Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 14. социальная политика государства
1 Социальная политика государства: цели и основные направления. 2 Причины неравенства в распределении доходов в рыночной экономике. Кривая Лоренца и коэффициент Джини. Децильный и квинтильный коэффициенты. Государственная политика перераспределения доходов: цели и методы. Компромисс между экономической эффективностью и социальной справедливостью. 1 Социальная политика государства: цели и основные направлении В развитых странах к настоящему времени сформировалась социально-ориентированная рыночная экономика. В Конституции РФ, принятой в 1993 г., российское государство определяется как социальное, т.е. Конституцией декларирована ориентация на создание в России модели социально-ориентированной экономики. Большую роль в социальной ориентации экономики должна играть социальная политика государства, которая строится на принципах социальной справедливости и социального равенства. Социальное равенство означает равные права и возможности каждого гражданина в получении экономических и духовных благ общества в зависимости от индивидуальных способностей и общественных условий. Социальная справедливость означает сложившиеся общественные отношения в области производства и распределения материальных и духовных благ, при которых наиболее полно реализуется социальное равенство в получении доли этих благ отдельными гражданами. Социальная политика государства представляет собой совокупность форм и методов государственного воздействия на состояние социальных показателей общественного развитии с помощью бюджетных, административных и законодательных рычагов для достижения социальной справедливости. Главными целями социальной политики государства являются: - повышение трудовой и хозяйственной активности населения; - обеспечение каждому трудоспособному человеку условий, позволяющих своим трудом и предприимчивостью обеспечить благосостояние семьи и формирование сбережений; дифференциации доходов и имущества - стабилизация жизненного уровня населения и недопущение массовой бедности; - сдерживание роста безработицы и материальная поддержка безработных, а также подготовка трудовых ресурсов такого размера и качества, которые соответствуют потребностям общественного производства; - поддержание стабильного уровня реальных доходов населения путем проведения антиинфляционных мер и индексации доходов; - развитие отраслей социальной сферы (образование, здравоохранение, жилищное хозяйство, культура и искусство). Выделяют три основных направления социальной политики государства: 1) частичное перераспределение доходов населения через бюджетную систему страны (налоги - государственные трансфертные платежи); 2) регулирование рынка труда и осуществление политики занятости: 3) социальная защита населения. В экономической теории и практике существует два подхода к проведению государством социальной политики: - либеральный, который предполагает активную социальную политику государства с высокой степенью социальной защищенности населения (шведская модель); - консервативный, который предполагает пассивную социальную политику компенсационного характера (США). При этом считается, что наилучшие возможности для решения социальных проблем создает частный сектор, а государство должно оказывать крайне ограниченную финансовую помощь и то лишь отдельным слоям населения. Социальная политика многих стран находится в диапазоне между двумя этими моделями. 2 Причины неравенства в распределении доходов в рыночной экономике. Кривая Лоренца и коэффициент Джини. Децильный и квинтильный коэффициенты. Государственная политика перераспределения доходов: цели и методы. Компромисс между экономической эффективностью и социальной справедливостью Доходы населения - это сумма денежных средств и материальных благ, которые получены из различных источников или произведены самими домашними хозяйствами за определенный период времени (год, квартал, месяц). Население получает доходы в денежной или натуральной форме. Денежные доходы населения включают все поступления в виде заработной платы, пенсий, стипендий, пособий, дивидендов, доходов от предпринимательской деятельности, продажи ценных бумаг, недвижимости, изделий и предметов собственного изготовления и доходов от оказания услуг. Натуральные доходы - это продукция домашних хозяйств, а также воспомоществования, полученные по разным каналам от государства, организаций, различных обществ (гуманитарная помощь, подарки, суповые кухни и пр.). Наряду с легальными имеют место к нелегальные доходы, которые население получает в обход существующего законодательства и скрывает от налогов. Следует различать номинальные и реальные доходы населения, т.к. только увеличение реальных доходов населения означает действительное повышение жизненного уровня населения В современном обществе существует значительная дифференциация доходов по различным социальным группам, которая подразумевает различия в уровне дохода на душу населения (ВВПд), на каждого занятого или на семью. Основными причинами дифференциации доходов являются: - различия в возрасте, здоровье; различия в индивидуальных способностях: физических и умственных; - различия в образовании и возможностях его получения; - различия в составе семьи; различия в обладании собственностью; - различия в предпринимательских способностях. Эти причины порождают неравенство в доходах различных групп населения. Обычно статистика выделяет три группы населения: 1) богатые (20 %); 2) средние (средний класс) (60 %); 3) бедные (20 %). Если вторая группа (средний класс) составляет не менее 50 % населения, то общество считается стабильным. К бедным относятся. семьи, которые тратят на питание более 1/3 своего семейного дохода. В экономической теории и практике для определения степени неравенства в получении доходов используется кривая Лоренца (рисунки), которая графически отражает фактическое распределение совокупного дохода общества между различными группами населения, и коэффициент Джини - индекс дифференциации доходов населения.
Численность населения, % Рис.1 Кривая Лоренца (ОСА) Рис. 2 Сдвиг кривой Лоренца после уплаты налогов
На рис. 1 прямая линия ОА показывает равное распределение доходов в обществе и называется линией абсолютного равенства. Кривая линия ОСА - кривая Лоренца - показывает фактическое (неравное) распределение доходов в обществе. Чем более прогнута кривая Лоренца, тем более неравномерное распределение доходов имеет место в обществе.
Государство, проводя социальную политику на основе использования прогрессивной системы налогообложения доходов населения и системы государственных трансфертных платежей, уменьшает неравенство в доходах населения, что иллюстрируется на рис. 2 сдвигом кривой Лоренца в сторону линии абсолютного равенства. Степень дифференциации доходов населения в обществе измеряется на основе расчета коэффициента Джини:
Значение коэффициента Джини различно в разных странах. Обычно его значения невелики (что означает незначительную дифференциацию доходов) в странах, которые осуществляют либеральную социальную политику (в скандинавских страны Кджинн = 0.22), но значительно больше в странах с консервативной социальной политикой (в США КДжини = 0, 46). Для характеристики степени концентрации (поляризации) доходов в обществе используются два показателя: децильный и квин тильный коэффициенты. Децильный коэффициент отражает соотношение доходов 10 % самого богатого населения и доходов 10 % самого бедного населения. Квинтильный коэффициент отражает соотношение доходов 20 % самого богатого населения и доходов 20 % самого бедного населения. Допустимыми верхними пределами этих коэффициентов считаются значения соответственно 8 и 7 раз. Превышение этих значений означает чрезмерную концентрацию доходов в обществе, где (как в России, Бразилии, Китае) небольшая часть населения богата, остальное население слишком бедное. В России коэффициент Джини в 2004 г. составлял 0, 406. По этому показателю Россия догнала США и обогнала другие страны «большой восьмерки» в 1, 1-Кб раза. Децильный коэффициент продолжал увеличиваться в 2000-х гг. (2000 г. - 13, 9; 2001 г. - 14; 2002 г. -14; 2003 г. - 14, 3; 2004 г. - 15 раз; 2006 г. - 16 раз). Квинтильный коэффициент составил в 2004 г. в России 8, 5 раза, тогда как в западных странах он равен 4-5, а разрыв в 7 раз считается критическим. Такая динамика коэффициентов свидетельствует о продолжающемся нарастании неравенства в распределении доходов в России и расширении границ бедности. С целью уменьшения неравенства в распределении доходов и обеспечения всем членам общества достойного уровня жизни государство проводит политику перераспределения доходов, которая является важной составной частью общей социальной политики и имеет два направления действия: 1) поддержание достигнутого уровня реальных доходов населения и нейтрализацию инфляционного обесценения доходов и сбережений населения; 2) частичное перераспределение доходов общества. Различают две группы методов государственной политики перераспределения доходов: - рыночные (экономические), осуществляемые на основе вмешательства государства в распределение доходов посредством налогов, цен, льгот; - нерыночные, основанные на выплате государственных трансфертных платежей (пособий, пенсий, стипендий и пр.). Государственные трансфертные платежи представляют собой систему государственной денежной или натуральной помощи гражданам страны, которая не связана с их участием в хозяйственной Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов измеряется объемом и динамикой государственных расходов на социальные цели, а также размером налогообложения доходов.
|