Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Борьба русского народа против шведско-польских интервентов. Первое и второе народные ополчения. Минин и Пожарский.






После убийства Лжедмитрия II 11 декабря 1610 г. смутаприобрела преимущественно характер национальной борьбы, в которой русские стремились освободиться от польских интервентов. Зимой 1611 г. в Рязанской земле было образовано первое народное ополчение, которое возглавил Прокопий Ляпунов. В состав ополчения входили жители Нижнего Нов­города, Мурома, Ярославля, Вологды, Костромы, казаки во главе с И.Заруцким. Ополчение подошло к Москве. 19 марта 1611 г. в столице вспыхнуло восстание москвичей. Разгорелись уличные бои, в которых интервенты стали терпеть неудачу. Тогда они подожгли город, который выгорел дотла. Польский гарнизон укрылся за стенами Кремля и Китай-города. Когда ополчение подошло к Москве, то нашло на ее месте только пепелище. К Ляпунову примкнули тушинские дворяне во главе с Д.Т. Трубецким и казаки под начальством атамана Ивана Заруцкого. Нача­лась осада польского гарнизона, Внутри ополчения произошел раскол. Ляпунов высказался за возврат беглых крестьян, что привело к недоволь­ству среди ополченцев-крестьян и казаков. Ляпунов был убит на казачьем кругу. Вскоре первое земское ополчение распалось. Под столицей оста­лись только казачьи отряды. Тем временем Сигизмунд II взял обескровленный Смоленск. Шведы начали переговоры с новгородским боярством о признании русским ца­рем сына короля Швеции Карла-Филиппа. Осенью 1611 г. Российское государство стояло на грани националь­ной катастрофы. На вооруженную борьбу с польско-шведской интервен­цией поднялся русский народ. В Ниж­нем Новгороде в октябре 1611 г. земский староста Козьма Минин-Сухорук, мелкий торговец мясом и рыбой, обратился к горожанам с при­зывом создать народное ополчение для освобождения Москвы, Патрио­тический призыв нашел горячий отклик у нижегородцев, которые решили отдать на создание ополчения " третью деньгу", т.е. третью часть лич­ного имущества. По инициативе Минина создается " Совет всея земли", явившийся временным правительством. Возглавить земскую рать приглашается князь Д.М. Пожарский, отличившийся во время московского восстания против поляков. В начале марта 1612 г. ополчение начинает поход на Москву через Ярославль, который становится местом сбора военных сил. В конце августа 1612 г. войско Минина и Пожарского подошло к столице и соединилось с остатками первого земского ополчения. 22-24 августа под стенами Москвы произошло ожесточенное сражение с коро­левской армией под командованием гетмана Хоткевича, спешившей на помощь осажденному гарнизону. Поляки были наголову разбиты и бе­жали восвояси. Засевшие за кремлевской стеной интервенты капитулировали 26 ок­тября 1612 г. Столица России была полностью освобождена. Сложность политической обстановки в Речи Посполитой и отсутствие средств для продолжения военных действий заставили Сигизмунда III на время отказаться от своих претензий на русский престол. Освобождение Москвы позволило восстановить государственную власть в стране. В столице собрался Земский собор. Решался вопрос об избрании нового русского царя, 21 февраля 1613 г. Земский собор избрал на престол Михаила Федоровича Романова (1613-1645), сын митрополита Филарета. В июле 1613 г. совершилось в Москве венчание Михаила Федорови­ча. Во время этого торжества, по обычаю, объявлены разные милости; князь Пожарский, бывший прежде стольником, получил сан боярина, а Козьма Минин пожалован в думные дворяне и награжден поместьем. Михаил Федорович был женат дважды. В 1624 г. он женился на Евдокии Лукьяновне Стрешневой, дочери малоизвестного дворянина. От этого брака родилось шесть детей: три дочери - Ирина, Анна, Татьяна и три сына - Иван, Василий, Алексей. В 1639 г. в течение трех месяцев уми­рают царевичи Иван и Василий. 12 июня 1645 г. государь скончался. Однако для укрепления централизованной власти в государстве тре­бовалась постоянная поддержка широких кругов дворянства и верхушки городского посада. Поэтому Земский собор с 1613 по 1619 г. заседал практически беспрерывно. " Великое московское разорение" начала XVII в. опустошило Рос­сию. С большими трудностями шло восстановление хозяйственной жизни как в городах, так и в деревнях. Внутриполитическое положение в стране оставалось неустойчивым. Смоленск находился в руках поляков, Новго­род - шведов. После неудачной попытки в 1615 г. овладеть Исковым Швеция по­шла на мирные переговоры с Москвой. 27 февраля 1617 г. в деревне Столбово между ними был заключен мирный договор. Новгородская земля возвращалась России, за Швецией оставалась Нева с Ижорской землей, город Корела с уездом и город Орешек. Россия лишилась единст­венного выхода к Балтийскому морю. 1 декабря 1618 г. в селе Деулино было заключено перемирие между Россией и Польшей сроком на 14 с половиной лет. За речью Посполитой оставались Смоленская и Чернигово-Северская земли. Подписанием двух неравноправных договоров закончилось для Рос­сии Смутное время и польско-шведская интервенция. Сохранив нацио­нальную независимость, страна обеспечила свое дальнейшее развитие и решение первоочередных внутренних и внешнеполитических задач.

 

14. Соборное Уложение 1649 г. Первого сентября 1648 г. начал работу Земский собор, и в январе 1649 г. он принял Соборное Уложение. Разработка проекта Уложения была поручена особой комис­сии в составе бояр, князей и дьяков. 28 июня 1648 г. правительством были разосланы грамоты о присылке в Москву к 1 сентября выборных людей для обсуждения и утверждения на Земском Соборе проекта Уложения. Обсуждение проекта Уложения началось 3 октября 1648 г. в двух па­латах. В одной из них заседал царь с Боярской думой и Освященным со­бором, в другой, Ответной палате, совещались выборные люди под пред­седательством князя Ю.А.Долгорукого. 29 января 1649 г. Уложение было принято; его скрепили подписями патриарх, представители высшего ду­ховенства, бояре и 277 выборных земских людей. Новый свод статей назван Соборным Уложением. Соборное Уложе­ние, получившее силу государственного закона, весной 1649 г. было от­печатано особой книгой и разослано, для руководства всем воеводам по городам и во все московские приказы. Уложение состояло из XXV глав и 967 статей. " Соборное Уложение" завершило долгий процесс складывания кре­постного права, прошедший ряд этапов. Было оконча­тельно оформлено крепостное право. Как указывалось выше, крепостное право – это зависимость крестьянина от феодала (или от феодального го­сударства) в личном, земельном, имущественном, юридическом отноше­ниях, основанная на прикреплении крестьянина к земле. Соборное Уложение по своему содержанию было крепостническим и отражало победу дворянства. В этом документе провозглашалась отмена " урочных лет" и установление бессрочного сыска беглых крестьян и по­садских людей. Землевладение закреплялось как привилегия господствующего фео­дального класса. При увольнении со службы поместья служилых людей переходили детям, братьям, племянникам или внукам, которые записы­вались на службу. Разрешалось менять поместья на вотчины, что приво­дило к слиянию дворянского поместья с вотчиной. Крепостное право в стране получило законодательное утверждение: частновладельческие крестьяне навечно закреплялись за помещиками, боярами и монастырями. Устанавливалась наследственность владения крепостными и право распоряжаться их имуществом. Крестьяне лиша­лись права самостоятельно выступать в судах со своими исками. Феодал по своей воле мог также устраивать браки и семейные разделы крепост­ных. Ряд статей Уложения отразил тенденцию к дальнейшей централиза­ции власти, укреплению самодержавия. Традиционная монархия с Бояр­ской думой постепенно уступала место абсолютной монархии. Абсолютизм - такая форма правления, когда законодательная, исполни­тельная и судебная власть полностью сосредоточена в руках монарха, а последний опирается на назначаемый и контролируемый исключительно им разветвленный чиновничье-бюрократический аппарат. В царствование Алексея Михайловича (1645-1676) все реже собирались Зем­ские соборы, снижалась роль Боярской думы, с другой стороны все бо­лее разветвленной становилась приказная система.

15. Церковный раскол в русской православной церкви. В XVII в. в России довольно отчетливо прослеживались два обще­ственных течения. В духовно-идеологической сфере начинали сталкиваться позиции российских западников и проводников национально-культурной само­бытности России. Много внимания этому вопросу уделялось и православной церко­вью. Передовые священнослужители ратовали за такой вариант эволюции России, который вел бы к полити­ческой и экономической мощи при сохранении своеобразия духовной культуры. Русский народ ими представлялся хранителем подлинной хри­стианской нравственности, поэтому они протестовали против распро­странившихся из Немецкой слободы нравов, нередко переходящих грань распущенности. Традиционная нравственность русских людей оберегалась прежде всего церковью, поэтому была связана с религиозностью. Церковные установки к тому времени прочно впитались в русский быт. Церковь строила свою деятельность так, чтобы влиять на все стороны общественной жизни. Эпоха Смуты наложила своеобразный отпечаток и на православную церковь. В настроения духовенства и монахов были привнесены элемен­ты воинственности. Привыкнув воевать, сохранили дух воинственности и после Сму­ты. Он проявлялся в непримиримости к влиянию неправославных веро­учений. Стремление сохранить сильные позиции в отношениях с царской ад­министрацией просматривалось в поведении преемников Филарета. Осо­бенно это было характерно для Никона (в миру Никита Минов), ставшего патриархом в 1652 г. Никон получил титул " Великого госуда­ря" и потребовал, чтобы его голос имел решающее значение в любом го­сударственном деле. В 1653 г. Никон стал инициатором церковно-обрядовой реформы (1653-1656), которая была проведена без должной подготовки массового сознания. Была введена греческая обрядность вместо старорусской: двое-перстие было заменено троеперстием, символом культа был объявлен че­тырехконечный крест вместо восьмиконечного и " аллилуйя" петь триж­ды, а не дважды, крестные ходы, вокруг храмов совершать по ходу солн­ца и т.п. Никон объявил об исправлении старославянских церковных тек­стов по греческим образцам. Исправлением церковных книг занялись выходцы с Украины. Украинское влияние нарастало также в иконописи и литургии. Никоновская реформа имела политический подтекст. Именно в это время решался вопрос о присоединении Малороссии. Период относи­тельной стабилизации усилил Русское государство. На Украине к тому времени были проведены изме­нения в обрядах по греческому образцу. Никон стремился продемонстрировать отсутствие каких-либо различий между православием в Московии и на Украине. Как дипломат и политик, Никон действовал осмысленно, как глава русской православной церкви – допустил поспешность. Реформа вызвала первый серьезный раскол русской церкви. Никону противостояла груп­пировка церковных деятелей во главе с протопопом Аввакумом, высту­пившая под флагом " хранителей древнего благочестия" с резким протес­том против нововведений. С точки зрения исторических фактов были правы Аввакум и его союзники: не русские, а греки отступили от тради­ций первых христиан, перейдя в XII веке от двоеперстия к троеперстию, пересмотрев и другие обрядовые нормы. Церковный раскол приобрел характер широкого народного движения. В общем-то сторонники Никона были не меньшими патрио­тами, чем старообрядцы. Реформы не были направлены против духа православия, однако, внесли расстройство в массовое сознание. Пострадало единство церкви. В лоне старообрядческой церкви осталась треть верующих. Расколь­ники проявили фанатичную духовную стойкость. В борьбе против них официальная церковь обращается за содействием к государству, волей-неволей сделав шаг в сторону подчинения светской власти. Алексей Михалович этим воспользовался, а его сын Петр окончательно расправился с самостоятельностью православной церкви. Государство преследовало старообрядцев. Старообрядчество продолжило древ­нерусскую духовную традицию, предписывающую постоянный поиск ис­тины и напряженный нравственный тонус. Раскол ударил по тради­ции, когда после падения престижа официальной церкви советская власть установила контроль над системой образования. Наметилась подмена главных целей образования: вместо человека - носителя высшего духов­ного начала стали готовить человека, выполняющего узкий круг опреде­ленных функций.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал