![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
От попыток модернизации к смене модели …Рождение современной России.
(Перестройка в 1985-1991г.г.) Генсек ЦК КПСС-М.С. Горбачёв Новое советское руководство стремилось модернизировать социализм, сделать его более эффективным. С этой целью сначала в СССР началось научно- технич. ускорение власти вместе с борьбой с пьянством, а потом появились поиски путей производств. труда. Сначала была разрешена индивид. трудовая деят-ть(1986г.), 1987- появляются кооперативы, 1988- все предприятия страны были переведены на хоз. расчёт. Одновременно в социал. жизни была ослаблена цензура, расширилась гласность, усилились контакты с заграницей. С 1988 в СССР наметился рост межнационал. напряженности(Сред. Азия, Кавказ, Прибалтика).В 1989 г. был проведён 1ый съезд народных депутатов, который обозначил появление внутриполитической оппозиции. К 1990 г.. республики Балтии, Грузия, Молдавия и др. всё чаще заявляли о необходимости выхода из состава СССР. 1990-1991 – развал Советского Союза. Внутри Рос.Фед-ии обозначилось противостояние Ельцина и Горбачёва. Ухудшилось эконом. состояние страны. В августе 1991 г. консерват. силы внутри КПСС попытались произвести переворот, но неудачно. 1993 г.- распад СССР. На его месте возник СНГ(Союз Независимых Государств).К концу 1991 г. руководство России во главе с Ельциным приступило к радикальным экономич. преобразованиям. Конкретной программы не было, но было намечено три направления: либерализация цен, торговли; широкая приватизация жилья, госпредприятий. Для народа это явл-сь «шокотерапией». Никто не был готов к таким, стол резким изменениям. Так началось рождение современной России.
43. Общественная мысль XIX века. Восстание декабристов подтолкнуло оппозиционную правительственную часть студенчества к организации различного рода кружков и тайных обществ. В 20-30-е гг. XIX столетия ядро этих организаций составляли главным образом студенты Московского университета. На рубеже 30-40-х гг. XIX в. центром общественно-политической жизни стали журналы и газеты. В Московском журнале " Телескоп" в 1836 г. было опубликовано " Философское письмо" П.Я.Чаадаева. Чаадаев крайне пессимистически оценивал прошлое, настоящее и будущее России. " Прошлое ее бесполезно, настоящее - тщетно, а будущего никакого у нее нет", - писал он. За эту публикацию журнал был закрыт, а Чаадаев по высочайшему повелению объявлен сумасшедшим. К концу 1830-х гг. в русском обществе сложились течения западников и славянофилов. Западники (историки Т.Н.Грановский, П.Н.Кудрявцев, юрист и философ К.Д.Кавелин, литераторы В.П.Боткин, П.В.Анненков, В.Ф.Корш и др.) исходили из мысли о единстве исторического развития человечества, а следовательно, и о единстве исторических путей России и Европы. Поэтому, считали западники, в России со временем должны утвердиться европейские порядки. Идеалом для них был Петр I и его реформы. В сфере государственного устройства они склонялись к конституционной монархии и рассматривали в качестве образца для России парламентскую Англию и Францию. Западники отрицательно относились к крепостному праву, высказывались за преобразования во всех сферах общественной жизни. Иных взглядов на исторический путь России придерживались славянофилы (А.С.Хомяков, братья И.В. и П.В.Киреевские, братья К.С. и И.С.Аксаковы, Ю.Ф.Самарин). Они считали, что у каждого народа своя судьба и что Россия развивается по пути, отличному от европейского. Это однако не делало славянофилов сторонниками правительственной идеологии. Власть царя должна оставаться неограниченной, считали славянофилы, однако народ должен при этом получить право свободно выражать, свое мнение - в печати и на земских соборах, получить свободу совести. В основе русской жизни, по мнению славянофилов, лежало общинное начало и принцип согласия (в отличие от европейских порядков, основанных на противоборстве индивидуалистических начал и формальной законности). Глубоко близка русскому национальному характеру была, по мнению славянофилов, православная религия, ставящая общее выше частного, призывающая прежде всего к духовному совершенствованию, а не к преобразованию внешнего мира. Гармоничный уклад русской жизни был, по мнению славянофилов, разрушен реформами Петра I. А.И.Герцен сравнивал славянофилов и западников с двуликим Янусом: они смотрели в разные стороны, но в груди у них билось одно сердце. Действительно, западников и славянофилов сближали защита прав личности, общественной свободы, протест против деспотизма и бюрократизма, крепостничества. Общим для западников и славянофилов было и решительное неприятие революции. Революционно-социалистические течения. От западнического крыла постепенно откалывается особое направление, представителями которого были А.И.Герцен, Н.П.Огарев и крупнейший литературный критик В.Г.Белинский. Занимая радикальные позиции в западническом лагере, они постепенно пришли к отрицанию уклада современной им Европы: предоставляя гражданам формальные политические свободы, этот уклад не спасал людей от нищеты. Спасение Белинский, Герцен и их единомышленники видели в социализме - справедливом общественном строе, в котором отсутствует частная собственность и эксплуатация человека человеком. В XVIII-XIX вв. социалистические идеи были глубоко разработаны западными мыслителями - А.Сен-Симоном и Ш.Фурье. Однако русские радикалы - в первую очередь Герцен, считали, что первой к социализму придет не Европа, слишком глубоко погрязшая в буржуазной стихии, а Россия, которой буржуазные отношения пока чужды. Опорой же социализма в России станет сохранившаяся с глубокой древности крестьянская община. Русские леворадикальные деятели склонялись к революционным методам или прямо признавали их необходимость. В 1844 г. в Петербурге возник кружок В.М.Буташевича-Петрашевского - чиновника Министерства иностранных дел. На собраниях Петрашевского бывали М.Е.Салтыков-Щёдрин, Ф.М.Достоевский, Большинство петрашевцев, в отличие от либералов, выступало за республиканское устройство, полное освобождение крестьян без выкупа, Наиболее популярно в среде петрашевцев было учение Фурье. В кружке обсуждались планы народного восстания. В.М.Петрашевский и участники его кружка (в том числе и великий русский писатель Ф.М.Достоевский) были арестованы, приговорены к расстрелу, но затем помилованы и сосланы на каторгу в Сибирь. Революционные и социалистические настроения сильны были в Кирилло-Мефодиевском обществе, действовавшем с 1845 г. на Украине. Члены этого общества, к которому принадлежал и великий украинский поэт Т.Г.Шевченко, выступали за всеславянскую республиканскую федерацию. В 1847-1848 гг. правительство разгромило общество петрашевцев и Кирилло-Мефодиевское общество. Волна европейских революций 1848 г. повергла правительство в ужас: наступило " мрачное семилетие" - время безудержной реакции, которое с 1885 г. сменилось общественным подъемом.
|