Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Монополистическая конкуренция
Рыночную структуру, для которой характерно относительно большое число фирм, производящих схожий, но не идентичный продукт, называют МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИЕЙ.
Монополистическая конкуренция
| в отличии от чистой конкуренции
| не требуется присутствия сотен или тысяч фирм, достаточно сравнительно большого их числа
| дифференциация продукта:
1. качество товара;
2. надежность поставок;
3. качество обслуживания покупателей;
4. предоставление скидок;
5. престижность товара;
6. возможность предоставления кредита;
7. условия послепродажного обслуживания;
8. гарантия замены некачественного товара;
9. упаковка, наличие торговых знаков;
10. возможность получения консультации по использованию товара;
11. реклама.
| поэтому
| вместо единого рынка конкретного товара складывается сеть частично обособленных, но взаимосвязанных рынков, где существует широкое разнообразие цен, издержек, объемов выпуска продукции той или иной товарной группы
| особенности
| соперничество не столько через цены, сколько по средствам неценовой конкуренции
| результат
| фирма обладает некоторой монопольной властью над своим товаром: она может повышать или понижать цену на него вне зависимости от действий конкурентов, но эта власть ограничивается как наличием достаточно большого количества производителей аналогичных товаров, так и значительной свободой входа в отрасль других фирм
|
Кривая спроса на продукцию в условиях монополистической конкуренции
| отражает
| суммарный объем продукции, поставляемый фирмой при каждом значении цены
| особенности кривой спроса
| · убывающая;
· более эластичная чем в условиях монополии, т.к. продавец сталкивается с относительно большим числом конкурентов производящих взаимозаменяемых товары;
· не является абсолютно эластичной, так как продукты конкурентов представляют собой близкие, но не совершенные заменители.
| графическое изображение
|
Рис.9.15. Кривая спроса на продукцию в условиях монополистической конкуренции
Оптимальный выпуск для фирмы
в условиях монополистической конкуренции
| т.к. кривая спроса на продукцию будет иметь отрицательный наклон, поскольку на рынке продаются товары-заменители, это дает возможность получать монопольную прибыль в краткосрочном периоде.
| отсутствуют какие-либо ограничения на вход в отрасль других производителей и выход из нее, в результате чего в долгосрочном периоде экономическая прибыль всех фирм отрасли становится равной нулю.
| каждая фирма проводит собственную ценовую политику, не учитывая ответную реакцию конкурентов, поэтому в рамках данной рыночной структуры выпускается меньший объем производства, чем при совершенной конкуренции, но с более высокими затратами на единицу продукции.
| условие максимизации прибыли
| объем выпуска, при котором предельный доход равен предельным издержкам
| формула
| MR=MC
| результат
| объем выпуска Q1, и цене P1 в сумме, соответствующей площади прямоугольника P1KLM (рис. а).
| кривые спроса D и предельного дохода MR сместятся влево. Новое положение равновесия фирмы возникает в точке касания кривой спроса и кривой средних общих затрат АТС (в точке К). В этих условиях экономическая прибыль фирмы снижается до нуля (при объеме выпуска Q2 и цене Р2), и тогда вход в отрасль новых фирм прекращается (рис. б).
| на рис.б видно, что точка К находится левее минимума средних общих затрат АТС, где бы фирма получала максимальную прибыль. То есть действуй фирма в условиях свободной конкуренции, она обязательно увеличила бы свой выпуск до объема Q3, но по более низкой цене.
| Таким образом, снижение объема продаж и повышение затрат на единицу продукции –
своеобразная плата за большее разнообразие производимых товаров
| графическое изображение
|
Рис.9.16. Краткосрочное и долгосрочное равновесие фирмы
в условиях монополистической конкуренции
|