![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
История менеджмента
План 1. Управленческие революции. 2. Школа научного менеджмента. 3. Теория человеческих отношений. 4. Поведенческая школа. 5. Школы менеджмента (подходы).
В литературе существует 2 подхода. Кабушкин выделяет 3 периода в развитии менеджмента:
Уткин выделяет 5 управленческих революций: 1) 7000 лет назад – религиозно-коммерческая революция. Менеджерами можно считать жрецов, т.к. они распределяли дары, которые приносились в жертву. Жрецы выполняли различные функции, побочным продуктом было появление письменности. 2) Светстко-административная революция (деятельность царя Хаммурапи – 1792-1750 гг. до н.э.). Хаммурапи разработал свод законов управления государством, ввел светский стиль управления, уделял большое внимание контролю и ответственности над выполнением работ. Он выработал собственный лидерский стиль управления – образ опекуна и защитника людей. 3) Производственно-строительная революция (царь Навуходоносор II – 605-562 гг. до н.э.). Навуходоносор - автор проектов некоторых из 7ми чудес света (Вавилонской башни, висячих садов Семирамиды), разработал систему производственного контроля на текстильных фабриках и зерно хранилищах – цветные ярлыки для каждой партии пряжи. Управленческие нововведения в Древнем Риме: система территориального управления римского императора Диоклетиана (243-316 гг.), административная организация Римской католической церкви (до сих пор это наиболее совершенная формальная организация в Западном мире, ее опят используется в управлении персоналом, в организации системы власти, в формировании авторитета, в специализации функций). 4) Революция, связанная с зарождением капитализма и профессионального управления. Мануфактуры переходят в фабрику, формируется акционерный капитал, растут масштабы производства, и возникает потребность в профессионале. 5) Бюрократическая революция. В основе ее лежит концепция рациональною бюрократии. Основные черты: формирование крупных иерархических структур, разделение управленческого труда, внедрение норм и стандартов (норма времени, обслуживания, выработки, численности), формализация должностных обязанностей.
Основатель школы научного менеджмента – Ф. Тейлор (1856-1915 гг.). Это «отец научного менеджмента». Он был инженер-практик и работал в 3 технологических компаниях. Он впервые ввел в практику менеджмента хронометраж, разбивая действия рабочих на отдельные движения и замеряя их продолжительность, с целью рационализации труда рабочих. Тейлор разработал тарифную систему оплаты труда рабочих и широко понимал понятие «награда рабочему». Он написал 2 книги: «Управление фабрикой» и «Принципы научного управления». Тейлор выделил 5 основных принципов научного управления:
Эта система принципов получила название «тейлоризм». Идеи Тейлора были развиты супругами Фрэнком (1868-1925 гг.) и Лилиан (1878-1972 гг.) Гилбрет. Они занимались разработкой оптимальных способов выполнения работы. Они впервые применили фотоаппарат и кинокамеру для исследования движений, разработали стандарты выполнения трудовых операций. После смерти Фрэнка его жена продолжает его идеи, но в новом направлении: она является первой женщиной в США, написавшей тезисы по психологии на степень доктора философии в США (первый доктор психологии). Это произошло в 1915 г. Административная (классическая) школа управления. Если до этого была научная организация труда (НОУ), то были введены принципы менеджмента для администраторов. В этой области преуспел А. Файоль (1841-1925 гг.), он был 30 лет топ-менеджером. Он разработал теорию администрирования, которая изложена в его книге «Общее и промышленное управление» (1916 г.). Файоль разработал 14 принципов управления, применительные к высшему звену менеджмента: ü разделение труда, т.е. специализация; ü ответственность; ü дисциплина; ü единоначалие, т.е. одно лицо – один непосредственный начальник; ü подчиненность личных интересов коллективным; ü поощрение персонала; ü скалярная цепь (цепь начальников – неразрывная цепь команд от высшего до низшего ранга, по которой идут потоки информации); ü равенство и справедливость; ü стабильность персонала; ü инициатива; ü корпоративный дух и др. Идеи Файоля развивали Г. Эмерсон («12 принципов производительности»), Г. Форд. Фордизм – это дополнение к тейлоризму. Он отражен в книгах Г. Форда (1863-1947 гг.) «Моя жизнь, мои достижения» и «Сегодня и завтра».
Теория связана с именем М.П. Фоллет (1868-1933 гг.). Ее работы: «Новое государство», «Динамическая администрация». Это первый доктор социологии в США. Она сказала: «Менеджмент – это обеспечение выполнения работы с помощью других лиц». Фоллет выражала новую идею для своего времени естественного партнерства между трудом и капиталом при правильной мотивации и учете интересов сторон. Ч. Барнард – отец системного подхода в менеджменте, который отражен в книге «Функции администратора» (1938 г.). 6 аспектов системного подхода организации:
Х. Мюнстерберг – основатель психотехники – написал работу «Психологическая и промышленная эффективность» (1912 г.). В ней сформулированы основные принципы отбора людей на должности. Он создал первую в мире школу промышленных психологов. В теорию человеческих отношений входит психоанализ в менеджменте. Энрикес развивал идеи Фрейда и рассматривал такие понятия как «желание», «либидо-любовь», «отец и дети», «другой». Отец всегда – это двойственная фигура, с одной стороны, это любящее существо, объединяющее своих детей, а с другой, это человек, который может отказать детям в своей любви, наказать, покарать их, разрушить что-то, угрожать. Присутствие отца в двух его противоположных функциях – это главное условие существования общности организации.
|