных материалов списывают на счета издержек производства и обращения (если потери в пределах норм), в дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба» (при установлении конкретных виновников), в дебет счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» (при отсутствии конкретных виновников или если во взыскании недостающих или испорченных ценностей отказано судом). При выявлении недостач, хищений или порчи материалов их фактическая себестоимость списывается в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» независимо от причин их возникновения. Суммы недостач увеличиваются на сумму НДС. При этом недостачи в пределах норм естественной убыли относятся на счета учета затрат на производство, расходов на реализацию, а сверх норм — на виновных лиц. Если конкретные виновники не установлены или суд отказал во взыскании с них, то суммы недостач погашаются за счет результатов хозяйственно-финансовой деятельности субъекта хозяйствования.
Списание недостач в учете отражается следующим образом:
Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может быть допущен только в виде исключения за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношение товарно-материальных ценностей одного и того же наименования и в тождественных количествах. Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации — в годовом бухгалтерском учете. Стоимость недостач, хищений, умышленного уничтожения имущества организации определяется по свободным ценам, сложившимся на день их выявления. Списанные за счет прибыли предприятия недостачи и хищения в течение 5 лет учитываются на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных кредиторов» на случай выявления виновных лиц. Пример При инвентаризации в помещении офиса была обнаружена недостача телефона Panasonic KX-TG 1106, который числился в учете на счете 10-9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности» по фактической себестоимости в сумме 90 000 руб. Рыночная стоимость телефона на момент проведения инвентаризации составляет 240 000 руб., в том числе НДС по ставке 20 % — 40 000 руб. Установлено виновное лицо — специалист отдела маркетинга. По решению руководителя рыночная стоимость телефона удерживается из заработной платы сотрудника. Отражение в бухгалтерском учете:
Стоимость материалов, утраченных в результате стихийных бедствий или иных форс-мажорных обстоятельств, списывается с кредита счета 10 «Материалы» в дебет счета 99 «Прибыли и убытки». Материалы, израсходованные при ликвидации последствий стихийных бедствий, также списываются со счета 10 на счет 99.
Ссылки Инструкция о порядке применения типового плата счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50
Инструкция по бухгалтерскому учету запасов, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.11.2010 № 133
Инструкция по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180
Инструкция о порядке использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 15.03.2004 № 34
6 УЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ 6.1 Учет кассовых операций и денежных документов
Денежные средства – это наличные денежные средства в белорусских рублях и иностранной валюте, средства на корреспондентских счетах в Национальном банке Республики Беларусь. Денежные средства организаций находятся в кассе в виде наличных денег и денежных документов, на счетах в банках, в выставленных аккредитивах и на открытых особых счетах, чековых книжках и т.д. Основными задачами бухгалтерского учета денежных средств являются: точный, полный и своевременный учет этих средств и операций по их движению; контроль за наличием денежных средств и денежных документов, их сохранностью и целевым использованием; контроль за соблюдением кассовой и расчетно-платежной дисциплины; выявление возможностей более рационального использования денежных средств. В соответствии с действующим законодательством организации независимо от организационно-правовых форм и вида деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков. Организации производят расчеты по своим обязательствам с другими организациями, как правило, в безналичном порядке через банки и применяют формы безналичных расчетов, устанавливаемые Национальным банком РБ в соответствии с законодательством Беларуси. Расчеты наличными деньгами между юридическими лицами, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь проводятся за счет следующих источников: наличные деньги, полученные с текущих (расчетных) банковских счетов, карт-счетов; выручка; личные денежные средства физических лиц, используемые в интересах юридических лиц, их обособленных подразделений, с которыми указанные физические лица состоят в трудовых отношениях. Для осуществления расчетов наличными деньгами каждая организация должна иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Прием наличных денег организациями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин. Наличные деньги могут быть получены организациями в обслуживающих банках на цели, установленные законодательством. Наличные деньги, полученные организациями в кассах банков, расходуются на цели, указанные в чеке. Наличные деньги, поступившие в кассы организаций в качестве возврата наличных денег, ранее полученных по чеку в обслуживающих банках и выданных на командировочные расходы, расчеты, осуществляемые между юридическими лицами, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями, и оплату труда, расходуются организациями только на те цели, на которые были получены по чеку в обслуживающих банках. Организации, открывшие текущие (расчетные) банковские счета, расходуют наличные деньги из выручки для проведения текущих операций (в том числе для проведения расчетов по платежам в бюджет, государственные внебюджетные фонды) и в размерах, установленных законодательством для осуществления предстоящих расходов (при наличии таких размеров), договорами. Организация (независимо от наличия у нее текущего (расчетного) банковского счета) осуществляет расчеты наличными деньгами с другими юридическими лицами, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями на территории Республики Беларусь, в том числе путем внесения наличных денег непосредственно в кассы банков с последующим зачислением их на текущие (расчетные) банковские счета получателей, в общей сумме не более 300 базовых величин на протяжении одного дня. Количество юридических лиц, их обособленных подразделений, индивидуальных предпринимателей, с которыми организация проводит расчеты наличными деньгами в общей сумме не более 300 базовых величин на протяжении одного дня, не ограничивается. Расчеты наличными деньгами по платежам в бюджет, государственные внебюджетные фонды осуществляются без ограничения размеров как для плательщика, так и для получателя. Организации, открывшие текущие (расчетные) банковские счета, самостоятельно определяют порядок и сроки сдачи выручки в приказе руководителя юридического лица, в письменном виде. Установленные руководителем организации, порядок и сроки сдачи выручки действительны в течение срока, указанного в приказе руководителя. Порядок и сроки сдачи выручки могут быть пересмотрены по решению руководителя в случае изменения объемов кассовых оборотов и по другим причинам. При установлении сроков сдачи выручки учитываются необходимость ускорения оборачиваемости и своевременного поступления наличных денег в банки, обеспечение сохранности, специфика работы организации. Организации сообщают обслуживающему банку (по решению руководителя банка или лица, им уполномоченного) установленные сроки сдачи выручки, размеры выручки, планируемой для сдачи в банк, а также сведения об изменении сроков сдачи выручки и ее размеров в сроки, определенные договором между организацией и обслуживающим банком. При несовпадении дней работы организации и обслуживающего банка либо организации Министерства связи и информатизации Республики Беларусь выручка сдается в первый рабочий день обслуживающего банка, организации Министерства связи и информатизации Республики Беларусь и организации. Если организация и обслуживающий банк работают в общеустановленные выходные дни, выручка, поступившая в эти дни в кассу организации, сдается в обслуживающий банк при условии, что на эти дни приходится срок сдачи выручки организации.
|