Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Монополистическая конкуренция






 

Рыночную структуру, для которой характерно относительно большое число фирм, производящих схожий, но не идентичный продукт, называют МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИЕЙ.

Монополистическая конкуренция
в отличии от чистой конкуренции
не требуется присутствия сотен или тысяч фирм, достаточно сравнительно большого их числа
дифференциация продукта: 1. качество товара; 2. надежность поставок; 3. качест­во обслуживания покупателей; 4. предоставление скидок; 5. престиж­ность товара; 6. возможность предоставления кредита; 7. условия по­слепродажного обслуживания; 8. гарантия замены некачественного то­вара; 9. упаковка, наличие торговых знаков; 10. возможность получе­ния консультации по использованию товара; 11. реклама.
поэтому
вместо единого рынка конкретного това­ра складывается сеть частично обособленных, но взаимосвязанных рынков, где существует широкое разнообразие цен, издержек, объемов выпуска продукции той или иной товарной группы
особенности
соперничество не столько через цены, сколько по средствам неценовой конкуренци­и
результат
фирма обладает неко­торой монопольной властью над своим товаром: она может повышать или понижать цену на него вне зависимости от действий конкурентов, но эта власть ограничивается как наличием достаточно большого количества производителей аналогичных товаров, так и значительной свободой входа в отрасль других фирм

 

Кривая спроса на продукцию в условиях монополистической конкуренции
отражает
суммарный объем продукции, поставляемый фирмой при каждом значении цены
особенности кривой спроса
· убывающая; · более эластичная чем в условиях монополии, т.к. продавец сталкивается с относительно большим числом конкурентов производящих взаимозаменяемых товары; · не является абсолютно эластичной, так как продукты конкурентов представляют собой близкие, но не совершенные заменители.
графическое изображение

Рис.9.15. Кривая спроса на продукцию в условиях монополистической конкуренции

Оптимальный выпуск для фирмы в условиях монополистической конкуренции
т.к. кривая спроса на продукцию будет иметь отрицательный наклон, поскольку на рынке продаются товары-заменители, это дает возможность получать монопольную прибыль в краткосрочном периоде. отсутствуют какие-либо ограничения на вход в отрасль других производителей и выход из нее, в результате чего в долгосрочном периоде экономическая прибыль всех фирм отрасли становится равной нулю. каждая фирма проводит собственную ценовую политику, не учитывая ответную реакцию конкурентов, поэтому в рамках данной рыночной структуры выпускается меньший объем производства, чем при совершенной конкуренции, но с более высокими затратами на единицу продукции.
условие максимизации прибыли
объем выпуска, при котором предельный доход равен предельным издержкам
формула
MR=MC
результат
объем выпуска Q1, и цене P1 в сумме, соответствующей площади прямоугольника P1KLM (рис. а). кривые спроса D и предельного дохода MR сместятся влево. Новое положение равновесия фирмы возникает в точке касания кривой спроса и кривой средних общих затрат АТС (в точке К). В этих условиях экономическая прибыль фирмы снижается до нуля (при объеме выпуска Q2 и цене Р2), и тогда вход в отрасль новых фирм прекращается (рис. б). на рис.б видно, что точка К находится левее минимума средних общих затрат АТС, где бы фирма получала максимальную прибыль. То есть действуй фирма в условиях свободной конкуренции, она обязательно увеличила бы свой выпуск до объема Q3, но по более низкой цене.
Таким образом, снижение объема продаж и повышение затрат на единицу продукции – своеобразная плата за большее разнообразие производимых товаров
графическое изображение

 

Рис.9.16. Краткосрочное и долгосрочное равновесие фирмы

в условиях монополистической конкуренции


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал