Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Мировая история: переход к новому времени.
В этот период выходит буржуазия, которая стремится к власти в своих странах, посредством исполн. власти. В России в этот период проходило укрепление крепостного права, которое способствовало феодально-крепостнич. отношениям. Новое время способствовало к появ-ю в Европе промыш. революции и созданию обществ. группы буржуазии и рабочего класса. 17. Преобразования Петра I. В XVII в. в результате деятельности первых представителей династии Романовых был преодолен социально-экономический и политический кризис государства и общества, вызванный событиями смутного времени. В конце XVII столетия наметилась тенденция европеизации России, обозначились и предпосылки будущих петровских преобразований. 1) активизация нешней политики и дипломатической деятельности российского государства 2)интенсивное развитие внутренней и внешней торговли, связанное с принятием " Уставной таможенной грамоты" (1653), " Новоторгового устава" (1667) 3)реформирование и совершенствование финансовой и налоговой систем 4)переход от ремесленно-цехового производства к мануфактурному с использованием элементов наемного труда и простейших механизмов 5)тенденция к абсолютизации верховной власти (ликвация деятельности Земских соборов как сословно-представительских органов), включение в царский титул слова " самодержец" 6)оформление общегосударственного законодательства (Соборное Уложение 1649 г.) 7)реорганизация и совершенствование вооруженных сил 8)размежевание общества под влиянием западноевропейской культуры и церковной реформы Никона; появление национально-консервативного и западнического течений. России в XVII в., в целом значительно отставала от уровня развития западноевропейских государств. Это отставание обусловлено рядом причин: 1)Долгие годы ушли на преодоление разрухи, вызванной " смутой". 2)Экстенсивный путь развития сельского. 3)Формирование и усиление крепостничества. 4)Отсутствие у Русского государства выхода к морям. Два моря - Балтийское и Черное - были закрыты для внешних связей Османской империей и Швецией. Петр Алексеевич(1682–1725). Семилетнее правление Софьи (1682–1689); Правление Петра и Ивана совместно (1689–1696); Далее Петр правит единолично с 1696 года (кончина Ивана). Экономические преобразования. Содержание экономических преобразований Петра I в значительной степени определялось активным балансом внешней торговли. Основной частью этой политики является протекционизм. Государство взяло на себя регулирование промышленного строительства. При его непосредственном участии и на его деньги стали создаваться казенные мануфактуры, прежде всего по производству военной продукции. За первую четверть XVIII в. возникло не менее 200 мануфактур вместо 15-20, которые существовали в конце XVII в. Государство захватило и торговлю - путем введения монополии на заготовку и сбыт определенных товаров. Государство добилось своей цели - поступления в казну резко возросли, но насилие над предпринимательством систематически разоряло наиболее зажиточную часть купечества. Государство отказалось от своей монополии на продажу товаров на внешнем рынке. Но далеко не все изделия, необходимые стране, могли изготовлять на мануфактурах. Огромную роль продолжало играть ремесленное производство. В городах появились позументщики, табакерщики, каретники, шляпочники, парикмахеры. По указу Петра I 1722 г. мастера каждой ремесленной специальности объединялись в цеха. В цехах избирали старшин, которые наблюдали за качеством изделий и приемом в мастера. Развитию торговли и всероссийского рынка способствовало совершенствование путей сообщения, устройство каналов на водных магистралях, а также отмена в 1754 г. внутренних таможенных пошлин. Социальная реформа. При Петре I дворянство было привилегированным сословием, являясь опорой власти и проводником преобразований, но оно понесло такие повинности, как обязательное пожизненное несение военной или гражданской службы и обучение. При этом критерием продвижения по служебной лестнице являлась не " родовитость", а личные качества и способности. Так, в военной службе звание офицера дворянам присваивалось лишь после того, как они проходили суровую солдатскую школу. В первой четверти XVIII в. произошло слияние двух форм феодальной земельной собственности - вотчины и поместье. В 1714 г. был издан указ о единонаследии. Отныне поместье, как и вотчина, передавалось по наследству старшему сыну. Другие сыновья должны были идти в военную или гражданскую службу. Дворянская служба при Петре I была пожизненной. Поместье нельзя было продавать и закладывать. Несомненно важную роль в социальной политике преобразователя сыграло введение " Табели о рангах" (1722). Значение этого нововведения велико, ибо оно давало возможность, качествам и способностям, занять соответствующее положение в обществе и государстве. Примером тому может служить головокружительная карьера А.Д.Меншикова. Северная война 1700 – 1721 г.г. еще более усилила потребность государства в деньгах. Их поисками занимались прибылыцики. Налогами были обложены дубовые гробы, бани, улья, рыбные ловли, барки, бороды. В 1718-1724 гг. Петр I ввел подушную подать. Душа мужского пола была не реальной плателыцицкой единицей, а счетной, так как подушную подать. Подушная подать превышала платежеспособность населения, что вызвало рост недоимок. Значение этой финансовой меры трудно переоценить: Во-первых, практически удвоилась сумма налоговых поступлений с населения. Во-вторых, податная реформа распространила крепостное право и на те слои населения, которые ранее были либо свободными, либо могли обрести свободу после смерти господина. В-третьих, каждый крестьянин, уходивший на заработки дальше 30 верст от места жительства, должен был иметь паспорт с указанием срока возвращения. Административные реформы. В 1708-1710 гг., была проведена реформа органов власти на местах – областная реформа. Причиной ее был подъем классовой борьбы горожан и крестьян, на плечи которых легла вся тяжесть реформ. Наиболее крупными выступлениями были Астраханское восстание 1705-1706 гг. В 1707-1708 гг. началось мощное народное движение, охватившее Дон. Лишь в конце 1708 г. властям удалось подавить основные его очаги. Вся страна была разделена на 8 губерний. Губернии делились на уезды. Во главе губернии стоял губернатор, в руках которого находилась судебная, административная, полицейская и финансовая власть. Губернская реформа нанесла удар по приказной системе. Многие приказы прекратили свое существование, их обязанности перешли к губернской администрации. В 1719 г. Петр I вновь возвратился к проблеме местной администрации. По новому указу страна была разделена на 50 провинций во главе с воеводами. Губернии сохранились, но в руках губернаторов оставались только военные и судебные дела. В 1711 г. вместо Боярской думы был образован Правительствующий Сенат. Сенат был высшим органом, выполнявшим такие ф-ии как законодательная, управленческая, контольная и судебная. В 1717-1721 гг. приказы были заменены коллегиями. В 1722 г, был создан важнейший контрольный орган – прокуратура. Явный государственный надзор был дополнен тайным надзором за деятельностью администрации на всех уровнях. Церковная реф. Правами коллегии обладал образованный в 1721 г. Святейший Синод. 25 января 1721 г Петр 1 утвердил " Духовный регламент". Согласно новому закону была проведена коренная церковная реформа, ликвидировавшая автономию церкви и полностью подчинившая ее государству. Патриаршество в России было упразднено, а для управления церковью учреждена специальная Духовная коллегия, преобразованная 14 в Святейший правительствующий Синод. В его ведении находились чисто церковные дела. Синод имел также функции духовного суда. Петр I полностью подчинил церковь своей власти. Воен.реф. Многие петровские реформы были направлены на коренную реорганизацию вооруженных сил страны: создание регулярной армии и постройку мощного отечественного флота. Реорганизация армии началась уже в 1698 г., когда стали распускаться стрелецкие и создаваться регулярные полки. Была оформлена рекрутская система в 1705 г, в соответствии с которой солдатский состав полевой армии и гарнизонных войск стал набираться из крестьян и других податных сословий, а офицерский корпус – из дворян. Сначала брали по одному рекруту с 20 дворов, а с 1724 г. раскладку рекрутов стали вести в соответствии с числом душ мужского пола, положенных в оклад. Документом, определяющим жизнь и деятельность армии, стал " Устав воинский" 1716 г. В 1704 г. в Петербурге началось строительство Адмиралтейства и верфей, на которых создавались корабли Балтийского флота. Жизнь и деятельность морского флота определял " Морской устав" 1720 г. Всю пирамиду государственной власти венчал император. Этот титул был пожалован Петру I Сенатом 22 октября 1721 г. после подписания Ништадского мира со Швецией. Россия стала империей. Император обладал всей полнотой власти в государстве. В 1722 г. Петр I подписал указ о престолонаследии, но назначить себе наследника по своему усмотрению не успел. 18. Век просвещения. Русские просветители. Просвещенный абсолютизм. Под просвещенным абсолютизмом! одни авторы понимают политику, которая, используя социальную демагогию и лозунги просветителей, преследовала цель сохране старых порядков. Другие историки пытались показать, как проcвtщенный абсолютизм, отвечая интересам дворянства, одновременно* способствовал буржуазному развитию. Третьи подходят к вопросу просвещенном абсолютизме с академических позиций, видят в нем! один из этапов эволюции абсолютной монархии. ХУШ в.— время господства просветительской идеологии. Французские просветители М. Ф. Вольтер, Ш. Л. Монтескье, Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо сформулировали основные положения просветительской концепции общественного развития. Один из путей достижения свободы, равенства и братства философы видели в деятельности просвещенных монархов — мудрецов на троне, которые, пользуясь своей властью, помогут делу просвещения общества и установлению справедливости. Представление о государстве как о главном инструменте достижения общественного блага господствовало в умах людей того времени. Идеалом Ш. Л. Монтескье, чье сочинение «О духе законов» было настольной книгой Екатерины II, являлась конституционная монархия с четким разделением законодательной, исполнительной и судебной властей. В своей политике Екатерина II пыталась реализовать эти теоретические положения. Естественно, она не могла пойти против дворянства, против крепостного права. Она стремилась построить законную самодержавную монархию, обновить ее с учетом новых исторических реалий, а не вводить конституционный демократический строй, как этого хотели просветители. Понимание монархами равенства и свободы не шло дальше закрепления прав и привилегий каждого сословия в рамках самодержавной монархии. Политика просвещенного абсолютизма в России, так же как и в ряде других европейских стран, заключалась в использовании положений просветительской идеологии для укрепления крепостнического строя в условиях его начавшегося разложения. Такая политика не могла проводиться долгое время. После Великой французской революции наметился курс на усиление внутренней и международной реакции, что означало конец периода просвещенного абсолютизма. 18 век занимает важное место в истории русской культуры. Создается система общего и специального образования, открывается университет, возникает периодическая печать и журналистика, увеличиваются масштабы книгопечатания. В живописи на первый план выдвигается портрет, в архитектуре появляются выдающиеся образцы гражданского общества. В 1724 г. создается Академия наук Дворяне, не имевшие даже начального образования, не имели права жениться. В 18 веке появляются такие виды литературы как поэзия драматургия и проза. Денис Иванович Фонвизин(1725-1792) – русский писатель, просветитель, создатель социальной комедии. Он увидел истинный характер «Просвещенного правления» Екатерины II. Один из первых начал разоблачать миф о «философе на троне», обличая тупость, невежество русского дворянства. Значительного развития достигла русская наука в лице Щербакова, Ломоносова, Татищева. Щербаков(1733-1790) выступал против ликвидации крепостнического порядка, видя в этом начало анархии в стране и ослабления государственной власти. С именем Василия Николаевича Татищева(1686-1750) связана пятитомная «История Российская». Татищев считал возможным достижение экономического прогресса в России в рамках существующего строя и не ставил вопрос о ликвидации крепостнического строя. Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1768) был выдающимся ученым. Основал и открыл Московский университет (1755). Один из первых Ломоносов читал лекции на русском языке, а в 1755 г. выпустил «Российскую грамоту», заложив основы современного русского языка. 19. Екатерина II и ее программа " просвещенного абсолютизма". Екатерина Алексеевна оказалась на русском престоле, не имея на то права. Она, по словам Ключевского, " совершила двойной захват власти: отняла власть у мужа и не передала ее сыну, естественному наследнику отца". Будучи от природы женщиной одаренной, обладавшей упорной волей и редким умением понимать людей и влиять на них, Екатерина II сравнительно скоро вполне овладела положением. В манифестах от 28 июня и 6 июля 1762 г. она постаралась обосновать свои действия, оправдывая их " опасностью всему Российскому государству", проистекавшей из изменнической политики Петра III, волей " всех наших верноподданных" и самого Бога. Екатерина II всячески подчеркивала свою приверженность новой родине, ее языку, обычаям и вере. Новая императрица решила также для начала дезавуировать ряд действий своего предшественника: приостановила секуляризацию церковных имуществ, отменила мирный договор с Пруссией; согласно указу от 11 февраля 1763 г. служба дворян вновь объявлялась обязательной. Однако ближайшие события показали, что ни о каком разрыве с прежней политикой речи идти не может. В 1764 г. был заключен новый договор с Фридрихом II и в том же году Екатерина провела секуляризацию имений духовного ведомства, распространив ее в 1768 г. на территории Украины; в 1785 г. подтверждено освобождение от обязательной службы. Все восстановилось. В течение двух лет Екатерина трудилась над программой своего царствования и предложила ее в 1767 г. в форме " Наказа" созванной Комиссии о сочинении нового Уложения. В качестве исходных положений в " Наказе" торжественно декларировались идеи естественного права и общего блага; объявлялось, что задача государства и власти – не та, " чтоб у людей отнять естественную их вольность, но чтобы действие их с тем обосновывалась для России самодержавно направить к получению самого большего ото всех добра". Вместе с тем обосновывалась неограниченная власть. Чтобы предотвратить вырождение монархии в деспотию, императрица предлагала, утвердить в стране принцип строгой законности, установить равенство всех граждан перед законом. " Наказ" намечал направления экономической политики - Екатерина II выступала против сохранения монополий, за свободу торговли и промышленности. Автор " Наказа" принципиально высказывается против крепостного права, поскольку оно противоречит " закону естественному", но требования освобождения " рабов" не выдвигала. Программа Екатерины II оказывалась, таким образом, внутренне противоречивой: с одной стороны, она провозглашала передовые истины просветительской философии, а с другой - сохраняла самодержавие, господство дворянства, крепостное право. Сам созыв Уложенной комиссии 1767 г. явился ярким проявлением политики " просвещенного абсолютизма". Комиссия не решила своей главной задачи - не создала нового кодекса законов, основывающегося на " Наказе" императрицы. Но Принципы " просвещенного абсолютизма" нашли свое воплощение в законодательной деятельности Екатерины II. Уже в 1762-1763 гг. были изданы указы, которые нанесли удар системе монополий в сфере торговли и промышленности, объявлялась также свобода городских промыслов. Принцип свободной промышленности торжественно возвещался в манифесте от 17 марта 1775 г. Однако не могло быть подлинной свободы хозяйственной жизни, пока сохранялось крепостное право. Внутренние противоречия " Наказа" нашли себе полное соответствие в политике Екатерины II по крестьянскому вопросу. С одной стороны она поставила перед Вольным экономическим обществом конкретную задачу о целесообразности обеспечить помещичьих крестьян правом на движимую и земельную собственность, сохранила сословие государственных крестьян. Лифляндскому дворянству Екатерина II " советовала" воздержаться от чрезвычайных поборов с крестьян. Но с другой стороны, при Екатерине II дворянство добивается почти безграничных полномочий в отношении своих крепостных. В 1763 г. было установлено, что крепостные крестьяне, которые решились " на многие своевольства и продерзости", должны " сверх подлежащего за их вины наказания" оплачивать все расходы. В 1765 г. императрица разрешила помещикам ссылать по своей воле крепостных в Сибирь на каторгу. Наконец, в августе 1767 г. был издан указ, который объявлял государственным преступлением любую жалобу крестьян на своих помещиков и предписывал подвергать жестокому наказанию. Таким образом, дворянин становился полновластным судьей, и его действия в отношении крестьян не подлежали контролю со стороны органов государственной власти, суда и управления. В целях усиления абсолютизма были перестроены органы центральной власти. Екатерина II в 1763 г. реформировала Сенат, разделив на 6 департаментов (4 в Петербурге и 2 в Москве). Каждый департамент при этом выступал как самостоятельное подразделение со своим кругом дел и своей канцелярией. Сенат лишился своей главной функции- законодательной инициативы, она фактически перешла к императрице. Начиная с 1775 г. проводилась в жизнь губернская реформа. Россия была разделена на 50 губерний по 300-400 тыс. жителей в каждой, губернии делились на уезды – по 20-30 тыс. Губернию возглавлял назначенный из столицы губернатор, иногда 2-3 губернии объединялись под властью генерал-губернатора, подчинявшегося только императрице. В городах вводилась должность городничего, назначаемого правительством. В губернских городах создавались приказы общественного призрения, ведавшие школами, приютами, больницами. В уезде власть принадлежала избираемому дворянским собранием капитан-исправнику. Создана была система сословного суда: для каждого сословия (дворян, горожан, государственных крестьян) свои особые судебные учреждения. В некоторых из них вводился принцип выборных судебных заседателей. Укрепление власти самодержца в России и защита от посягательств на собственную корону были наиглавнейшими стержнями царствования Екатерины II. Стремясь создать более реальные гарантии " просвещенной монархии" Екатерина начала работать над жалованными грамотами дворянству, городам и государственным крестьянам. Грамоты дворянству и городам получили силу закона в 1785 г. Жалованная грамота подтверждала старые привилегии: монопольное право на владение крестьянами, землями и недрами, освобождение от обязательной службы государству, от налогов и телесных наказаний, право на торговлю и предпринимательство, передачу дворянского звания по наследству и невозможность лишиться его иначе как по суду и т.д. Издавна главенствуя в центральном аппарате и армии, дворянские представители все чаще стали замещать многие чиновничьи должности в губернском и уездном административном аппарате. Таким образом, дворянство превращалось в политически господствующее сословие в государстве. Многие мероприятия Екатерины II, в наибольшей степени проникнутые духом либерализма и желанием европеизировать страну, оказались неоконченными и нерезультативными, отторгнутыми русской действительностью. Реакционный поворот наблюдался и во внешней политике Екатерины II. Вообще внешнеполитическая деятельность " просвещенной" императрицы сопровождалась большими успехами. В результате двух войн с Турцией (1768-1774 и 1787-1791 гг.) весь северный берег Черного моря, Крым и новороссийские степи отошли к России. Была решена и польская проблема- по первым двум разделам Польши (1773 и 1793 гг.) с Россией воссоединились Правобережная и Восточная Белоруссия. В 1794 г. в Польше вспыхнуло восстание - борьбу за освобождение родины возглавил генерал Тадеуш Костюшко. Но Екатерина II поспешила сурово расправиться с повстанцами. В Польшу были введены русские войска, которыми командовал А.В.Суворов. Разгром мятежных поляков завершился в 1795 г. третьим разделом страны. Речь Посполитая как государство перестала существовать. К России на этот раз отошли Курляндия, Литва, Западная Белоруссия и западная часть Волыни. Исконно польские земли были поделены между Австрией и Пруссией. 20. Мировая история. Переход к индустриальной цивилизации. В середине 19 века страны зап. Европы перешли к индустриальному обществу от аграрного. В зап. Европе складывается техногенная цивилизация – особый тип цив-го устройства, при котором техника играет ведущую роль в жизни общества. Во 2ой половине 19 века в Европе складывается индустриальное общество – общество, в котором машинная индустрия играет ведущую роль и определяет экономическое благополучие, военный потенциал и международный авторитет этого общества. Наиб. развитие получают естественные и технические науки. Отличительные черты индустриального го общества: 1)все ускоряющееся развитие техники и технологий на основе научных достижений; 2)союз науки и произ-ва приводит к пром-ой, научной, научно-технической революциям, которые меняют положение человека в техн-ом процессе, превращая его в придаток машины; 3)быстрое изменение искусственно создаваемой человеком предметной среды(транспорт, быт-я техника и мн. др.); 4)формируется идеология технократизма – стремление построить жизнь общества по типу тех-го процесса. 5)формирование корпоративного коллективизма. Корпорации – крупные фабрики и заводы. 6)формирование классового полит-го сознания. Развитие буржуазных отношений приводит к образованию 2х классов: наемной рабочей силы и собственников производства – пролетариат и буржуазия. 7)19 век – век буржуазных революций. Вслед за Великой Французской Революцией (1787-1794) происходит целый ряд революций в других буржуазных странах. Россия вошла в 19 век в качестве крупной Европейской державы(по территории и численности населения). В первой четверти 19 века в России складываютя 2а сословия: привилегированное(дворяне, духовенство, купцы) и податное(мещане, церк-е ремесленники, крестьяне). 19 век – ряд изменений в с\х: увеличиваются посевы культур; применяется двоеполье; новая с\х техника; растет доля наемного труда; растет покупка и аренда земли крестьянами (право покупать земли: гос-е кр-не с 1801 года, а помещичьи кр-не с 1848 года). Появляются районы торгового земледелия, которое специализируется на производстве с\х продукции. Помещичьи и кр-е хоз-ва втягиваются в товарно-ден-е отношения: изменяются виды феодальной ренты. В черноземных областях до 90% крестьян переводят на барщину. В нечерноземье – до 70% на оброк. Нарастает кризис крепостничества, т.к. крестьяне втянулись в товарно-ден-е отношения то работа на помещика менее эффективна, доходы помещиков сокращаются. Помещики закладывают и перезакладывают своих крестьян на получение ссуды. Таких – до 65%. Происходит разорение помещиков. Пром-ть: появляются черты капиталистического производства, крупное пр-во – мануфактуры. Влад-ми мануфактур были разные категории населения, имеющие на это деньги. Раб-я сила на мануфактурах – труд крепостных, отпущенных на заработки. Появляются первые шоссейные дороги.
21. Реформы в России в первой половине XIX в. Девятнадцатый век для России фактически начался в ночь с 11 на 12 марта 1801 г., когда в результате заговора был убит император Павел I. Александр I начал с того, что восстановил отмененные Павлом " Жалованные грамоты" дворянству и городам, дворянские корпоративные органы, освободил дворян от телесных наказаний, объявил амнистию всем, бежавшим от павловских репрессий за границу, и ссыльным. Были отменены и другие павловские указы, вроде запрета носить круглые французские шляпы, выписывать иностранные газеты и журналы, выезжать за границу. Большинство историков выделяют в царствовании Александра I (1801-1825) два периода: до войны с Наполеоном 1812-1814 гг. и после победы, когда во внутренней и внешней политике стали преобладать консервативные тенденции. В 1801 г. при императоре сложился Негласный комитет, в который вошли его молодые друзья-аристократы - П.А.Строганов, Н.Н.Новосильцев, В.П.Кочубей, А.А.Чарторыйский. Преобразования в системе государственных учреждений, изменения в крестьянском законодательстве, осуществленные Александром I в первые пять лет своего царствования, прямо или косвенно были связаны с деятельностью комитета. 20 февраля 1803 г. был издан указ " О вольных хлебопашцах". В соответствии с ним земледельцы могли отпускать на волю крепостных крестьян с землей на условиях выкупа. Однако этот акт имел лишь моральное значение: к концу царствования Александра I в " вольных хлебопашцах" числилось 47153 крестьянина. Указы 1804-1805 гг. в определенной степени ограничивали крепостное право в Лифляндской и Эстляндской губерниях. Крестьян запрещалось продавать без земли. Они объявлялись наследственными владельцами своих земельных наделов. Их повинности в пользу помещиков фиксировались и определялись особыми комиссиями, вводилось крестьянское самоуправление и крестьянские суды. В 1803 г. было издано новое положение " Об устройстве учебных заведений". Университетский устав 1804 г. закрепил автономию университетов, разрешив Совету профессоров выбирать ректора и деканов. Манифест 8 сентября 1802 г. об учреждении министерств. Вместо 11 коллегий - 8 министерств. Министры, назначаемые царем и подотчетные ему, единолично принимали решения и несли за них персональную ответственность. В целях координации деятельности министерств учреждался Комитет министров. Более четко структура и функции министерств были определены в 1811 г – «Общие учреждения министерств» - число министерств увеличивается до 12. Новый виток реформаторской активности Александра I связан с именем М.М.Сперанского (1772-1839). В конце 1808 г. Александр I поручил ему составить общий план государственных преобразований. В начале октября 1809 г. проект реформы, названный М.М.Сперанским " Введение к Уложению государственных законов", был закончен. В основе проекта преобразований М.М.Сперанского был заложен принцип разделения властей. С этой целью законодательные функции сосредотачивались в новом органе – Государственной думе, судебные – в Сенате, исполнительная власть предоставлялась министерствам. Для координации действий высших государственных учреждений создавался Государственный совет, его члены не избирались, а назначались императором. Совет наделялся правом предварительного рассмотрения законов до их внесения в Государственную думу. Исключительное право законодательной инициативы и утверждении новых законов сохранялись за императором, в его руках сосредотачивалась и вся полнота управления страной. Гражданскими правами, по мысли Сперанского, следовало наделить все население страны, включая и крепостных крестьян. Для депутатов Государственной думы вводился имущественный ценз. Председатель Думы, избранный депутатами, утверждался царем. Государственная дума рассматривала законопроекты, представленные министрами, Государственным советом или императором. Закон вступал в силу только после одобрения Думой. Она также контролировала деятельность исполнительных органов власти. Александр I одобрил план Сперанского, но не решился на осуществление реформ. По его мнению, преобразования следовало начать с центральной системы государственного управления, а затем поэтапно переносить их на другие области. 1 января 1810 г. был учрежден Государственный совет - законосовещательный орган при государе. Этим, по существу, и ограничился Александр I в реализации реформаторских замыслов Сперанского. В марте 1812 г. Сперанский был уволен с государственной службы. Второй период (1815-1825) царствования большинством историков характеризуется как консервативный. В 1818-1819 гг. Александр I поручил А.А.Аракчееву разработать проект освобождения крестьян при максимальном соблюдении интересов помещиков. Аракчеев предложил освободить крестьян посредством выкупа их у помещика с последующим наделением землей за счет средств казны. По личному распоряжению Александра I тайно, практически одновременно с разработкой проектов по крестьянскому вопросу, велась работа над конституционными проектами. 27 ноября 1815 г. Александр I подписал Конституцию Польши. Польша становится конституционной монархией. Согласно Конституции король (он же российский царь) осуществлял исполнительную власть, определенную часть законодательных функций сосредотачивалась в сейме. Первая палата сейма - Сенат - назначалась царем пожизненно из представителей духовенства и высших должностных лиц. Вторая палата - Посольская - избиралась на основе имущественного ценза (100 злотых). Крестьянам избирательного права не предоставлялось. Конституция декларировала неприкосновенность личности, свободу печати, независимость суда, признание польского языка официальным. Это была одна из самых либеральных конституций своего времени. В марте 1818 г. император поручил группе своих советников во главе с бывшим членом Негласного комитета, главой российской администрации в царстве Польском Н.Н.Новосильцевым разработать проект конституции для России. В 1819 г. такой проект под названием " Государственная уставная грамота Российской империи" был предоставлен государю и одобрен им. Конституция Новосильцева являлась шагом назад в сравнении с проектом Сперанского (система назначения в Думу вместо выборности; дополнение имущественного ценза у Сперанского сословным принципом у Новосильцева, так как большая часть депутатов избиралась от дворянства). Однако на реализацию и этого проекта Александр I не решился. В рассматриваемый период получили широкое развитие военные поселения - особая организация войск в России в 1810-1857 гг., совмещавших военную службу с занятием в сельском хозяйстве. Вводились они с целью снижения расходов на армию и создания резерва обученных войск. Претерпела изменения и политика правительства в сфере образования. В 1819 г. 11 профессоров Казанского университета были уволены за вольнодумство. Аналогичная участь постигла некоторых либеральных преподавателей Петербургского университета в 1821 г. Ужесточилась цензура. Указом 1822 г. Александр I восстановил право помещиков направлять на поселение в Сибирь крепостных крестьян " за дурные проступки". Южное и Северное общества. В марте 1821 г. были образованы Северное общество в Петербурге (основатели Н.М.Муравьев) и Южное общество на Украине (руководитель П.И.Пестель). Северным обществом управляла Дума из 3 человек, Южным - Директория. Оба общества были взаимосвязаны и рассматривались как единая организация. Каждое общество имело свой программный документ. Северное - " Конституцию", написанную Н.М.Муравьевым. Южное - " Русскую правду", написанную П.И.Пестелем. Оба программных документа выражали единую цель - уничтожение крепостного права и ликвидацию самодержавного правления. Однако если по " Конституции" Россия объявлялась конституционной монархией с предоставлением законодательной власти двухпалатному парламенту - Народному вече, то по " Русской правде" в России провозглашалась парламентская республика с президентской формой правления, где законодательным органом был парламент - Народное вече, а исполнительным - Державная Дума, состоящая из 5 человек. Более радикально разрешала " Русская правда" и вопрос о наделении крестьян землей, и об избирательном праве. Если " Конституция" ограничивала избирательные права граждан 500-рублевым имущественным цензом, то по " Русской правде" предусматривалось участие в выборах всего мужского населения после 20-летнего возраста. " Конституция" провозглашала право частной собственности на землю священным. По " Русской правде" часть помещичьей земли конфисковалась, крестьяне безвозмездно наделялись землей. " Конституция" выражала либеральный характер преобразований, " Русская правда" - радикальный. Воплощение в жизнь любой из программ вело к переустройству общества по примеру буржуазно-демократических стран Европы. Революционный переворот заговорщики планировали совершить летом 1826 г. во время армейских учений. Но неожиданно 19 ноября 1825 г. умер Александр I, и это событие подтолкнуло заговорщиков к активным действиям раньше намеченного срока.
22. Реформа 1861 г. и ее значение для социально-экономического развития России. В 60-70-е гг. были проведены экономические (ликвидации крепостного права и др.), политические реформы (изменения в системе управления - судебная, земская, городская, военная реформа), реформы в области образования и культуры (школьная, университетская, цензурная). Причины: Толчком к преобразованию послужила проигранная Крымская компания. Во-вторых, Крымская война привела Россию к международной изоляции. В-третьих, неудачи в войне и смерть Николая I (18.02.1855 г.). Александр II (19 февраля 1855 - 1 марта 1881) решился на преобразования исключительно по воле обстоятельств. Став императором в разгар неудачной для России Крымской войны, Александр II начал склоняться к мысли о необходимости перемен в политическом курсе. В начале 1857 г. для подготовки реформы был учрежден Секретный комитет. В феврале 1858 г. Секретный комитет был переименован в Главный. Помещики предлагали в черноземных губерниях освободить крестьян без земли или с маленьким наделом, в нечерноземных губерниях - освободить крестьян с землей за выкуп. 19 февраля. 1861 г. Александр II подписал манифест " О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей" и " Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости". По манифесту крестьянин сразу получал личную свободу и ряд гражданских прав: от своего имени заключать разного рода гражданские и имущественные сделки, открывать торговые и промышленные заведения, переходить в другие сословия. " Положение 19 февраля 1861 г." распространялись на 45 губерний Европейской России, в которых насчитывалось 22563 тыс. душ обоего пола крепостных крестьян. В Манифесте объявилось, что крестьяне в течение двух лет (до 19 февраля 1863 г.) обязаны отбывать те же самые повинности, что и при крепостном праве. Отменялись лишь так называемые добавочные сборы и барщина ограничивалась 3(мужскими) днями с тягла в неделю, несколько сокращалась подводная повинность, запрещался перевод крестьян с оброка на барщину и в дворовые. Крестьянские учреждения. В июне-июле 1861 г. в селениях бывших помещичьих крестьян появились органы крестьянского " общественного управления". Крестьяне одной общины или бывшего имения составляли сельское общество, несколько сельских обществ образовывали волость, насчитывавшую от 300 до 2 тыс. душ мужского пола. Домохозяева сельского общества составляли сельский сход, который избирал на 3 года сельского старосту, сборщика податей и представителей на волостной сход (одного от 10 дворов). Волостной сход избирал также на 3 года волостного старшину и волостной суд, судивший крестьян данной волости по мелким уголовным и гражданским делам. Старшина являлся главой волостного управления, в которое входили сельские старосты и сборщики податей. Крестьянские сельские и волостные учреждения имели ограниченную компетенцию и находились в полном подчинении у местных административно-полицейских властей. Закон 1861 г. сохранял общину, которую правительство и помещики использовали как фискально-полицейскую ячейку в пореформенной деревне. Крестьянский надел. Правительство знало, что требование предоставления земли очень громко звучало в крестьянском движении предреформенных лет. Полное обезземеление крестьян было экономически невыгодно и социально опасной мерой: лишая помещиков и государство возможности получать прежние доходы с крестьян, оно создавало многомиллионную армию безземельного пролетариата и грозило крестьянским восстанием. При определении норм надела учитывались особенности местных природных и экономических условий. Территория Европейской России подразделялась на три полосы - нечерноземную, черноземную и степную. В нечерноземной и черноземной полосах устанавливалась " высшая" и, " низшая" нормы наделов. Закон предусматривал отрезку от крестьянского надела, если он превышал определенную для данной местности высшую или указанную норму, и прирезку, если надел не достигал низшей нормы. В то время как отрезка по отдельным губерниям была произведена у 40-65% крестьян, прирезка коснулась только 3-15% крестьян. В итоге крестьянское землепользование в целом по стране сократилось более чем 1/5, при этом в земледельческих, черноземных губерниях, где преобладала барщинная система эксплуатации и земля высоко ценилась, отрезки доходили до 30-40%. Землевладение крестьян было " утеснено" не только отрезками, но и чересполосицей, лишением крестьян лесных угодий (лес включался в крестьянский надел только в лесистых северо- восточных губерниях). Выкуп. Законом 28 декабря 1881 г. устанавливался перевод крестьян на обязательный выкуп начиная с 1 января 1883 г. Перевод их на выкуп завершился к 1895 г. Выкуп оказался для государства чрезвычайно выгодной операцией. Общая выкупная сумма за крестьянские наделы была определена в 867 млн.руб., в то время как рыночная стоимость этих наделов по ценам 1863-1872 гг. составляла 648 млн.руб. С 1862 по 1907 г. бывшие помещичьи крестьяне выплатили казне 1 540 570 тыс.руб. выкупных платежей и все еще оставались ей должны. Мощное аграрное движение крестьян в революции 1905-1907 гг. заставило царизм прекратить взимание выкупных платежей с 1 января 1907 г. Проводя выкупную операцию, казна решила и проблему возврата дореформенных долгов с помещиков. К 1861 г. 65% крепостных крестьян были заложены и перезаложены их владельцами в различных кредитных учреждениях, а сумма долга этим учреждениям составила 425 млн.руб. Этот долг был вычтен из выкупной ссуды помещикам. Таким образом, реформа 1861 г., освободив помещиков от долгов, спасла их от финансового банкротства. Итоги. Во-первых, крестьянская реформа стала результатом компромисса между помещиками, крестьянами и правительством. Причем интересы помещиков были максимально учтены, так как иного пути освобождения крестьян, по- видимому, не было. Во-вторых, условия освобождения крестьян изначально заключали в себе будущие противоречия: крестьянское малоземелье и наличие крупного помещичьего землевладения, обремененность крестьян различными платежами и повинностями. Это также было следствием компромиссного характера реформы. В-третьих, реформа предотвратила массовые выступления крестьян. В-четвертых, с освобождением крестьян уходил в прошлое старый административный строй, основанный на крепостном праве и сословном преобладании дворянства. 23. Буржуазные реформы 60-70-х гг. XIX в. Отмена крепостного права в России вызвала необходимость проведения политических реформ (изменения в системе управления - судебная, земская, городская, военная реформа), реформы в области образования и культуры (школьная, университетская, цензурная). Они преследовали цель приспособить самодержавный политический строй России к потребностям капиталистического развития, сохранив его классовую, дворянско-помещичью сущность. Отсюда двойственный характер всех реформ, сочетавших в себе и новое, и старое, их непоследовательность, противоречивость. В реорганизации системы государственного управления одним из первых шагов стала земская реформа. 1 января 1864 г. было утверждено " Положение о губернских и уездных земских учреждениях". В губерниях и уездах создавалась система местного самоуправления - губернские и уездные Земские собрания. Гласные земств избирались на основе закона, учитывающего имущественные и сословные различия населения. Выборы производились на основе имущественного ценза, по куриям. Первая курия -землевладельческая - состояла из обладателей от 200 до 800 десятин или недвижимости стоимостью от 15 тыс.рублей. Вторая курия - городская - объединяла собственников городских промышленных и торговых заведений с оборотом не менее 6 тыс. рублей и представителей владельцев собственности, составлявшей до 1/20 части ценза. Выборы по третьей курии - сельских крестьянских обществ - были многостепенными. Земства избирались на 3 года. Собрание уездных гласных избирало уездную управу и губернских гласных, которые затем избирали губернскую управу. В губернских и уездных земских собраниях председательствовали соответственно губернские и уездные предводители дворянства. Городская реформа началась в 1861 г. Проект, представленный в 1864 г., долго обсуждался. Правительство опасалось превращения городских дум в политическую трибуну. " Городовое положение" было утверждено 16 июня 1870 г. В городах создавались городская дума (распорядительный орган) и городская управа под председательством городской головы (исполнительный орган). Выборы в городскую думу проводились по трем куриям на основе имущественного ценза. Первую курию составляли крупные налогоплательщики, вносившие треть городских налогов; вторую - более мелкие, уплатившие другую треть налогов; третью - все остальные. Каждая курия избирала равное число гласных в городскую думу. Имущественный ценз ограничивал число избирателей. В наиболее крупных городах они составляли в среднем 5, 6% от населения. Городской голова, избранный думой, утверждался губернатором или министром внутренних дел. 20 ноября 1864 г. были обнародованы указ о судебной реформе и " Новые судебные уставы". Суд строился на принципах бессословности судопроизводства, равенства сторон перед законом, гласности, состязательности судебного процесса, независимости его от администрации.Страна была разделена на 108 судебных округов. Вводились два вида судов: мировые и общие. Мировые суды в лице мирового судьи разбирали уголовные и гражданские дела, ущерб по которым не превышал 500 руб. Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями, утверждались Сенатом и могли быть уволены только по собственному желанию или по суду. Общий суд состоял из трех инстанций: окружной суд, судебная палата, Сенат. Окружные суды рассматривали серьезные гражданские и уголовные дела (уголовные дела - с участием присяжных заседателей). Судебные палаты (по одной на несколько округов) рассматривали апелляции и являлись судом первой инстанции для политических и государственных дел. Сенат являлся высшей судебной инстанцией и мог отменять решения судов, поданных на кассацию, решение о виновности подсудимого в окружном суде выносили присяжные заседатели - представители общества. Присяжные заседатели назначались губернскими земскими собраниями и городскими думами на основе имущественного ценза (2 тыс. руб. в городах). Судьи общих судов назначались царем. Они были включены в систему чинопроизводства и получали высокие денежные оклады. Военная реформа. Подготовка реформ на флоте началась еще до войны. В 60-е гг. было реорганизовано управление флотом и военно-морскими учебными заведениями. В 1857 г. была ликвидирована система военных поселений. Срок службы нижних чинов сократился с 25 до 10 лет. В 1861 г. военным министром стал талантливый государственный деятель Д.А.Милютин. В 1862 г. началась реформа военного управления. Страну разделили на 15 военных округов. Были реорганизованы Военное министерство и Главный штаб. Численность армии снизилась с 1132 тыс. человек до 742 тыс. при сохранении военного потенциала. В 1865 г. началась военно-судебная реформа на принципах гласности и состязательности судебного процесса. В 60-е годы по настоянию Военного министерства были построены железные дороги по западным и южным границам России. В 1870 г. появляются железнодорожные войска. Перевооружение армии требовало коренной технической реконструкции старых и создания новых предприятий. В России впервые в мире начали производить орудийные стволы из литой стали. Оружие закупали и за рубежом. В течение 70-х гг. перевооружение в основном завершилось. В армии появились новые уставы, уделявшие главное внимание боевой и физической подготовке солдат. В ходе реформы военно-учебных заведений были созданы военные и юнкерские училища с двухгодичным сроком обучения. В них принимались лица всех сословий. 1 января 1874 г. был утвержден Устав о воинской повинности. Вместо рекрутского набора вводилась всеобщая воинская повинность мужского населения по достижении 21 года. Солдаты служили 6 лет на действительной службе и 9 лет в запасе, матросы - 7 лет и 3 года. Окончившие начальную школу служили 3 года, гимназию - 1, 5 года, выпускники высших учебных заведений - несколько месяцев. В результате реформы была создана небольшая армия мирного времени со значительным обученным резервом на случай войны. Реформа народного образования. 60-х гг. " Положение о начальных народных училищах" от 14 июня 1864 г. ввело кроме государственных и церковноприходских земские и воскресные училища. Устав гимназий и прогимназий, утвержденный 19 ноября 1864 г., разделил средние учебные заведения – гимназия – на классические и реальные с семилетним сроком обучения. Создавались также прогимназии, программа которых соответствовала четырем классам гимназии. В 1871 г. дифференциация усилилась: в классических гимназиях был введен восьмилетний срок обучения, а реальные гимназии переименовывали в училища с шестилетним обучением. Плата за обучение была довольно высокой. В 1865 г. - 96 гимназий, в середине 90-х гг. - около 600. Перестройка школы не привела к полной демократизации образования. Сословная политика и сложившиеся общественные ориентиры превращали классическую школу в удел дворянства. Для низших слоев, как правило, она была недоступна из-за высокой платы за обучение. Новый устав для университетов был утвержден 18 июня 1863 г. Восстанавливалось университетское самоуправление. Совет университета получал право избирать ректора, проректора и университетских судей, рассматривал финансовую смету, присуждал ученые степени, назначал студентам стипендии и т.д. Вместе с тем университетская реформа устранила далеко не все пережитки крепостнической поры. Сохранилось право министра просвещения назначать и увольнять преподавателей, утверждать университетские инструкции и правила. В 1858 г. появились женские гимназии. Поступать в университеты женщинам было запрещено. Их допускали туда на правах вольных слушательниц на рубеже 70-80-х годов. В 60-70-е гг. были организованы высшие женские курсы с университетской программой в Москве (проф. В.И.Герье), в Петербурге (проф. К.Н.Бестужев-Ромин), Казани, Киеве. Финансовая реформа 1862-1866 годов. Право распоряжаться всеми финансовыми средствами страны получали министр финансов, деятельность которого подлежала учету со стороны Государственного контроля. В 1860 г. был учрежден Государственный банк, который стал кредитовать торгово-промышленные предприятия. Были упразднены винные откупа (1863), вместо них вводились патенные сборы и особый акциз. На местах для их взимания созданы специальные акцизные управления. Главный итог преобразований финансовой системы заключался в установлении гласности бюджета, финансового контроля и прогрессивных изменениях в налоговой системе. Итоги реформ. Во-первых, реформы значительно продвинули Россию по пути экономической и политической модернизации. Однако политическое переустройство страны не было завершено. Россия по-прежнему оставалась самодержавной монархией. Во-вторых, реформы, в большинстве своем, носили характер компромисса. В-третьих с середины 60-х гг. в деятельности правительства начинают доминировать консервативно-охранительные тенденции, а реформаторский потенциал оказывается практически исчерпанным. 24. Контрреформы 80-90-х гг. XIX в. Царствование Александра III (2 марта 1881 - 20 октября 1894) вошло в историю как время " контрреформ". Идеологами нового политического курса выступили обер-прокурор Синода К.П.Победоносцев, министр внутренних дел Д.А.Толстой, известный публицист и общественный деятель М.Н. Катков. Суть этого курса заключалось в следующем. Во-первых, новые идеологи считали, что причины политического кризиса коренились не в принципах и организации власти, а во вредных для России идеях, заимствованных у Запада. Реформы Александра II ослабили государственные устои. Во-вторых, была поставлена цель новой внутренней политики - укрепление самодержавия, его пошатнувшегося престижа и авторитета. В-третьих, новый курс предполагал необходимость подавления и искоренения " крамолы", пересмотра и улучшения, с учетом вышеизложенного, законов и учреждений, появившихся в " эпоху реформ". 8 марта 1881 г. собрался Совет министров во главе с Александром. III, который окончательно похоронил всякие конституционные замыслы. 29 апреля 1881 г. был опубликован манифест, в котором заявлялось о " незыблемости самодержавия" и " первенствующей роли дворянства". Министры - либералы подали в отставку. Деятели реформ сошли со сцены.14 августа 1881 г. было издано " Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия". Губернаторам предоставлялось право объявлять в губерниях чрезвычайное положение, передавать дела о государственных преступлениях и покушениях на должностных лиц в военные суды. " Положение" продлевалось каждые три года, вплоть до 1917 г. Численность корпуса жандармов была увеличена. 12 июля 1889 г. был издан закон о земских участковых начальников. 2200 земских начальников должны были заменить институт мировых посредников, уездные по крестьянским делам присутствия и мировой суд. 12 июня 1890 г. вышло " Положение о губернских и уездных земских учреждениях". Избирательная система была изменена. Первая курия включала только дворян. Число гласных от этой курии увеличивалось, имущественный ценз для них понижался, но повышался для городской курии. Выборные от крестьянской курии утверждались губернатором. Постановления земских собраний вступали в силу только после их утверждения губернатором или министром внутренних дел. Гороховое положение, изданное 11 июня 1892 г. сократило число избирателей в 3-4 раза путем повышения ценза. Городские головы и члены управы были объявлены государственными служащими и, следовательно, попадали под контроль административных органов. После 1881 г. произошли изменения в сфере просвещения. С 1884 г. церковно-приходские школы перешли в ведение Синода. Расширилось преподавание Закона Божьего в государственных школах. Циркуляр Министерства народного просвещения от 5 июня 1887 г. (" о кухаркиных детях") ввел ограничение на прием в гимназии, чтобы не допустить " поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей". Плата за обучение была повышена. Университетский устав 23 августа 1884 г. фактически уничтожал автономию университетов. Для поступления в университет требовалась справка из полиции о благонадежности. Собрания студентов запрещались. В 1885 г. для них была введена особая форма. В 1886 г. срок службы для имеющих высшее образование увеличился до одного года, С 1887 г. плата за обучение возросла в двое. И что самое важное, правительство снизило университетам ассигнования. По распоряжению правительства в 1886 г. был прекращен прием на все высшие женские курсы, кроме Бёстужевских. Изменения консервативного характера вносились в судебную систему. Повышался имущественный и образовательный ценз для присяжных заседателей, что увеличивало дворянское представительство (1887). Из ведения суда присяжных изымались дела о " сопротивлении властям" (1889), ограничивалась публичность и гласность заседаний (1887). Итак, сравнительная благополучная ситуация для царизма после реформы 1861 г. привела к тому, что на рубеже XIX-XX в. реформистские тенденции в России оказались заглушенными. Реакционные преобразования 1880-1890-х гг. получили название контрреформ. Провести их позволило отсутствие в русском обществе сил, способных создать достаточно действенную оппозицию политики правительства Своей цели контрреформы не достигли и хода истории остановить не смогли; в то же время они крайне обострили отношения между правительством и обществом. Рассматривая внутреннюю политику Александра III важно отметить следующие действия правительства. Во-первых, осуществлялся ряд мер, направленных на улучшение положения крестьян. В 1881 г. все бывшие помещичьи крестьяне переводились на обязательный выкуп, понижались выкупные платежи, отменялось их зависимое временнообязанное положение. Учреждался крестьянский банк, который должен был оказывать содействие крестьянам и крестьянским обществам в покупке частновладельческих земель. В 1883-1885 гг. была снижена, а затем отменена подушная подать с крестьян. Учреждены правила о порядке переселения малоземельных крестьян за Урал (1889). Однако все это не улучшило благосостояние крестьянского населения. Во-вторых, в 80-е гг. предпринимаются первые попытки регламентировать отношения между рабочими и промышленниками. В большинстве своем они носили характер уступок нарождавшемуся рабочему движению. В 1882 г. был принят закон о запрещении труда малолетних (до 12 лет) и учреждена фабричная инспекция для надзора за его выполнением (20 инспекторов на 17 тыс. предприятий). По закону 1885 г. воспрещалось ночная работа несовершеннолетних и женщин. Закон 1886 г. принятый после Морозовской стачки, определял условия найма и порядок расторжения договоров рабочих с предпринимателями, в частности, запрещал штрафы свыше 5% с рубля (штрафы должны были составлять фонд для выдачи пособий самим рабочим). Законом 1897 г. ограничивалась максимальная продолжительность рабочего дня: для взрослых мужчин она не должна была превышать 11, 5 часа. 25. Общественно-политические движения второй половины XIX века. В 60-80-е гг. XIX века ведущие позиции в общественном и революционном движении занимало народничество. Основные положения народнической доктрины были сформулированы А.И.Герценым и Н.Г.Чернышевским, ставшими родоначальниками теории “русского социализма”- своеобразного синтеза учения западно-европейских социалистов (Ш.Фурье, П.Ж.Прудон, А.Сен-Симон, Д.Оуэн) и их собственных взглядов, согласно которым Россия могла перейти к социализму, минуя капитализм, посредством крестьянской общины. Дальнейшее развитие это учение получило в работах М.А.Бакунина, П.Л.Лаврова, Н.П.Ткачева. Однако они выступали за различные пути реализации народнической идеологии в практике революционной борьбы. В этой связи отмечают три течения в народничестве. Бунтарское или анархистское. М.А.Бакунин (1814-1876) предложил свою модель без государственного социализма, которая основывалась на федерации построенных " снизу вверх" свободных организаций: рабочие ассоциации, обшины, волости, области, народы. Бакунин выступал за крестьянскую революцию, к которой крестьяне якобы были готовы, - необходим был только толчок. Его должна была дать революционная интеллигенция, и тогда крестьянский бунт уничтожил бы самодержавие и привел к победе социализма. Пропагандистское. П.Л.Лавров (1823-1900) поддерживал идею крестьянской революции, но ее ведущей силой считал революционеров- интеллигентов. Они должны были создать революционную организацию, развернуть пропаганду социализма в народных массах и тем самым подготовить их к революционному выступлению. Заговорщическое. П.Н.Ткачев (1844-1885) полагал, что между народом и интеллигенцией существует огромная пропасть, непреодолимая в условиях самодержавно-бюрократического строя, поэтому поднять крестьянство на борьбу невозможно. По мнению Ткачева, самодержавие не имело ни какой опоры в обществе и группа революционеров-заговорщиков может осуществить государственный переворот, захватить власть и провести сверху социалистические преобразования. Идеология народничества оказала непосредственное влияние на практику движения. В 1874 г. осуществляется т.н. " хождение в народ" для пропаганды социалистических идей и подготовки крестьянского восстания. К делу было привлечено в 37 губерниях 770 человек, из них 612 мужчин и 158 женщин. 215 человек были заключены в тюрьму и просидели большею частью по нескольку лет, а остальные были оставлены на свободе. Привлечены главные организаторы движения. Неудача " хождение в народ" и попыток поднять крестьян на революцию породила оживленные споры в среде народников. Они велись вокруг вопроса о путях дальнейшей борьбы. Народники пришли к убеждению о необходимости объединить свои силы. В 1876 г. возникает народническая организация " Земля и воля" (не следует отождествлять ее с организацией под таким же названием, созданной в 1862 г: при участии Н.Г.Чернышевского для объединения революционных сил и подготовки крестьянского восстания и разгромленной полицией в 1864 г. В 1879 г. в результате общего кризиса народничества и внутренних разногласий " Земля и воля" распадается на. две организации. Часть народников во главе с А.И.Желябовым, А.Д.Михайловым, С.Л.Перовской (так называемые " политики"), разочаровавшись в пропагандистской работе, объединяются в " Народной воле". Свою главную цель они видят в организации террора, направленного против царя и высших сановников государства. Террор рассматривался ими как основное средство для " дезорганизации" самодержавия и поднятия авторитета революционной борьбы. " Деревенщики", возглавляемые Г: В.Плехановым, В.Н.Игнатовым, О.В.Аптекманом, решили продолжить пропаганду среди крестьян и создали " Черный передел". К началу 1882 г. организация распалась на отдельные кружки. Некоторые чернопередельцы во главе с Г.В.Плехановым перешли к научному социализму, другие- примкнули к " Народной воле", третьи - отошли от революционного движения. " Народная воля" в ближайшие два года произвела целый ряд крупных террористических актов, потрясших ту правительственную организацию, которая тогда существовала. Важнейшей точкой деятельности этой группы народничества стало убийство Александра II 1 марта 1881 г. террористом И.И.Гриневицким. 1 марта 1887 г. было покушение на царя Александра III, в котором принимал участие и брат В.И.Ленина Александр Ульянов. После убийства Александра II народнические организации были практически разгромлены, а народническая идеология вступает в полосу глубокого кризиса. В пореформенный период, в условиях интенсивного развития промышленности, влиятельным фактором общественно-политической жизни становится рабочее движение. В 70-е гг. предпринимаются первые попытки создать рабочие организации. В 1875 г. в Одессе возник " Южнороссийский союз рабочих" (руководитель Е.О.Заславский), в 1878 г. в Петербурге - " Северный союз русских рабочих" (В.П.Обнорский, С.Н.Халтурин). Их участники выступали за свержение самодержавия, политические свободы, социальное переустройство. Рабочие организации в этот период находились под сильным влиянием народников. В 80-е гг. рабочее движение приобретает более организованный характер, начинаются массовые стачки. Наиболее значительная из них произошла в 1885 г. на текстильной фабрике Морозова. В 90-е гг. наблюдается новый подъем стачечного движения. Выступления рабочих подтолкнули правительство к принятию целого ряда законов. В результате кризиса народничества и роста рабочего движения часть интеллигенции обращается к марксизму. Первая русская марксистская организация создается в 1883 г., в Женеве Г.В.Плехановым, П.Б.Аксельродом, В.И.Засулич и др. В своих работах они вели идейно-теоритический спор с народниками, пропагандировали марксизм. В 80-е - начале 90-х гг. возникают марксистские кружки - Д.Благоева (" Партия социал-демократов"), П.В.Точисского (" Товарищество санкт-петербургских мастеровых"), М.Н.Бруснева (" Рабочий союз") в Петербурге, Н.Е.Федосеева в Казани.
|