Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Место средневековья во всемирном историческом процессе.






Итальянские историки считали Ср. – темным веком. Хронологические рамки: Для России: 5 – 16в. Для зап. Европы: 1) раннее Ср. 5 – 11 в. 2) класс. Ср. 11 – 15 в. 3) позд. Ср. 15 –16, сер. 17 в.В это время в Европе складывались феодально-крепостнические отношения. Эконом. жизнь была не очень активной, господствовало натур. хоз-во. Средневековое общество – аграрное, основанно на ручном труде и феодальных отношениях. Феодалы – собственники земли, а зависимые от них – крестьяне. Крестьянин имеет тягловую силу и орудия труда; несёт повинности за пользование землей феодала: Барщина (отраб. рента), Натуральная рента (продуктовая), Денежная рента. К крестьянам применялись меры внеэкономического принуждения (феодал – защитник крестьян (кр. были защищены от притязаний соседей), ф. «помогал» с судой под высокий процент). Гос-во давало ф. большие права – господин над кр-ми (собирал налоги с кр. и судил их). Эти права получили название «феод. иммунитет». Земельная собственность носит сословный, неполный, расщепленный хар-тер. Часть земель монарх передает своим ближайшим слугам на условиях несения воен. службы в пользу этого монарха. Личная земля монарха – «домин». Выше стоящий – «сюзерен». Ниже стоящий – «вассал». Взаимоподчинение (феод. иерархия или отношения вассалитета). В Ср. обществе морально-нравственные установки носят застылый характер; задаются нормами крестьянской религии. Ср. общество динамично. Появляются известные нам народы. Достигло общество больших высот в научной и культурной областях. В Ср. века было 2 центра цивилизации – Европа и Азия. Азия – арабско-мусульманская цивилизация (арабский язык, вера в ислам). 7-8 век: на территории Азии сложилось огромное гос-во – Арабский халифат (но оно было непрочным). Высокий уровень арабов на ранней стадии развития объясняется за счет аккумуляции всех достижений других народов и цивилизаций. В области идеологии

господ. роль играла церковь.

2. Образование гос-ва у вост. словян. Норманизм. 1). « Славяне»- слово ведают. Оформились племена в чёткие сой. группы только на рубеже нашей эры. В Юж. районах в лесо-степи словяне кантактировали со скифами (качев. народ). Выдержали 2 нашествия (Готы, Гунны) => Вост. славяне оттеснены в лесистые районы Востю-Европ. равнины, где и произошло окончательное формирование древне- русской народности. С-не жили по берегам рек, озёр; занимались подсечным земледелием. Постепенно передвигались по берегам на С-В.Юж. районы расселения подвергались набегам кочевников(Хазары) и вынуждены платить им дань. Верования- языческие, поклонение силам природы(не было жертвопринашений). В 9 веке на тер-ии вост.сл-н появ-сь вооруж. отряды Викингов(варяги, норманны морские качевники, пираты и торговцы. Варяги расселились в Сев. части расселения славян.Воряги привнесли на Русь боевое вооружение и методы ведения войны. Возникновение государственности у славян относится к эпохе ранне­го средневековья. Славяне до Великого переселения народов занимали, по-видимому, территорию от Верхнего Одера до Среднего Днепра. Расселение славян происходило в VI-VIII вв. по трем основным направлениям: на юг (на Балканский полуостров), на восток и север по восточно-европейской рав­нине и на запад, в среднее Подунавье и Междуречье Одера и Эльбы. Ре­зультатом расселения стало разделение славянства на три ветви: южную, восточную и западную. Образование государства у восточных славян явилось закономерным итогом длительного процесса разложения родоплеменного строя и пере­хода к классовому обществу. Процесс имущественного и социального расслоения среди общинни­ков, привел к выделению из их среды наиболее зажиточной части, которая, подчиняя себе массу рядо­вых общинников, нуждается для поддержания своего господства в государственных структурах.

2). В 30-60-е годы XYIII в. немецкие ученые И.Г. Байер и Г.Ф. Миллер, работавшие в Петербургской Академии наук, в своих научных трудах впервые попытались доказать, что Древнерусское государство было создано варягами. Они положили начало норманнской теории происхождения Российского государства. Крайним проявлением концепции является утверждение, что славяне в силу своей неполноценности не могли создать государства, а затем без иноземного руководства были не в состоянии управлять им. Во-первых, они считают, что норманны добились господства над вос­точными славянами путем внешнего военного захвата или с помощью мирного покорения (приглашения княжить); Во- вторых, они считают, что слово " русь" норманнского происхожде­ния. Против этой теории решительно выступил М.В. Ломоносов. Антинорманисты считают, что термин " русь" доваряжского проис­хождения и восходит к очень древним временам.

 

3. Религиозные верования славян. Христианизация и ее роль. Восточные славяне были язычниками. Они поклонялись силам ви­димой природы и почитали предков. Силы природы воплощались у них в личные божества. Первое место среди них занимало божество солнца. Его почитали как источник тепла и света, как подателя всех благ; Белеса - как покровителя стад. Другим божеством был Перун, в котором олицетворялась гроза с страшным громом и смертоносною молнией. Ветер имел свое божество Стрибога. Божество земли носило имя Мать-Земля сырая. Кроме культа видимой природы у восточных славян был развит культ предков, связанный с родовым бытом. Родоначальник, давно умерший, обоготворялся и считался как бы живым покровителем своего потомства. Веря в существование таинствен­ных хозяев человеческих жилищ (домовых), славянин искал таких же хозяев и вне жилищ, в лесу (лешие), и в воде (водяные). Крещение Руси. В 987 г. состоялись русско-византийские переговоры. Греки просили помощи в подавлении восстания, Владимир потребовал взамен руки принцессы Анны с обещанием креститься. В 988 г. князь Влади­мир крестился. Помирясь с греками, он возвратился с православным ду­ховенством в Киев и в 990г. он приказал креститься населению Киева. Последствия принятия Русью христианства. 1). В Киеве стал жить русский митрополит, поставленный Константинопольским патриархом; в других городах были поставлены подчиненные митропо­литу епископы. В Киеве и во всех епархиях строились церкви и устраива­лись монастыри. 2). Вместе с христианством на Русь пришла письменность, а с нею книжное просвещение. Вскоре на Руси возникают школы с учителями священ­никами и появляются книжники - любители просвещения, собиравшие и переписывавшие книги. 3). Церковь старалась поднять значение княжеской власти. Княжеская власть, как и всякая земная власть, учинена от Бога и должна творить Божью волю. 4). На Руси церковь образовала особый союз - церковное общество. В состав его вошло духовенство, затем люди, которых церковь опекала и питала, и, наконец, люди, которые служили церкви и от нее зависели. 5). Церковь влияла на улучшение семейных отношений и вообще нравственности в русском обществе, духовенство воспитывало лучшие нравы на Руси, насаждало лучшие по­рядки. 6). В особенности восстало духовенство против грубых форм рабства на Руси. Влияние церкви охватывало все стороны общественного устройства и подчиняло себе одинаково как политическую деятельность князей, так и частную жизнь всякой семьи. 7). Рядом с воздействием церкви на гражданский быт Руси мы видим и просветительскую деятельность церкви. В монастырях об­разовывались целые библиотеки и процветала грамотность. 8). Христианская вера на Руси совершила переворот в области искусства. Архитектурное дело и живопись под влиянием церковного строительства достигли в Киеве значительного развития. Развилось, таким об­разом, национальное искусство.


 

4.Социально - политический строй и соц. структура. Политический строй древней Руси IX-Х вв. характеризовался как раннефеодальная монархия. Во главе государства стоял Киевский князь, называвшийся великим князем. Князь управлял при помощи совета из других князей и дружинников. Несколько позже эта форма правления вошла в историю Руси под названием боярская дума. Сбор дани и судеб­ных пошлин осуществлялись княжескими дружинниками. Князь властвовал и управлял не безраздельно. Княжеская власть бы­ла ограничена элементами сохранившегося народного самоуправления. Активно действовало народное собрание – вече – в IX-XI вв. Феодализм характеризуется полной собственностью феодала на зем­лю и неполной на крестьян, по отношению к которым он применяет раз­личные формы экономического и внеэкономического принуждения. За­висимый крестьянин обрабатывает не только землю феодала, но и свой земельный участок, который он получил от феодала или феодального го­сударства, и является собственником орудий труда, жилища и т.д. Категории населения. Однако в этот период оставалось довольно значительное коли­чество свободных людей, зависимых лишь от государства. Источники периода Киевской Руси называют зависимых от государства и великого князя общинников людьми, или смердами. Основной общественной ячейкой земледельческого населения про­должала оставаться соседская община - вервь. Человек, порвавший связи с общиной и не пользовавшийся ее покро­вительством, назывался изгоем. Распро­страненным названием временно зависимого крестьянина был закуп. Так называли человека, получившего от земледельца купу - помощь в виде участка земли, денежной ссуды, семян, орудий труда или тягловой силы и обязанного вернуть или отработать купу с процентами. Рядович - че­ловек, заключивший с феодалом определенный договор - ряд и обязан­ный выполнить различные работы согласно этому ряду. Рабы назывались холопами или челядью. Холопы обычно использовались в качестве домашних слуг. Довольно большой группой населения Руси были ремесленники. С ростом городов, развитием ремесленничества связана деятельность такой группы населения, как купцы. Древнейшие города возникали чаще всего на важнейших торговых путях. Одним из таких торговых путей был путь из " варяг в греки ". Необходимо выделить и такую группу населения Древней Руси, как дружинники (" мужи"). Дружинники жили на княжеском дворе, участво­вали в военных походах, в сборе дани. Княжеская дружина - это составная часть аппарата управления. Наиболее приближенные дружинники (старшие) составляли по­стоянный совет, " думу". Они именовались боярами. Младшие дружинники исполняли обязанности судебных исполни­телей, сборщиков штрафов и т.д. Княжеские дружинники составляли ос­нову нарождавшегося класса феодалов.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал