Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мировая история: переход к новому времени.






В этот период выходит буржуазия, которая стремится к власти в своих странах, посредством исполн. власти. В России в этот период проходило укрепление крепостного права, которое способствовало феодально-крепостнич. отношениям. Новое время способствовало к появ-ю в Европе промыш. революции и созданию обществ. группы буржуазии и рабочего класса.

17. Преобразования Петра I. В XVII в. в результате деятельности первых представителей дина­стии Романовых был преодолен социально-экономический и политиче­ский кризис государства и общества, вызванный событиями смутного времени. В конце XVII столетия наметилась тенденция европеизации России, обозначились и предпосылки будущих петровских преобразований. 1) активизация нешней политики и дипломатической деятельности российского государства 2)интенсивное развитие внутренней и внешней торговли, связанное с приняти­ем " Уставной таможенной грамоты" (1653), " Новоторгового устава" (1667) 3)реформирование и совершенствование финансовой и налоговой систем 4)переход от ремесленно-цехового производства к мануфактурному с использованием элементов наемного труда и простейших механизмов 5)тенденция к абсолютизации верховной власти (ликвация деятельно­сти Земских соборов как сословно-представительских органов), включе­ние в царский титул слова " самодержец" 6)оформление общегосударственного законодательства (Соборное Уложение 1649 г.) 7)реорганизация и совершенствование вооруженных сил 8)размежевание общества под влиянием западноевропейской культу­ры и церковной реформы Никона; появление национально-консервативного и западнического течений. России в XVII в., в целом значительно отставала от уровня развития западно­европейских государств. Это отставание обусловлено рядом причин: 1)Долгие годы ушли на преодоление разрухи, вызванной " смутой". 2)Экстенсивный путь развития сельского. 3)Формирование и уси­ление крепостничества. 4)Отсутствие у Русского го­сударства выхода к морям. Два моря - Балтийское и Черное - были закрыты для внешних связей Османской империей и Швецией. Петр Алексеевич(1682–1725). Семилетнее правление Софьи (1682–1689); Правление Петра и Ивана совместно (1689–1696); Далее Петр правит единолично с 1696 года (кончина Ивана). Экономические преобразования. Содержание экономических преобразований Петра I в значительной степени определялось активным балансом внешней торговли. Основной частью этой политики является протекционизм. Государство взяло на себя регулирование промышленного строительства. При его непосредственном участии и на его деньги стали создаваться казенные мануфактуры, прежде всего по производству воен­ной продукции. За первую четверть XVIII в. возникло не менее 200 ма­нуфактур вместо 15-20, которые существовали в конце XVII в. Государство захватило и торговлю - путем введения монополии на заготовку и сбыт определенных товаров. Государство добилось своей цели - поступления в казну резко воз­росли, но насилие над предпринимательством систематически разоряло наиболее зажиточную часть купечества. Государство отказа­лось от своей монополии на продажу товаров на внешнем рынке. Но далеко не все изделия, необходимые стране, могли изготовлять на мануфактурах. Огромную роль продолжало играть ремесленное про­изводство. В городах появились позументщики, табакерщики, каретники, шляпочники, парикмахеры. По указу Петра I 1722 г. мастера каждой ремесленной специальности объединялись в цеха. В цехах избирали старшин, которые наблюдали за качеством изделий и приемом в мастера. Развитию торговли и всероссийского рынка способствовало со­вершенствование путей сообщения, устройство каналов на водных маги­стралях, а также отмена в 1754 г. внутренних таможенных пошлин. Социальная реформа. При Петре I дворянство было привилегированным со­словием, являясь опорой власти и проводником преобразований, но оно понесло такие повинности, как обяза­тельное пожизненное несение военной или гражданской службы и обучение. При этом критерием продвижения по служебной лестнице являлась не " родовитость", а личные качества и способности. Так, в военной службе звание офицера дворянам присваивалось лишь после того, как они проходили суровую солдатскую школу. В первой четверти XVIII в. произошло слияние двух форм феодаль­ной земельной собственности - вотчины и поместье. В 1714 г. был издан указ о единонаследии. Отныне поместье, как и вотчина, передавалось по наследству старшему сыну. Другие сыновья должны были идти в воен­ную или гражданскую службу. Дворянская служба при Петре I была по­жизненной. Поме­стье нельзя было продавать и закладывать. Несомненно важную роль в социальной политике преобразователя сыграло введение " Табели о рангах" (1722). Значение этого нововведения велико, ибо оно давало возможность, качествам и способностям, занять соответствующее положение в обществе и государстве. Примером тому может служить голо­вокружительная карьера А.Д.Меншикова. Северная война 1700 – 1721 г.г. еще более усилила потребность государства в день­гах. Их поисками занимались прибылыцики. Налогами были обложены дубовые гробы, бани, улья, рыбные ловли, барки, бороды. В 1718-1724 гг. Петр I ввел подушную подать. Душа мужского пола была не реальной плателыцицкой единицей, а счетной, так как подушную по­дать. Подушная подать превышала платежеспособность населения, что вызвало рост недоимок. Значение этой финансовой меры трудно переоценить: Во-первых, практически удвоилась сумма налоговых поступлений с населения. Во-вторых, податная реформа распространила кре­постное право и на те слои населения, ко­торые ранее были либо свободными, либо могли об­рести свободу после смерти господина. В-третьих, каждый крестьянин, ухо­дивший на заработки дальше 30 верст от места жительства, должен был иметь паспорт с указанием срока возвращения. Административные реформы. В 1708-1710 гг., была проведена реформа органов власти на местах – областная реформа. Причиной ее был подъем классовой борьбы горожан и крестьян, на плечи которых легла вся тяжесть реформ. Наибо­лее крупными выступлениями были Астраханское восстание 1705-1706 гг. В 1707-1708 гг. началось мощное народное движе­ние, охватившее Дон. Лишь в конце 1708 г. властям удалось подавить основные его очаги. Вся страна была разделена на 8 губерний. Гу­бернии делились на уезды. Во главе губернии стоял губернатор, в руках которого находилась судебная, административная, полицейская и финан­совая власть. Губернская реформа нанесла удар по приказной системе. Многие приказы прекратили свое существование, их обязанно­сти перешли к губернской администрации. В 1719 г. Петр I вновь возвратился к проблеме местной администра­ции. По новому указу страна была разделена на 50 провинций во главе с воеводами. Губернии сохранились, но в руках губернаторов оставались только военные и судебные дела. В 1711 г. вместо Боярской думы был образован Правительствующий Сенат. Сенат был высшим органом, выполнявшим такие ф-ии как законодательная, управленческая, контольная и судебная. В 1717-1721 гг. приказы были заменены коллегиями. В 1722 г, был создан важнейший контрольный орган – прокуратура. Явный государственный надзор был дополнен тайным надзором за деятельностью администрации на всех уровнях. Церковная реф. Правами коллегии обладал образованный в 1721 г. Святейший Си­нод. 25 января 1721 г Петр 1 утвердил " Духовный регламент". Согласно новому закону была проведена коренная церковная реформа, ликвидиро­вавшая автономию церкви и полностью подчинившая ее государству. Патриаршество в России было упразднено, а для управления церковью учреждена специальная Духовная коллегия, преобразованная 14 в Святейший правительствующий Синод. В его ведении находились чисто церковные дела. Синод имел также функции духовно­го суда. Петр I полностью подчинил церковь своей вла­сти. Воен.реф. Многие петровские реформы были направлены на коренную реорга­низацию вооруженных сил страны: создание регулярной армии и по­стройку мощного отечественного флота. Реорганизация армии началась уже в 1698 г., когда стали распускаться стрелецкие и создаваться регу­лярные полки. Была оформлена рекрутская система в 1705 г, в соответствии с ко­торой солдатский состав полевой армии и гарнизонных войск стал наби­раться из крестьян и других податных сословий, а офицерский корпус – из дворян. Сначала брали по одному рекруту с 20 дворов, а с 1724 г. рас­кладку рекрутов стали вести в соответствии с числом душ мужского пола, положенных в оклад. Документом, определяющим жизнь и деятельность армии, стал " Устав воинский" 1716 г. В 1704 г. в Петербурге началось строительство Адмиралтейства и верфей, на которых создавались кораб­ли Балтийского флота. Жизнь и деятельность морского флота опреде­лял " Морской устав" 1720 г. Всю пирамиду государственной власти венчал император. Этот ти­тул был пожалован Петру I Сенатом 22 октября 1721 г. после подписания Ништадского мира со Швецией. Россия стала империей. Император об­ладал всей полнотой власти в государстве. В 1722 г. Петр I подписал указ о престолонаследии, но назначить се­бе наследника по своему усмотрению не успел.

18. Век просвещения. Русские просветители. Просвещенный абсолютизм. Под просвещенным абсолютизмом! одни авторы понимают политику, которая, используя социальную демагогию и лозунги просветителей, преследовала цель сохране старых порядков. Другие историки пытались показать, как проcвtщенный абсолютизм, отвечая интересам дворянства, одновременно* способствовал буржуазному развитию. Третьи подходят к вопросу просвещенном абсолютизме с академических позиций, видят в нем! один из этапов эволюции абсолютной монархии.

ХУШ в.— время господства просветительской идеологии. Фран­цузские просветители М. Ф. Вольтер, Ш. Л. Монтескье, Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо сформулировали основные положения просветительской

концепции общественного развития. Один из путей достижения сво­боды, равенства и братства философы видели в деятельности просве­щенных монархов — мудрецов на троне, которые, пользуясь своей властью, помогут делу просвещения общества и установлению спра­ведливости.

Представление о государстве как о главном инструменте достиже­ния общественного блага господствовало в умах людей того времени. Идеалом Ш. Л. Монтескье, чье сочинение «О духе законов» было настольной книгой Екатерины II, являлась конституционная монар­хия с четким разделением законодательной, исполнительной и судеб­ной властей. В своей политике Екатерина II пыталась реализовать эти теоретические положения. Естественно, она не могла пойти про­тив дворянства, против крепостного права. Она стремилась постро­ить законную самодержавную монархию, обновить ее с учетом но­вых исторических реалий, а не вводить конституционный демократи­ческий строй, как этого хотели просветители. Понимание монархами равенства и свободы не шло дальше закрепления прав и привилегий каждого сословия в рамках самодержавной монархии.

Политика просвещенного абсолютизма в России, так же как и в ряде других европейских стран, заключалась в использовании поло­жений просветительской идеологии для укрепления крепостнического строя в условиях его начавшегося разложения. Такая политика не могла проводиться долгое время. После Великой французской рево­люции наметился курс на усиление внутренней и международной ре­акции, что означало конец периода просвещенного абсолютизма.

18 век занимает важное место в истории русской культуры. Создается система общего и специального образования, открывается университет, возникает периодическая печать и журналистика, увеличиваются масштабы книгопечатания. В живописи на первый план выдвигается портрет, в архитектуре появляются выдающиеся образцы гражданского общества. В 1724 г. создается Академия наук Дворяне, не имевшие даже начального образования, не имели права жениться. В 18 веке появляются такие виды литературы как поэзия драматургия и проза. Денис Иванович Фонвизин(1725-1792) – русский писатель, просветитель, создатель социальной комедии. Он увидел истинный характер «Просвещенного правления» Екатерины II. Один из первых начал разоблачать миф о «философе на троне», обличая тупость, невежество русского дворянства. Значительного развития достигла русская наука в лице Щербакова, Ломоносова, Татищева. Щербаков(1733-1790) выступал против ликвидации крепостнического порядка, видя в этом начало анархии в стране и ослабления государственной власти. С именем Василия Николаевича Татищева(1686-1750) связана пятитомная «История Российская». Татищев считал возможным достижение экономического прогресса в России в рамках существующего строя и не ставил вопрос о ликвидации крепостнического строя. Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1768) был выдающимся ученым. Основал и открыл Московский университет (1755). Один из первых Ломоносов читал лекции на русском языке, а в 1755 г. выпустил «Российскую грамоту», заложив основы современного русского языка.

19. Екатерина II и ее программа " просвещенного абсолютизма". Екатерина Алексеевна оказалась на русском престоле, не имея на то права. Она, по словам Ключевского, " совершила двойной захват власти: отняла власть у мужа и не передала ее сыну, естественному наследнику отца". Будучи от природы женщиной одаренной, обладавшей упорной волей и редким умением по­нимать людей и влиять на них, Екатерина II сравнительно скоро вполне овладела положением. В манифестах от 28 июня и 6 июля 1762 г. она по­старалась обосновать свои действия, оправдывая их " опасностью всему Российскому государству", проистекавшей из изменнической политики Петра III, волей " всех наших верноподданных" и самого Бога. Екатерина II всячески подчеркивала свою приверженность новой родине, ее языку, обычаям и вере. Новая императрица решила также для начала дезавуировать ряд действий своего предшественника: приостановила секуляризацию цер­ковных имуществ, отменила мирный договор с Пруссией; согласно указу от 11 февраля 1763 г. служба дворян вновь объявлялась обязательной. Однако ближайшие события показали, что ни о каком разрыве с прежней политикой речи идти не может. В 1764 г. был заключен новый договор с Фридрихом II и в том же году Екатерина провела секуляризацию имений духовного ведомства, распространив ее в 1768 г. на территории Украины; в 1785 г. подтверждено освобождение от обязательной службы. Все восстановилось. В течение двух лет Екатери­на трудилась над программой своего царствования и предложила ее в 1767 г. в форме " Наказа" созванной Комиссии о сочинении нового Уло­жения. В качестве исходных положений в " Наказе" торжественно декла­рировались идеи естественного права и общего блага; объявлялось, что задача государства и власти – не та, " чтоб у людей отнять естественную их вольность, но чтобы действие их с тем обосновывалась для России само­державно направить к получению самого большего ото всех добра". Вместе с тем обосновывалась неограниченная власть. Что­бы предотвратить вырождение монархии в деспотию, императрица пред­лагала, утвердить в стране принцип строгой законности, установить ра­венство всех граждан перед законом. " Наказ" намечал направления эко­номической политики - Екатерина II выступала против сохранения мо­нополий, за свободу торговли и промышленности. Автор " Наказа" принципиально вы­сказывается против крепостного права, поскольку оно противоречит " закону естественному", но требования освобождения " рабов" не выдви­гала. Программа Екатерины II оказывалась, таким образом, внутренне противоречивой: с одной стороны, она провозглашала передовые истины просветительской философии, а с другой - сохраняла самодержавие, гос­подство дворянства, крепостное право. Сам созыв Уложенной комиссии 1767 г. явился ярким проявлением политики " просвещенного абсолютизма". Комиссия не решила своей главной задачи - не создала нового кодекса законов, основывающегося на " Наказе" императрицы. Но Прин­ципы " просвещенного абсолютизма" на­шли свое воплощение в законодательной деятельности Екатерины II. Уже в 1762-1763 гг. были изданы указы, которые нанесли удар сис­теме монополий в сфере торговли и промышленности, объявлялась также свобода город­ских промыслов. Принцип свободной промышленности торжественно возвещался в манифесте от 17 марта 1775 г. Однако не могло быть подлинной свободы хозяйственной жизни, пока сохранялось крепостное право. Внутренние противоречия " Наказа" нашли себе полное соответствие в политике Екатерины II по крестьян­скому вопросу. С одной стороны она поставила пе­ред Вольным экономическим обществом конкретную задачу о целесооб­разности обеспечить помещичьих крестьян правом на движимую и зе­мельную собственность, сохранила сословие государственных крестьян. Лифляндскому дворянству Ека­терина II " советовала" воздержаться от чрезвычайных поборов с кресть­ян. Но с другой стороны, при Екатерине II дворянство добивается почти безграничных полномочий в отношении своих крепостных. В 1763 г. бы­ло установлено, что крепостные крестьяне, которые решились " на многие своевольства и продерзости", должны " сверх подлежащего за их вины наказания" оплачивать все расходы. В 1765 г. императрица разрешила помещикам ссылать по своей воле крепостных в Сибирь на каторгу. Наконец, в авгу­сте 1767 г. был издан указ, который объявлял государственным преступ­лением любую жалобу крестьян на своих помещиков и предписывал под­вергать жестокому наказанию. Та­ким образом, дворянин становился полновластным судьей, и его дейст­вия в отношении крестьян не подлежали контролю со стороны органов государственной власти, суда и управления. В целях усиления абсолютизма были перестроены органы централь­ной власти. Екатерина II в 1763 г. реформи­ровала Сенат, разделив на 6 департаментов (4 в Петербурге и 2 в Москве). Каждый департамент при этом выступал как самостоятельное подразде­ление со своим кругом дел и своей канцелярией. Сенат лишился своей главной функции- законодательной инициативы, она фактически пере­шла к императрице. Начиная с 1775 г. проводилась в жизнь губерн­ская реформа. Россия была разделена на 50 губерний по 300-400 тыс. жи­телей в каждой, губернии делились на уезды – по 20-30 тыс. Губернию возглавлял назначенный из столицы губернатор, иногда 2-3 губернии объединялись под властью генерал-губернатора, подчинявшегося только императрице. В городах вводилась должность городничего, назначаемо­го правительством. В губернских городах создавались приказы общест­венного призрения, ведавшие школами, приютами, больницами. В уезде власть принадлежала избираемому дворянским собранием капитан-ис­правнику. Создана была система сословного суда: для каждого сословия (дво­рян, горожан, государственных крестьян) свои особые судебные учрежде­ния. В некоторых из них вводился принцип выборных судебных заседа­телей. Укрепление власти самодержца в России и защита от посягательств на собственную корону были наиглавнейшими стержнями царствования Екатерины II. Стремясь создать более реальные гарантии " просвещенной монархии" Екатерина начала работать над жалованными грамотами дворян­ству, городам и государственным крестьянам. Грамоты дворянству и го­родам получили силу закона в 1785 г. Жалованная грамота подтвержда­ла старые привилегии: монопольное право на владение крестьянами, землями и недрами, освобождение от обязательной службы государству, от налогов и телесных наказаний, право на торговлю и предпринима­тельство, передачу дворянского звания по наследству и невозможность лишиться его иначе как по суду и т.д. Издавна главен­ствуя в центральном аппарате и армии, дворянские представители все чаще стали замещать многие чиновничьи должности в губернском и уездном административном аппарате. Таким образом, дворянство превраща­лось в политически господствующее сословие в государстве. Многие мероприятия Екатерины II, в наибольшей степени проник­нутые духом либерализма и желанием европеизировать страну, оказались неоконченными и нерезультативными, отторгнутыми русской действительностью. Реакционный поворот наблюдался и во внешней политике Екатери­ны II. Вообще внешнеполитическая деятельность " просвещенной" импе­ратрицы сопровождалась большими успехами. В результате двух войн с Турцией (1768-1774 и 1787-1791 гг.) весь северный берег Черного моря, Крым и новороссийские степи отошли к России. Была решена и польская проблема- по первым двум разделам Польши (1773 и 1793 гг.) с Россией воссоединились Правобережная и Восточная Белоруссия. В 1794 г. в Польше вспыхнуло восстание - борьбу за освобождение родины возглавил генерал Тадеуш Костюшко. Но Екатерина II поспешила сурово расправиться с повстанцами. В Польшу были введены русские войска, которыми командовал А.В.Суворов. Разгром мятежных поляков завершился в 1795 г. третьим разделом страны. Речь Посполитая как государство перестала существовать. К России на этот раз отошли Курляндия, Литва, Западная Белоруссия и за­падная часть Волыни. Исконно польские земли были поделены между Австрией и Пруссией.

20. Мировая история. Переход к индустриальной цивилизации. В середине 19 века страны зап. Европы перешли к индустриальному обществу от аграрного. В зап. Европе складывается техногенная цивилизация – особый тип цив-го устройства, при котором техника играет ведущую роль в жизни общества. Во 2ой половине 19 века в Европе складывается индустриальное общество – общество, в котором машинная индустрия играет ведущую роль и определяет экономическое благополучие, военный потенциал и международный авторитет этого общества. Наиб. развитие получают естественные и технические науки. Отличительные черты индустриального го общества: 1)все ускоряющееся развитие техники и технологий на основе научных достижений; 2)союз науки и произ-ва приводит к пром-ой, научной, научно-технической революциям, которые меняют положение человека в техн-ом процессе, превращая его в придаток машины; 3)быстрое изменение искусственно создаваемой человеком предметной среды(транспорт, быт-я техника и мн. др.); 4)формируется идеология технократизма – стремление построить жизнь общества по типу тех-го процесса. 5)формирование корпоративного коллективизма. Корпорации – крупные фабрики и заводы. 6)формирование классового полит-го сознания. Развитие буржуазных отношений приводит к образованию 2х классов: наемной рабочей силы и собственников производства – пролетариат и буржуазия. 7)19 век – век буржуазных революций. Вслед за Великой Французской Революцией (1787-1794) происходит целый ряд революций в других буржуазных странах. Россия вошла в 19 век в качестве крупной Европейской державы(по территории и численности населения). В первой четверти 19 века в России складываютя 2а сословия: привилегированное(дворяне, духовенство, купцы) и податное(мещане, церк-е ремесленники, крестьяне). 19 век – ряд изменений в с\х: увеличиваются посевы культур; применяется двоеполье; новая с\х техника; растет доля наемного труда; растет покупка и аренда земли крестьянами (право покупать земли: гос-е кр-не с 1801 года, а помещичьи кр-не с 1848 года). Появляются районы торгового земледелия, которое специализируется на производстве с\х продукции. Помещичьи и кр-е хоз-ва втягиваются в товарно-ден-е отношения: изменяются виды феодальной ренты. В черноземных областях до 90% крестьян переводят на барщину. В нечерноземье – до 70% на оброк. Нарастает кризис крепостничества, т.к. крестьяне втянулись в товарно-ден-е отношения то работа на помещика менее эффективна, доходы помещиков сокращаются. Помещики закладывают и перезакладывают своих крестьян на получение ссуды. Таких – до 65%. Происходит разорение помещиков. Пром-ть: появляются черты капиталистического производства, крупное пр-во – мануфактуры. Влад-ми мануфактур были разные категории населения, имеющие на это деньги. Раб-я сила на мануфактурах – труд крепостных, отпущенных на заработки. Появляются первые шоссейные дороги.

 

21. Реформы в России в первой половине XIX в. Девятнадцатый век для России фактически начался в ночь с 11 на 12 марта 1801 г., когда в результате заговора был убит император Па­вел I. Александр I начал с того, что восстановил отмененные Павлом " Жалованные грамоты" дворянству и городам, дворянские корпоратив­ные органы, освободил дворян от телесных наказаний, объявил амни­стию всем, бежавшим от павловских репрессий за границу, и ссыльным. Были отменены и другие павловские указы, вроде запрета носить круг­лые французские шляпы, выписывать иностранные газеты и журналы, выезжать за границу. Большинство историков выделяют в царствовании Александра I (1801-1825) два периода: до войны с Наполеоном 1812-1814 гг. и после победы, когда во внут­ренней и внешней политике стали преобладать консервативные тенден­ции. В 1801 г. при императоре сложился Негласный комитет, в который вошли его молодые друзья-аристократы - П.А.Строганов, Н.Н.Новосильцев, В.П.Кочубей, А.А.Чарторыйский. Преобразования в системе государственных учреждений, изменения в крестьянском законодательстве, осуществленные Александром I в пер­вые пять лет своего царствования, прямо или косвенно были связаны с деятельностью комитета. 20 февраля 1803 г. был издан указ " О вольных хлебопаш­цах". В соответствии с ним земледельцы могли отпускать на волю крепо­стных крестьян с землей на условиях выкупа. Однако этот акт имел лишь моральное значение: к концу царст­вования Александра I в " вольных хлебопашцах" числилось 47153 кресть­янина. Указы 1804-1805 гг. в определенной степени ограничивали крепост­ное право в Лифляндской и Эстляндской губерниях. Крестьян запреща­лось продавать без земли. Они объявлялись наследственными владельца­ми своих земельных наделов. Их повинности в пользу помещиков фикси­ровались и определялись особыми комиссиями, вводилось крестьянское самоуправление и крестьянские суды. В 1803 г. было издано новое положение " Об устройстве учебных за­ведений". Универ­ситетский устав 1804 г. закрепил автономию университетов, разрешив Совету профессоров выбирать ректора и деканов. Манифест 8 сентября 1802 г. об учреждении министерств. Вместо 11 коллегий - 8 министерств. Министры, назначае­мые царем и подотчетные ему, единолично принима­ли решения и несли за них персональную ответственность. В целях координации деятельности министерств учреждался Комитет министров. Более четко структура и функции мини­стерств были определены в 1811 г – «Общие учреждения министерств» - число министерств увеличивается до 12. Новый виток реформаторской активности Александра I связан с именем М.М.Сперанского (1772-1839). В конце 1808 г. Алек­сандр I поручил ему составить общий план государственных преобразо­ваний. В начале октября 1809 г. проект реформы, названный М.М.Сперанским " Введение к Уложению государственных законов", был закончен. В основе проекта преобразований М.М.Сперанского был заложен принцип разделения властей. С этой целью законодательные функции сосредотачивались в новом органе – Государственной думе, судебные – в Сенате, исполнительная власть предос­тавлялась министерствам. Для координации действий высших государст­венных учреждений создавался Государственный совет, его члены не из­бирались, а назначались императором. Совет наделялся правом предва­рительного рассмотрения законов до их внесения в Государственную ду­му. Исключительное право законодательной инициативы и утверждении новых законов сохранялись за императором, в его руках сосредотачива­лась и вся полнота управления страной. Гражданскими правами, по мысли Сперан­ского, следовало наделить все население страны, включая и крепостных крестьян. Для депутатов Государственной думы вводился имущественный ценз. Председатель Думы, избранный депутатами, утверждался царем. Государственная дума рассматривала законопроекты, представленные министрами, Государственным советом или императором. Закон вступал в силу только после одобрения Думой. Она также контролировала дея­тельность исполнительных органов власти. Александр I одобрил план Сперанского, но не решился на осуществ­ление реформ. По его мнению, преобразования следовало начать с цен­тральной системы государственного управления, а затем поэтапно пере­носить их на другие области. 1 января 1810 г. был учрежден Государственный совет - законосовещательный орган при государе. Этим, по существу, и ограничился Александр I в реализации рефор­маторских замыслов Сперанского. В марте 1812 г. Сперанский был уво­лен с государственной службы. Второй период (1815-1825) царствования большинст­вом историков характеризуется как консервативный. В 1818-1819 гг. Александр I поручил А.А.Аракчееву разработать проект освобождения крестьян при максимальном соблюдении интересов поме­щиков. Аракчеев предложил освободить крестьян посредством выкупа их у помещика с последующим наделением землей за счет средств казны. По личному распоряжению Александра I тайно, практически одно­временно с разработкой проектов по крестьянскому вопросу, велась ра­бота над конституционными проектами. 27 ноября 1815 г. Александр I подписал Конституцию Польши. Польша становится конституционной монархией. Согласно Конституции король (он же российский царь) осу­ществлял исполнительную власть, определенную часть законодательных функций сосредотачивалась в сейме. Первая палата сейма - Сенат - на­значалась царем пожизненно из представителей духовенства и высших должностных лиц. Вторая палата - Посольская - избиралась на основе имущественного ценза (100 злотых). Крестьянам избирательного права не предоставлялось. Конституция декларировала неприкосновенность личности, свободу печати, независимость суда, признание польского языка официальным. Это была одна из самых либеральных конституций своего времени. В марте 1818 г. император поручил группе своих советников во главе с бывшим членом Негласного комитета, главой российской администрации в царстве Польском Н.Н.Новосильцевым разработать проект конституции для России. В 1819 г. такой проект под названием " Государственная уставная грамота Российской империи" был предоставлен государю и одобрен им. Конституция Новосильцева являлась шагом назад в сравнении с проектом Сперанского (система назначения в Думу вместо выборности; дополнение имущественного ценза у Сперанского сословным принципом у Новосильцева, так как большая часть депутатов избиралась от дворян­ства). Однако на реализацию и этого проекта Александр I не решился. В рассматриваемый период получили широкое развитие военные по­селения - особая организация войск в России в 1810-1857 гг., совмещав­ших военную службу с занятием в сельском хозяйстве. Вводились они с целью снижения расходов на армию и создания резерва обученных войск. Претерпела изменения и политика правительства в сфере образова­ния. В 1819 г. 11 профессоров Казанского университета были уволены за вольнодумство. Аналогичная участь постигла некоторых либеральных преподавателей Петербургского университета в 1821 г. Ужесточилась цензура. Указом 1822 г. Александр I восстановил право помещиков направлять на поселение в Сибирь крепостных крестьян " за дурные проступки". Южное и Северное общества. В марте 1821 г. были образованы Северное общество в Петербурге (основатели Н.М.Муравьев) и Южное общество на Украине (руководи­тель П.И.Пестель). Северным обществом управляла Дума из 3 человек, Южным - Директория. Оба общества были взаимосвязаны и рассматри­вались как единая организация. Каждое общество имело свой программный документ. Северное - " Конституцию", написанную Н.М.Муравьевым. Южное - " Русскую прав­ду", написанную П.И.Пестелем. Оба программных документа выражали единую цель - уничтожение крепостного права и ликвидацию самодержавного правления. Однако если по " Конституции" Россия объявлялась конституционной монархией с предоставлением законодательной власти двухпалатному парламенту - Народному вече, то по " Русской правде" в России провозглашалась пар­ламентская республика с президентской формой правления, где законо­дательным органом был парламент - Народное вече, а исполнительным - Державная Дума, состоящая из 5 человек. Более радикально разрешала " Русская правда" и вопрос о наделении крестьян землей, и об избирательном праве. Если " Конституция" огра­ничивала избирательные права граждан 500-рублевым имущественным цензом, то по " Русской правде" предусматривалось участие в выборах всего мужского населения после 20-летнего возраста. " Конституция" провозглашала право частной собственности на землю священным. По " Русской правде" часть помещичьей земли конфисковалась, крестьяне безвозмездно наделялись землей. " Конституция" выражала либеральный характер преобразований, " Русская правда" - радикальный. Воплощение в жизнь любой из программ вело к переустройству общества по примеру буржуазно-демократических стран Европы. Революционный переворот заговорщики планировали совершить летом 1826 г. во время армейских учений. Но неожиданно 19 ноября 1825 г. умер Александр I, и это событие подтолкнуло заговорщиков к актив­ным действиям раньше намеченного срока.

 

22. Реформа 1861 г. и ее значение для социально-экономического развития России. В 60-70-е гг. были проведены экономические (ликвидации крепостного права и др.), политические реформы (изменения в системе управления - судебная, земская, городская, военная реформа), реформы в области образования и культуры (школьная, университетская, цензурная). Причины: Толчком к преобразованию послужила проигранная Крымская ком­пания. Во-вторых, Крымская война привела Россию к международной изоляции. В-третьих, неудачи в войне и смерть Николая I (18.02.1855 г.). Александр II (19 февраля 1855 - 1 марта 1881) решился на преобразо­вания исключительно по воле обстоятельств. Став императором в разгар не­удачной для России Крымской войны, Александр II начал склоняться к мысли о необходимости перемен в политическом курсе. В начале 1857 г. для подготовки реформы был учрежден Секретный комитет. В феврале 1858 г. Секретный комитет был переименован в Главный. Помещики предлагали в черноземных губерниях освободить крестьян без земли или с маленьким наделом, в нечерноземных губерниях - освободить крестьян с землей за выкуп. 19 февраля. 1861 г. Александр II подписал манифест " О всемилости­вейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сель­ских обывателей" и " Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости". По манифесту крестьянин сразу получал личную свободу и ряд граждан­ских прав: от своего имени заключать разного рода гражданские и иму­щественные сделки, открывать торговые и промышленные заведения, пе­реходить в другие сословия. " Положение 19 февраля 1861 г." распространялись на 45 губерний Европейской России, в которых насчитывалось 22563 тыс. душ обоего пола крепостных крестьян. В Манифесте объявилось, что крестьяне в течение двух лет (до 19 февраля 1863 г.) обя­заны отбывать те же самые повинности, что и при крепостном праве. Отменялись лишь так называемые добавочные сборы и барщина ограничивалась 3(мужскими) днями с тягла в неделю, несколько сокращалась подводная повинность, запрещался перевод крестьян с оброка на барщину и в дво­ровые. Крестьянские учреждения. В июне-июле 1861 г. в селениях бывших помещичьих крестьян поя­вились органы крестьянского " общественного управления". Крестьяне одной общины или бывшего имения составляли сельское общество, не­сколько сельских обществ образовывали волость, насчитывавшую от 300 до 2 тыс. душ мужского пола. Домохозяева сельского общества составляли сельский сход, который избирал на 3 года сельского старосту, сборщика податей и представителей на волостной сход (одного от 10 дворов). Волостной сход избирал также на 3 года волостного старшину и волостной суд, судивший крестьян данной волости по мелким уголовным и гражданским делам. Старшина являлся главой волостного управления, в которое входили сельские старосты и сборщики податей. Крестьянские сельские и волостные учреждения имели ограниченную компетенцию и находились в полном подчинении у местных администра­тивно-полицейских властей. Закон 1861 г. сохранял общину, которую правительство и помещики использовали как фискально-полицейскую ячейку в пореформенной деревне. Крестьянский надел. Правительство знало, что требование предос­тавления земли очень громко звучало в крестьянском движении предреформенных лет. Полное обезземеление крестьян было экономически не­выгодно и социально опасной мерой: лишая помещиков и государство возможности получать прежние доходы с крестьян, оно создавало мно­гомиллионную армию безземельного пролетариата и грозило крестьян­ским восстанием. При определении норм надела учитывались особенности местных природных и экономических условий. Территория Европейской России подразделялась на три полосы - нечерноземную, черноземную и степную. В нечерноземной и черноземной полосах устанавливалась " высшая" и, " низшая" нормы наделов. Закон предусматривал отрезку от крестьянско­го надела, если он превышал определенную для данной местности выс­шую или указанную норму, и прирезку, если надел не достигал низшей нормы. В то время как отрезка по отдельным губерниям была произведе­на у 40-65% крестьян, прирезка коснулась только 3-15% крестьян. В итоге крестьянское землепользование в целом по стране сократилось более чем 1/5, при этом в земледельческих, черноземных губерниях, где преоблада­ла барщинная система эксплуатации и земля высоко ценилась, отрезки доходили до 30-40%. Землевладение крестьян было " утеснено" не только отрезками, но и чересполосицей, лишением крестьян лесных угодий (лес включался в кре­стьянский надел только в лесистых северо- восточных губерниях). Выкуп. Законом 28 декабря 1881 г. устанавливался перевод крестьян на обязательный вы­куп начиная с 1 января 1883 г. Перевод их на выкуп завершился к 1895 г. Выкуп оказался для государства чрезвычайно выгодной операцией. Общая выкупная сумма за крестьянские наделы была определена в 867 млн.руб., в то время как рыночная стоимость этих наделов по ценам 1863-1872 гг. составляла 648 млн.руб. С 1862 по 1907 г. бывшие помещи­чьи крестьяне выплатили казне 1 540 570 тыс.руб. выкупных платежей и все еще оставались ей должны. Мощное аграрное движение крестьян в революции 1905-1907 гг. за­ставило царизм прекратить взимание выкупных платежей с 1 января 1907 г. Проводя выкупную операцию, казна решила и проблему возврата до­реформенных долгов с помещиков. К 1861 г. 65% крепостных крестьян были заложены и перезаложены их владельцами в различных кредитных учреждениях, а сумма долга этим учреждениям составила 425 млн.руб. Этот долг был вычтен из выкупной ссуды помещикам. Таким образом, реформа 1861 г., освободив помещиков от долгов, спасла их от финансо­вого банкротства. Итоги. Во-первых, кресть­янская реформа стала результатом компромисса между помещиками, крестьянами и правительством. Причем интересы помещиков были мак­симально учтены, так как иного пути освобождения крестьян, по- види­мому, не было. Во-вторых, условия освобождения крестьян изначально заключали в себе будущие противоречия: крестьянское малоземелье и наличие крупного по­мещичьего землевладения, обремененность крестьян различными плате­жами и повинностями. Это также было следствием компромиссного ха­рактера реформы. В-третьих, реформа предотвратила массовые выступления крестьян. В-четвертых, с освобождением крестьян уходил в прошлое старый административный строй, основанный на крепостном праве и сословном преобладании дворянства.

23. Буржуазные реформы 60-70-х гг. XIX в. Отмена крепостного права в России вызвала необходимость прове­дения политических реформ (изменения в системе управления - судебная, земская, городская, военная реформа), реформы в области образования и культуры (школьная, университетская, цензурная). Они преследовали цель приспособить самодержавный политический строй России к по­требностям капиталистического развития, сохранив его классовую, дворянско-помещичью сущность. Отсюда двойственный характер всех реформ, сочетавших в себе и новое, и старое, их непоследовательность, противоречивость. В реорганизации системы государственного управления одним из первых шагов стала земская реформа. 1 января 1864 г. было утверждено " Положение о губернских и уездных земских учреждениях". В губерниях и уездах создавалась система местного самоуправления - губернские и уездные Земские собрания. Гласные земств избирались на основе закона, учиты­вающего имущественные и сословные различия населения. Выборы про­изводились на основе имущественного ценза, по куриям. Первая курия -землевладельческая - состояла из обладателей от 200 до 800 десятин или недвижимости стоимостью от 15 тыс.рублей. Вторая курия - городская - объединяла собственников городских промышленных и торговых заведений с оборотом не менее 6 тыс. рублей и представителей владельцев собственности, составлявшей до 1/20 части ценза. Выборы по третьей курии - сельских крестьянских обществ - были многостепенными. Земства изби­рались на 3 года. Собрание уездных гласных избирало уездную управу и губернских гласных, которые затем избирали губернскую управу. В губернских и уездных земских собраниях председательствовали соответственно гу­бернские и уездные предводители дворянства. Городская реформа началась в 1861 г. Проект, пред­ставленный в 1864 г., долго обсуждался. Правительство опасалось пре­вращения городских дум в политическую трибуну. " Городовое положение" было утверждено 16 июня 1870 г. В городах создавались городская дума (распорядительный орган) и городская упра­ва под председательством городской головы (исполнительный орган). Выборы в городскую думу проводились по трем куриям на основе иму­щественного ценза. Первую курию составляли крупные налогоплатель­щики, вносившие треть городских налогов; вторую - более мелкие, упла­тившие другую треть налогов; третью - все остальные. Каждая курия избирала равное число гласных в городскую думу. Имущественный ценз ограничивал число избирателей. В наиболее крупных городах они со­ставляли в среднем 5, 6% от населения. Городской голова, избранный думой, утверждался губернатором или министром внутрен­них дел. 20 ноября 1864 г. были обнародованы указ о судебной реформе и " Новые судебные уставы". Суд строился на принципах бессословности судопроизводства, равенства сторон перед законом, гласности, состяза­тельности судебного процесса, независимости его от администрации.Страна была разделена на 108 судебных округов. Вводились два ви­да судов: мировые и общие. Мировые суды в лице мирового судьи разби­рали уголовные и гражданские дела, ущерб по которым не превышал 500 руб. Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями, утвер­ждались Сенатом и могли быть уволены только по собственному жела­нию или по суду. Общий суд состоял из трех инстанций: окружной суд, судебная пала­та, Сенат. Окружные суды рассматривали серьезные гражданские и уго­ловные дела (уголовные дела - с участием присяжных заседателей). Су­дебные палаты (по одной на несколько округов) рассматривали апелля­ции и являлись судом первой инстанции для политических и государст­венных дел. Сенат являлся высшей судебной инстанцией и мог отменять решения судов, поданных на кассацию, решение о виновности подсуди­мого в окружном суде выносили присяжные заседатели - представители общества. Присяжные заседатели назначались губернскими земскими со­браниями и городскими думами на основе имущественного ценза (2 тыс. руб. в городах). Судьи общих судов назначались царем. Они были вклю­чены в систему чинопроизводства и получали высокие денежные оклады. Военная реформа. Подготовка реформ на флоте началась еще до войны. В 60-е гг. было реорганизовано управление флотом и военно-морскими учебными заведениями. В 1857 г. была ликвидирована система военных поселений. Срок службы нижних чинов сократился с 25 до 10 лет. В 1861 г. военным министром стал талантливый государственный деятель Д.А.Милютин. В 1862 г. началась реформа военного управления. Страну разделили на 15 военных округов. Были реорганизованы Военное министерство и Главный штаб. Числен­ность армии снизилась с 1132 тыс. человек до 742 тыс. при сохранении военного потенциала. В 1865 г. началась военно-судебная реформа на принципах гласности и состязательности судебного процесса. В 60-е годы по настоянию Военного министерства были построены железные дороги по западным и южным границам России. В 1870 г. появ­ляются железнодорожные войска. Перевооружение армии требовало ко­ренной технической реконструкции старых и создания новых предпри­ятий. В России впервые в мире начали производить орудийные стволы из литой стали. Оружие закупали и за рубежом. В течение 70-х гг. перевоо­ружение в основном завершилось. В армии появились но­вые уставы, уделявшие главное внимание боевой и физической подготов­ке солдат. В ходе реформы военно-учебных заведений были созданы во­енные и юнкерские училища с двухгодичным сроком обучения. В них принимались лица всех сословий. 1 января 1874 г. был утвержден Устав о воин­ской повинности. Вместо рекрутского набора вводилась всеобщая воин­ская повинность мужского населения по достижении 21 года. Солдаты служили 6 лет на действительной службе и 9 лет в запасе, мат­росы - 7 лет и 3 года. Окончившие начальную школу служили 3 года, гимназию - 1, 5 года, выпускники высших учебных заве­дений - несколько месяцев. В результате реформы была создана небольшая армия мирного вре­мени со значительным обученным резервом на случай войны. Реформа народного образования. 60-х гг. " Положение о начальных народных учи­лищах" от 14 июня 1864 г. ввело кроме государственных и церковно­приходских земские и воскресные училища. Устав гимназий и прогимназий, утвержденный 19 ноября 1864 г., разделил средние учебные заведения – гимназия – на классические и реаль­ные с семилетним сроком обучения. Создавались также прогимназии, программа которых соответствовала четырем классам гимназии. В 1871 г. дифферен­циация усилилась: в классических гимназиях был введен восьмилетний срок обучения, а реальные гимназии переименовывали в училища с шес­тилетним обучением. Плата за обучение была довольно высокой. В 1865 г. - 96 гимназий, в середине 90-х гг. - около 600. Перестройка школы не привела к полной демократизации образова­ния. Сословная полити­ка и сложившиеся общественные ориентиры превращали классическую школу в удел дворянства. Для низших слоев, как правило, она была не­доступна из-за высокой платы за обучение. Новый устав для университетов был утвержден 18 июня 1863 г. Восстанавливалось университетское самоуправление. Совет университета получал право избирать ректора, проректора и универси­тетских судей, рассматривал финансовую смету, присуждал ученые сте­пени, назначал студентам стипендии и т.д. Вместе с тем университетская реформа устранила далеко не все пе­режитки крепостнической поры. Сохранилось право министра просвеще­ния назначать и увольнять преподавателей, утверждать университетские инструкции и правила. В 1858 г. появились женские гимназии. Поступать в университеты женщинам было запрещено. Их допускали туда на правах вольных слу­шательниц на рубеже 70-80-х годов. В 60-70-е гг. были организованы высшие женские курсы с университетской программой в Москве (проф. В.И.Герье), в Петербурге (проф. К.Н.Бестужев-Ромин), Казани, Киеве. Финансовая реформа 1862-1866 годов. Право распоряжаться всеми финансовыми средствами страны получали министр финансов, деятельность которого подлежала учету со стороны Государственного контро­ля. В 1860 г. был учрежден Государственный банк, который стал креди­товать торгово-промышленные предприятия. Были упразднены винные откупа (1863), вместо них вводились патенные сборы и особый акциз. На местах для их взимания созданы специальные акцизные управления. Главный итог преобразований финансовой системы заключался в уста­новлении гласности бюджета, финансового контроля и прогрессивных изменениях в налоговой системе. Итоги реформ. Во-первых, реформы значительно продвинули Рос­сию по пути экономической и политической модернизации. Однако по­литическое переустройство страны не было завершено. Россия по-прежнему оставалась самодержавной монархией. Во-вторых, реформы, в большинстве своем, носили характер ком­промисса. В-третьих с середины 60-х гг. в деятельности правительства начинают доминировать консервативно-охранительные тенденции, а реформаторский потенциал оказывается практически исчерпанным.

24. Контрреформы 80-90-х гг. XIX в. Царствование Александра III (2 марта 1881 - 20 октября 1894) вошло в историю как время " контрреформ". Идеологами нового политического курса выступили обер-прокурор Синода К.П.Победоносцев, министр внутренних дел Д.А.Толстой, известный публицист и общественный дея­тель М.Н. Катков. Суть этого курса заключалось в следующем. Во-первых, новые идеологи считали, что причины политического кризиса коренились не в принципах и организации власти, а во вредных для России идеях, заимствованных у Запада. Реформы Александра II ос­лабили государственные устои. Во-вторых, была поставлена цель новой внутренней политики - ук­репление самодержавия, его пошатнувшегося престижа и авторитета. В-третьих, новый курс предполагал необходимость подавления и ис­коренения " крамолы", пересмотра и улучшения, с учетом вышеизложен­ного, законов и учреждений, появившихся в " эпоху реформ". 8 марта 1881 г. собрался Совет министров во главе с Александром. III, который окончательно похоронил всякие конституционные замыслы. 29 апреля 1881 г. был опубликован манифест, в котором заявлялось о " незыблемости самодержавия" и " первенствующей роли дворянства". Министры - либералы подали в отставку. Деятели реформ сошли со сцены.14 августа 1881 г. было издано " Положение о мерах к охранению го­сударственного порядка и общественного спокойствия". Губернаторам предоставлялось право объявлять в губерниях чрезвычайное положение, передавать дела о государственных преступлениях и покушениях на должностных лиц в военные суды. " Положение" продлевалось каждые три года, вплоть до 1917 г. Численность корпуса жандармов была увеличена. 12 июля 1889 г. был издан закон о земских участковых начальников. 2200 земских начальников должны были заменить институт мировых посредников, уездные по крестьянским делам присутствия и мировой суд. 12 июня 1890 г. вышло " Положение о губернских и уездных земских уч­реждениях". Избирательная система была изменена. Первая курия вклю­чала только дворян. Число гласных от этой курии увеличивалось, иму­щественный ценз для них понижался, но повышался для городской ку­рии. Выборные от крестьянской курии утверждались губернатором. По­становления земских собраний вступали в силу только после их утвер­ждения губернатором или министром внутренних дел. Гороховое положение, изданное 11 июня 1892 г. сократило число из­бирателей в 3-4 раза путем повышения ценза. Городские головы и члены управы были объявлены государственными служащими и, следовательно, попадали под контроль административных органов. После 1881 г. произошли изменения в сфере просвещения. С 1884 г. церковно-приходские школы перешли в ведение Синода. Расширилось преподавание Закона Божьего в государственных школах. Циркуляр Министерства народного просвещения от 5 июня 1887 г. (" о кухаркиных детях") ввел ограничение на прием в гимназии, чтобы не допустить " поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей". Плата за обучение была повышена. Университетский устав 23 августа 1884 г. фактически уничтожал ав­тономию университетов. Для поступления в университет требовалась справка из полиции о благонадежности. Собрания студентов запреща­лись. В 1885 г. для них была введена особая форма. В 1886 г. срок службы для имеющих высшее образование увеличился до одного года, С 1887 г. плата за обучение возросла в двое. И что самое важное, правительство снизило университетам ассигнования. По распоряжению правительства в 1886 г. был прекращен прием на все высшие женские курсы, кроме Бёстужевских. Изменения консервативного характера вносились в судебную систе­му. Повышался имущественный и образовательный ценз для присяжных заседателей, что увеличивало дворянское представительство (1887). Из ведения суда присяжных изымались дела о " сопротивлении властям" (1889), ограничивалась публичность и гласность заседаний (1887). Итак, сравнительная благополучная ситуация для царизма после ре­формы 1861 г. привела к тому, что на рубеже XIX-XX в. реформистские тенденции в России оказались заглушенными. Реакционные преобразования 1880-1890-х гг. получили название контрреформ. Провести их позволило отсутствие в русском обществе сил, способных создать достаточно действенную оппозицию политики правительства Своей цели контрреформы не достигли и хода истории остановить не смогли; в то же время они крайне обострили отношения между прави­тельством и обществом. Рассматривая внутреннюю политику Александра III важно отметить следующие действия правительства. Во-первых, осуществлялся ряд мер, направленных на улучшение по­ложения крестьян. В 1881 г. все бывшие помещичьи крестьяне переводи­лись на обязательный выкуп, понижались выкупные платежи, отменялось их зависимое временнообязанное положение. Учреждался крестьянский банк, который должен был оказывать содействие крестьянам и крестьян­ским обществам в покупке частновладельческих земель. В 1883-1885 гг. была снижена, а затем отменена подушная подать с крестьян. Учреждены правила о порядке переселения малоземельных крестьян за Урал (1889). Однако все это не улучшило благосостояние крестьянского населения. Во-вторых, в 80-е гг. предпринимаются первые попытки регламенти­ровать отношения между рабочими и промышленниками. В большинстве своем они носили характер уступок нарождавшемуся рабочему движе­нию. В 1882 г. был принят закон о запрещении труда малолетних (до 12 лет) и учреждена фабричная инспекция для надзора за его выполнением (20 инспекторов на 17 тыс. предприятий). По закону 1885 г. воспрещалось ночная работа несовершеннолетних и женщин. Закон 1886 г. принятый после Морозовской стачки, определял условия найма и порядок расторжения договоров рабочих с предпринимателями, в частности, запрещал штрафы свыше 5% с рубля (штрафы должны были составлять фонд для выдачи пособий самим рабочим). Законом 1897 г. ограничивалась мак­симальная продолжительность рабочего дня: для взрослых мужчин она не должна была превышать 11, 5 часа.

25. Общественно-политические движения второй половины XIX века. В 60-80-е гг. XIX века ведущие позиции в общественном и револю­ционном движении занимало народничество. Основные положения народнической доктрины были сформулированы А.И.Герценым и Н.Г.Чернышевским, ставшими родоначальниками теории “русского со­циализма”- своеобразного синтеза учения западно-европейских социали­стов (Ш.Фурье, П.Ж.Прудон, А.Сен-Симон, Д.Оуэн) и их собственных взглядов, согласно которым Россия могла перейти к социализму, минуя капитализм, посредством крестьянской общины. Дальнейшее развитие это учение получило в работах М.А.Бакунина, П.Л.Лаврова, Н.П.Ткачева. Однако они выступали за различные пути реализации народнической идеологии в практике революционной борь­бы. В этой связи отмечают три течения в народничестве. Бунтарское или анархистское. М.А.Бакунин (1814-1876) предложил свою модель без государствен­ного социализма, которая основывалась на федерации построенных " снизу вверх" свободных организаций: рабочие ассоциации, обшины, волости, области, народы. Бакунин выступал за крестьянскую револю­цию, к которой крестьяне якобы были готовы, - необходим был только толчок. Его должна была дать революционная интеллигенция, и тогда крестьянский бунт уничтожил бы самодержавие и привел к победе со­циализма. Пропагандистское. П.Л.Лавров (1823-1900) поддерживал идею крестьянской революции, но ее ведущей силой считал революционеров- интеллигентов. Они долж­ны были создать революционную организацию, развернуть пропаганду социализма в народных массах и тем самым подготовить их к революци­онному выступлению. Заговорщическое. П.Н.Ткачев (1844-1885) полагал, что между народом и интеллиген­цией существует огромная пропасть, непреодолимая в условиях самодер­жавно-бюрократического строя, поэтому поднять крестьянство на борь­бу невозможно. По мнению Ткачева, самодержавие не имело ни какой опоры в обществе и группа революционеров-заговорщиков может осуще­ствить государственный переворот, захватить власть и провести сверху социалистические преобразования. Идеология народничества оказала непосредственное влияние на практику движения. В 1874 г. осуществляется т.н. " хождение в народ" для пропаганды социалистических идей и подготовки крестьянского восста­ния. К делу было привлечено в 37 губерниях 770 человек, из них 612 мужчин и 158 женщин. 215 человек были заключены в тюрьму и просидели большею частью по нескольку лет, а остальные были оставлены на свободе. Привлечены главные организато­ры движения. Неудача " хождение в народ" и попыток поднять крестьян на рево­люцию породила оживленные споры в среде народников. Они велись во­круг вопроса о путях дальнейшей борьбы. Народники пришли к убежде­нию о необходимости объединить свои силы. В 1876 г. возникает народническая организация " Земля и воля" (не следует отождествлять ее с организацией под таким же названием, соз­данной в 1862 г: при участии Н.Г.Чернышевского для объединения рево­люционных сил и подготовки крестьянского восстания и разгромленной полицией в 1864 г. В 1879 г. в результате общего кризиса народничества и внутренних разногласий " Земля и воля" распадается на. две организа­ции. Часть народников во главе с А.И.Желябовым, А.Д.Михайловым, С.Л.Перовской (так называемые " политики"), разочаровавшись в пропа­гандистской работе, объединяются в " Народной воле". Свою главную цель они видят в организации террора, направленного против царя и высших сановников государства. Террор рассматривался ими как основ­ное средство для " дезорганизации" самодержавия и поднятия авторитета революционной борьбы. " Деревенщики", возглавляемые Г: В.Плехановым, В.Н.Игнатовым, О.В.Аптекманом, решили продолжить пропаганду среди крестьян и соз­дали " Черный передел". К началу 1882 г. организация распалась на от­дельные кружки. Некоторые чернопередельцы во главе с Г.В.Плехановым перешли к научному социализму, другие- примкнули к " Народной воле", третьи - отошли от революционного движения. " Народная воля" в ближайшие два года произвела целый ряд круп­ных террористических актов, потрясших ту правительственную органи­зацию, которая тогда существовала. Важнейшей точкой деятельности этой группы народничества стало убийство Александра II 1 марта 1881 г. террористом И.И.Гриневицким. 1 марта 1887 г. было покушение на царя Александра III, в котором принимал участие и брат В.И.Ленина Алек­сандр Ульянов. После убийства Александра II народнические организации были практически разгромлены, а народническая идеология вступает в полосу глубокого кризиса. В пореформенный период, в условиях интенсивного развития про­мышленности, влиятельным фактором общественно-политической жизни становится рабочее движение. В 70-е гг. предпринимаются первые по­пытки создать рабочие организации. В 1875 г. в Одессе возник " Южно­российский союз рабочих" (руководитель Е.О.Заславский), в 1878 г. в Петербурге - " Северный союз русских рабочих" (В.П.Обнорский, С.Н.Халтурин). Их участники выступали за свержение самодержавия, политические свободы, социальное переустройство. Рабочие организа­ции в этот период находились под сильным влиянием народников. В 80-е гг. рабочее движение приобретает более организованный ха­рактер, начинаются массовые стачки. Наиболее значительная из них произошла в 1885 г. на текстильной фабрике Морозова. В 90-е гг. наблю­дается новый подъем стачечного движения. Выступления рабочих под­толкнули правительство к принятию целого ряда законов. В результате кризиса народничества и роста рабочего движения часть интеллигенции обращается к марксизму. Первая русская марксист­ская организация создается в 1883 г., в Женеве Г.В.Плехановым, П.Б.Аксельродом, В.И.Засулич и др. В своих работах они вели идейно-теоритический спор с народниками, пропагандировали марксизм. В 80-е - начале 90-х гг. возникают марксистские кружки - Д.Благоева (" Партия социал-демократов"), П.В.Точисского (" Товарищество санкт-петербургских мастеровых"), М.Н.Бруснева (" Рабочий союз") в Петер­бурге, Н.Е.Федосеева в Казани.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал