Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Борьба русского народа против шведско-польских интервентов. Первое и второе народные ополчения. Минин и Пожарский.
После убийства Лжедмитрия II 11 декабря 1610 г. смутаприобрела преимущественно характер национальной борьбы, в которой русские стремились освободиться от польских интервентов. Зимой 1611 г. в Рязанской земле было образовано первое народное ополчение, которое возглавил Прокопий Ляпунов. В состав ополчения входили жители Нижнего Новгорода, Мурома, Ярославля, Вологды, Костромы, казаки во главе с И.Заруцким. Ополчение подошло к Москве. 19 марта 1611 г. в столице вспыхнуло восстание москвичей. Разгорелись уличные бои, в которых интервенты стали терпеть неудачу. Тогда они подожгли город, который выгорел дотла. Польский гарнизон укрылся за стенами Кремля и Китай-города. Когда ополчение подошло к Москве, то нашло на ее месте только пепелище. К Ляпунову примкнули тушинские дворяне во главе с Д.Т. Трубецким и казаки под начальством атамана Ивана Заруцкого. Началась осада польского гарнизона, Внутри ополчения произошел раскол. Ляпунов высказался за возврат беглых крестьян, что привело к недовольству среди ополченцев-крестьян и казаков. Ляпунов был убит на казачьем кругу. Вскоре первое земское ополчение распалось. Под столицей остались только казачьи отряды. Тем временем Сигизмунд II взял обескровленный Смоленск. Шведы начали переговоры с новгородским боярством о признании русским царем сына короля Швеции Карла-Филиппа. Осенью 1611 г. Российское государство стояло на грани национальной катастрофы. На вооруженную борьбу с польско-шведской интервенцией поднялся русский народ. В Нижнем Новгороде в октябре 1611 г. земский староста Козьма Минин-Сухорук, мелкий торговец мясом и рыбой, обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение для освобождения Москвы, Патриотический призыв нашел горячий отклик у нижегородцев, которые решили отдать на создание ополчения " третью деньгу", т.е. третью часть личного имущества. По инициативе Минина создается " Совет всея земли", явившийся временным правительством. Возглавить земскую рать приглашается князь Д.М. Пожарский, отличившийся во время московского восстания против поляков. В начале марта 1612 г. ополчение начинает поход на Москву через Ярославль, который становится местом сбора военных сил. В конце августа 1612 г. войско Минина и Пожарского подошло к столице и соединилось с остатками первого земского ополчения. 22-24 августа под стенами Москвы произошло ожесточенное сражение с королевской армией под командованием гетмана Хоткевича, спешившей на помощь осажденному гарнизону. Поляки были наголову разбиты и бежали восвояси. Засевшие за кремлевской стеной интервенты капитулировали 26 октября 1612 г. Столица России была полностью освобождена. Сложность политической обстановки в Речи Посполитой и отсутствие средств для продолжения военных действий заставили Сигизмунда III на время отказаться от своих претензий на русский престол. Освобождение Москвы позволило восстановить государственную власть в стране. В столице собрался Земский собор. Решался вопрос об избрании нового русского царя, 21 февраля 1613 г. Земский собор избрал на престол Михаила Федоровича Романова (1613-1645), сын митрополита Филарета. В июле 1613 г. совершилось в Москве венчание Михаила Федоровича. Во время этого торжества, по обычаю, объявлены разные милости; князь Пожарский, бывший прежде стольником, получил сан боярина, а Козьма Минин пожалован в думные дворяне и награжден поместьем. Михаил Федорович был женат дважды. В 1624 г. он женился на Евдокии Лукьяновне Стрешневой, дочери малоизвестного дворянина. От этого брака родилось шесть детей: три дочери - Ирина, Анна, Татьяна и три сына - Иван, Василий, Алексей. В 1639 г. в течение трех месяцев умирают царевичи Иван и Василий. 12 июня 1645 г. государь скончался. Однако для укрепления централизованной власти в государстве требовалась постоянная поддержка широких кругов дворянства и верхушки городского посада. Поэтому Земский собор с 1613 по 1619 г. заседал практически беспрерывно. " Великое московское разорение" начала XVII в. опустошило Россию. С большими трудностями шло восстановление хозяйственной жизни как в городах, так и в деревнях. Внутриполитическое положение в стране оставалось неустойчивым. Смоленск находился в руках поляков, Новгород - шведов. После неудачной попытки в 1615 г. овладеть Исковым Швеция пошла на мирные переговоры с Москвой. 27 февраля 1617 г. в деревне Столбово между ними был заключен мирный договор. Новгородская земля возвращалась России, за Швецией оставалась Нева с Ижорской землей, город Корела с уездом и город Орешек. Россия лишилась единственного выхода к Балтийскому морю. 1 декабря 1618 г. в селе Деулино было заключено перемирие между Россией и Польшей сроком на 14 с половиной лет. За речью Посполитой оставались Смоленская и Чернигово-Северская земли. Подписанием двух неравноправных договоров закончилось для России Смутное время и польско-шведская интервенция. Сохранив национальную независимость, страна обеспечила свое дальнейшее развитие и решение первоочередных внутренних и внешнеполитических задач.
14. Соборное Уложение 1649 г. Первого сентября 1648 г. начал работу Земский собор, и в январе 1649 г. он принял Соборное Уложение. Разработка проекта Уложения была поручена особой комиссии в составе бояр, князей и дьяков. 28 июня 1648 г. правительством были разосланы грамоты о присылке в Москву к 1 сентября выборных людей для обсуждения и утверждения на Земском Соборе проекта Уложения. Обсуждение проекта Уложения началось 3 октября 1648 г. в двух палатах. В одной из них заседал царь с Боярской думой и Освященным собором, в другой, Ответной палате, совещались выборные люди под председательством князя Ю.А.Долгорукого. 29 января 1649 г. Уложение было принято; его скрепили подписями патриарх, представители высшего духовенства, бояре и 277 выборных земских людей. Новый свод статей назван Соборным Уложением. Соборное Уложение, получившее силу государственного закона, весной 1649 г. было отпечатано особой книгой и разослано, для руководства всем воеводам по городам и во все московские приказы. Уложение состояло из XXV глав и 967 статей. " Соборное Уложение" завершило долгий процесс складывания крепостного права, прошедший ряд этапов. Было окончательно оформлено крепостное право. Как указывалось выше, крепостное право – это зависимость крестьянина от феодала (или от феодального государства) в личном, земельном, имущественном, юридическом отношениях, основанная на прикреплении крестьянина к земле. Соборное Уложение по своему содержанию было крепостническим и отражало победу дворянства. В этом документе провозглашалась отмена " урочных лет" и установление бессрочного сыска беглых крестьян и посадских людей. Землевладение закреплялось как привилегия господствующего феодального класса. При увольнении со службы поместья служилых людей переходили детям, братьям, племянникам или внукам, которые записывались на службу. Разрешалось менять поместья на вотчины, что приводило к слиянию дворянского поместья с вотчиной. Крепостное право в стране получило законодательное утверждение: частновладельческие крестьяне навечно закреплялись за помещиками, боярами и монастырями. Устанавливалась наследственность владения крепостными и право распоряжаться их имуществом. Крестьяне лишались права самостоятельно выступать в судах со своими исками. Феодал по своей воле мог также устраивать браки и семейные разделы крепостных. Ряд статей Уложения отразил тенденцию к дальнейшей централизации власти, укреплению самодержавия. Традиционная монархия с Боярской думой постепенно уступала место абсолютной монархии. Абсолютизм - такая форма правления, когда законодательная, исполнительная и судебная власть полностью сосредоточена в руках монарха, а последний опирается на назначаемый и контролируемый исключительно им разветвленный чиновничье-бюрократический аппарат. В царствование Алексея Михайловича (1645-1676) все реже собирались Земские соборы, снижалась роль Боярской думы, с другой стороны все более разветвленной становилась приказная система. 15. Церковный раскол в русской православной церкви. В XVII в. в России довольно отчетливо прослеживались два общественных течения. В духовно-идеологической сфере начинали сталкиваться позиции российских западников и проводников национально-культурной самобытности России. Много внимания этому вопросу уделялось и православной церковью. Передовые священнослужители ратовали за такой вариант эволюции России, который вел бы к политической и экономической мощи при сохранении своеобразия духовной культуры. Русский народ ими представлялся хранителем подлинной христианской нравственности, поэтому они протестовали против распространившихся из Немецкой слободы нравов, нередко переходящих грань распущенности. Традиционная нравственность русских людей оберегалась прежде всего церковью, поэтому была связана с религиозностью. Церковные установки к тому времени прочно впитались в русский быт. Церковь строила свою деятельность так, чтобы влиять на все стороны общественной жизни. Эпоха Смуты наложила своеобразный отпечаток и на православную церковь. В настроения духовенства и монахов были привнесены элементы воинственности. Привыкнув воевать, сохранили дух воинственности и после Смуты. Он проявлялся в непримиримости к влиянию неправославных вероучений. Стремление сохранить сильные позиции в отношениях с царской администрацией просматривалось в поведении преемников Филарета. Особенно это было характерно для Никона (в миру Никита Минов), ставшего патриархом в 1652 г. Никон получил титул " Великого государя" и потребовал, чтобы его голос имел решающее значение в любом государственном деле. В 1653 г. Никон стал инициатором церковно-обрядовой реформы (1653-1656), которая была проведена без должной подготовки массового сознания. Была введена греческая обрядность вместо старорусской: двое-перстие было заменено троеперстием, символом культа был объявлен четырехконечный крест вместо восьмиконечного и " аллилуйя" петь трижды, а не дважды, крестные ходы, вокруг храмов совершать по ходу солнца и т.п. Никон объявил об исправлении старославянских церковных текстов по греческим образцам. Исправлением церковных книг занялись выходцы с Украины. Украинское влияние нарастало также в иконописи и литургии. Никоновская реформа имела политический подтекст. Именно в это время решался вопрос о присоединении Малороссии. Период относительной стабилизации усилил Русское государство. На Украине к тому времени были проведены изменения в обрядах по греческому образцу. Никон стремился продемонстрировать отсутствие каких-либо различий между православием в Московии и на Украине. Как дипломат и политик, Никон действовал осмысленно, как глава русской православной церкви – допустил поспешность. Реформа вызвала первый серьезный раскол русской церкви. Никону противостояла группировка церковных деятелей во главе с протопопом Аввакумом, выступившая под флагом " хранителей древнего благочестия" с резким протестом против нововведений. С точки зрения исторических фактов были правы Аввакум и его союзники: не русские, а греки отступили от традиций первых христиан, перейдя в XII веке от двоеперстия к троеперстию, пересмотрев и другие обрядовые нормы. Церковный раскол приобрел характер широкого народного движения. В общем-то сторонники Никона были не меньшими патриотами, чем старообрядцы. Реформы не были направлены против духа православия, однако, внесли расстройство в массовое сознание. Пострадало единство церкви. В лоне старообрядческой церкви осталась треть верующих. Раскольники проявили фанатичную духовную стойкость. В борьбе против них официальная церковь обращается за содействием к государству, волей-неволей сделав шаг в сторону подчинения светской власти. Алексей Михалович этим воспользовался, а его сын Петр окончательно расправился с самостоятельностью православной церкви. Государство преследовало старообрядцев. Старообрядчество продолжило древнерусскую духовную традицию, предписывающую постоянный поиск истины и напряженный нравственный тонус. Раскол ударил по традиции, когда после падения престижа официальной церкви советская власть установила контроль над системой образования. Наметилась подмена главных целей образования: вместо человека - носителя высшего духовного начала стали готовить человека, выполняющего узкий круг определенных функций.
|