Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Олигополия. Олигополия такая организация конкурентного рынка, когда его значительную долю контролирует не­сколько фирм жесткая






 

 

Олигополия
такая организация конкурентного рынка, когда его значительную долю контролирует не­сколько фирм
жесткая расплывчатая
на рынке господствуют 2-5 крупных фирм несколько фирм делят 60-80% рынка, оставшийся сегмент обслуживает множество мелких фирм
Олигополистический рынок
рынок, на котором большая часть продукции производится небольшим количеством крупных фирм
продукт
стандартизированный (сырья и полуфабрикатов – руд, металла, нефти, газа) дифференцированный (сложная бытовая техника, автомобили)
особенности
рыночная концентрация
на рынке преобладает несколько крупных фирм
причины
1. Экономия от масштабов производства 2. Взаимозависимость фирм на рынке 3. Жесткость цен и неценовая конкуренция 4. Слияния и поглощения 5. Стремление к сговору 6. Барьеры для вхождения новых фирм на рынок
минимальный уровень издержек производства на единицу продукции может быть достигнут только при очень большом объеме производства и сбыта продукции фирмы, знающие, что их действия затронут конкурентов в отрасли, принимают решения только после того, как выяснят характер реакции соперников. опасаясь«ценовой войны»* фирмы, чтобы не потерять рынок, не меняют цену товара даже тогда, когда издер­жки производства снизились (жесткость цен), тогда изменения спроса на товар выражаются не в изменении цены, а в колебаниях объема продаж, поэтому неценовые методы конкурен­ции – от рекламы до экономического шпионажа – оказываются более эффективными · горизонтальные слияния (поглощения) – между фирмами, производящими схожий продукт; · вертикальные слияния (поглощения) – между фирмами, относящимися к разным этапам производственного цикла; · конгломеративные слияния (поглощения) – объединение фирм производственно несвязанных.   относительно уровня цен, усиления контроля над рынком. Это выгодно, но всегда есть соблазн нарушить условия или может появиться новая фирма на рынке.   экономия на издержках вследствие накопленного опыта, известности товара, проведенной рекламной кампании, сложности товара, множественности моделей товара, капиталовооруженности и т.д.
показатели
коэффициент концентрации Индекс Герфиндаля
процентное отношение продаж четырех (или восьми) крупнейших фирм к общему отраслевому объему рассчитывается суммированием результатов, полученных путем возведения в квадрат процентных долей рынка каждой из фирм, продающих продукцию на этом рынке Н=Р12+ Р22+…+ Рn2
             

* Ценовая война – это циклическое снижение цен с целью вытеснения конкурента с рынка.

Рис.9.17.Олигополия и олигополистический рынок

Поведение фирмы на рынке в условиях олигополии
определяет
максимизацию совокупной прибыли отрасли максимизацию собственной прибыли фирмы
модель такой олигополии практически совпадает с моделью чистой монополии даже за счет уменьшения общей прибыли отрасли («большой кусок от маленького пирога лучше, чем маленький от большого»)
основа
олигополистическая взаимосвязь: зависимость поведения каждой фирмы от реакции конкурентов
предполагает
тщательный учет действий конкурирующих фирм на олигополистическом рынке при определении цены и объема производства
основные формы
соглашение фирм соперничество фирм
последствия
согласованное решение фирм по поводу объемов выпуска продукции и цен или же ограничений соперничества ценовая война
основные формы предел
  явное соглашение   молчаливое соглашение · ни одна фирма больше не может получать выгоды от понижения цены; · цена равна средним издержкам; · экономические прибыли равны нулю.
     

Рис.9.18. Рыночное поведение олигополии

 

 

Картель
группа производителей, совместно максимизирующих прибыли путем фиксации цен и ограничения объемов выпуска продукции
условия образования
· барьеры для входа в отрасль; · установление совместного ориентира по общему уровню выпускаемой продукции; · установление квот каждому члену картеля; · установление процедуры проведения утверждения квот.
особенности
нестабильность
причина
максимизация групповых прибылей при монопольной цене несовместима с максимизацией индивидуальных прибылей при этой цене
основная проблема
контроль за проникновением на рынок и предотвращение жульничества со стороны членов картеля относительно цен и квот
правовая основа
являются незаконными в большинстве стран

Рис.9.19. Картель

 

Макроэкономика

 

Макроэкономический анализ и модель кругооборота экономических благ и ресурсов

 

Проблемы национальной экономической сферы макроэкономического анализа, позволяющая дать общую картину рыночного хозяйства страны.

Макроэкономический анализ помогает объяснить происходящее в национальной экономике изменения и разработать экономическую политику по улучшению ее функционирования.

В курсе микроэкономики в центре исследования находится отдельные потребители, домашнее хозяйство, фирмопроизводители.

Спрос и предложение на них, а также рынки ресурсов, взаимодействующие с рынками товаров и услуг.

Макроэкономика исследует общеэкономические процессы в целом, то есть условие и результаты деятельности на рынке всех субъектов экономических отношений.

Для поддержания равновесия между ними необходим особый субъект – государство, наличие которого, хотя и предполагает микроэкономика, но далеко не на первых ролях.

Макроэкономика изучает агрегированное поведение и рассматривает совокупные показатели.

Макроэкономический анализ позволяет выделить ряд проблем, решение которых возможно только на уровне общества в целом:

1. Экономический рост

2. Экономический цикл

3. Занятость и безработица

4. Общий уровень цен и инфляция

5. Ставка процента и денежное обращение

6. Состояние государственного бюджет и финансирование бюджетного дефицита

7. Внешние взаимодействия национальной экономики.

Национальная экономика складывается из совокупности отдельных частных производств, находящихся во взаимосвязи.

Для измерения совокупного производства в экономике используется система национального счета (СНС).

СНС – совокупность статических макроэкономических показателей, характеризующих величину совокупного продукт и совокупного дохода, позволяющих оценить состояние экономии страны.

Теоретической основой СНС служит модель кругооборот экономических благ и ресурсов.

Ниже изображен упрощенная схема без участия иностранного сектора.

 

Движение благ и ресурсов идет против часовой стрелки, движение денежных потоков по часовой стрелке.

 

 

Основные показатели СНС

В макроэкономике различают 2 типа количественных переменных: запасы и потоки.

Запас – показатель, измеренный как количество на данный момент.

Поток – величина, измеренная как количество в единицу времени.

Основной показатель СРС – валовой внутренний продукт (ВВП).

ВВП – совокупная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в экономике в течение определенного периода времени, обычно год.

ВВП – совокупная рыночная стоимость потому, что данный показатель характеризует общий совокупный объем производства. Рыночная стоимость потому, что в ВВП включаются только официальные рыночные сделки (не включаются труд на себя, труд на безвозмездной основе и теневая экономика).

Термин стоимость означает, что ВВР измеряет совокупный объем производства в денежном эквиваленте.

В ВВП учитывается только конечная продукция, то есть продукция, которая идет в конечное потребление макроэкономического овпо и не используется для переработки и перепродажи.

Промежуточная продукция направляется в дальнейший процесс производства и учитывается в ВВП в составе конечной продукции. Это позволяет избежать повторного счета (двойного).

Кроме того в ВВП не учитываются трансфертные платежи и финансовые (непроизводительные) сделки.

Трансфертные платежи или трансферты – платежи, которые домашнее хозяйство или фирмы получают безвозмездно из государственного бюджета.

Домашнее хозяйство получают пенсии, стипендии, пособие по безработице, нетрудоспособности, бедности и т. д.

Фирмы получают субсидии.

Трансфертные платежи делятся на частные и государственные.

Частные трансферты – выплаты и дары, которые делают друг другу частные лиц.

Трансферты не включаются в ВВП, так как в результате этой выплаты не производится нового, а совокупный доход лишь перераспределяется.

К финансовым сделкам относится купля-продажа ценных бумаг на фондовом рынке.

За ценной бумагой также не стоит оплата ни товара, ни услуги. Эти сделки являются перераспределением средств между экономическими агентами.

Но выплата доходов по ценным бумагам частных фирм включается в стоимость ВВП, так как является платой за экономический ресурс.

В ВВп включается стоимость товаров и услуг, произведенных в экономике внутри страны, то есть при определении ВВП критерием выступает территориальный фактор, следовательно в ВВП включается совокупная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных на территории данной страны и на важно с помощью национальных или иностранных факторов производства.

ВВП этим отличается от показателя валовой национальный продукт (ВНП).

ВНП – совокупная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных гражданами страны с помощью принадлежащих им факторов производства не важно на территории данной страны или в других странах. Также за определенный промежуток времени.

При определении ВНП критерием является фактор национальной принадлежности.

ВНП=ВВП+ЧФД

ЧФД – чистые факторные доходы из заграницы

ЧФД=Д-Д'

Д – доходы, полученные макроэкономическими агентами данной страны от национальных факторов производства в других странах.

Д' – доходы иностранцев от использования принадлежащих им факторов производства на территории данной страны.

Периодом вычисления является год, то есть все товары, произведенные не в данном году, при подсчете ВВП и ВНП не учитываются, так как были учтены в показателях соответствующих лет.

 

 

Методы измерения ВВП

Для расчета ВВП может быть использовано 3 метода:

1. Метод конечного использования, расчет ВВП по потоку расходов.

2. Распределительный или по потоку доходов.

3. Производственный, расчет ВВП по добавленной стоимости.

 

Измерение ВВП по потоку расходов

 

Для определения ВВП по потоку расходов суммируются расходы всех макроэкономических агентов.

с - личные потребительские расходы, включают расходы на текущее потребление (товары краткосрочного пользования, служащие менее года, вся одежд, товары длительного пользования за исключением покупки жилья, расходы на услуги)

Iд – валовые частные внутренние инвестиции. Инвестиции делятся на валовые чистые и восстановительные. В процессе использования здания и оборудования изнашиваются, требуют замены. Часть инвестиций, которая идет на возмещение износа здания и оборудования называется восстановительными инвестициями или стоимостью потребленного капитала или амортизацией.

Iд=А+ Iп

А – амортизация

Iп – чистые частные внутренние инвестиции (дополнительные инвестиции, которые увеличивают размеры капитала фирм)

G – государственные закупки товаров и услуг. Включают государственное потребление и государственные инвестиции. От государственных закупок товаров и услуг следует различать государственные расходы.

- трансферты

N – обслуживание государственного долга

Хп – чистый экспорт

 

Измерение ВВП по потоку доходов

 

 

z – заработная плата

R – рента (арендная плата)

r - процент

Рr – прибыль предприятий

ТРr – налог на прибыль

а – дивиденды

Рrn – нераспределенная прибыль

d – прибыль не корпоративного сектора экономики (частные предприниматели). Часто называют доходами собственников или прочими доходами собственников

Тк – косвенные налоги на бизнес

А – амортизация

ЧФД – чистые факторные доходы

Без ЧФД это ВНП.

 

 

Измерение ВВП по добавленной стоимости

 

При подсчете ВВП производственным методом суммируется стоимость, добавленная на каждой стадии производства конечного продукта.

Добавленная стоимость – разность между стоимостью продукции, произведенной фирмой и суммой заплаченной другим фирмам за приобретенное сырье, материала, то есть промежуточную продукцию. Для экономики в целом сумма всей добавленной стоимости равна стоимости конечной продукции.

Формирование добавленной стоимости в процессе производства бумаги и создании книги.

Стадии производства Рыночная цена продукции ДС
Сырье   260-0=260
Производство бумаги   340-260=80
Печать книг   390-340=50
Оптовые продажи   490-390=100
Розничные продажи   600-490=110
Общая стоимость продажи   ----------
ДС ---------  

 

Использование всех 3 методов измерения ВВП дает одинаковый результат.

В целом в экономике совокупный доход равен величине совокупных расходов, а величина ДС равна стоимости конечной продукции: При этом величина стоимости конечной продукции – сумма расходов потребителей на покупку конечных товаров и услуг (совокупного продукта).

 

Соотношение показателей в СНС

 

1. Чистый внутренний продукт (ЧВП) и чистый национальный продукт (ЧНП)

Отражает производственный потенциал в экономике, так как включает только чистые инвестиции и не учитывает амортизацию.

ЧВП=ВВП-А ЧНП=ВНП-А ЧНП=ЧВП+ЧФД

2. Национальный доход – совокупный доход, заработанный собственниками экономических ресурсов.

НД=ЧНП-

3. Личный доход – совокупный доход, полученный собственниками экономических ресурсов.

Для подсчета личного дохода из национального дохода следует вычесть все, что является частью коллективного, а не личного дохода и не поступает в распоряжение домашних хозяйств и добавить все, что увеличивает доходы домашних хозяйств, но не включается в НД.

ЛД=НД-

В – взносы на социальное страхование

4. Располагаемый личный доход – доход, который находится в расположении домашних хозяйств и может быть использован на потребление и сбережение.

РЛД=ЛД-

Тi – индивидуальные налоги на граждан

Sе – личные сбережения

 

Национальные и реальные показатели индекса цен

 

Основные показатели СНС отражают результаты экономической деятельности за год. Они выражены в ценах данного год и являются номинальными. Номинальные показатели не позволяют производить межстрановые и межвременные сравнения, так как на их величину оказывает влияние инфляция.

Реальные показатели выражаются в сопоставимых ценах, то есть в ценах базового периода.

 

- реальный ВВП

- номинальный ВВП

Р – общий уровень цен

- номинальный ВВП текущего периода

- цены базового периода

Общий уровень цен в базовом году равен единице, следовательно

В качестве индексов цен в макроэкономике обычно применяется индекс потребительских цен и индекс рыночных цен.

Индекс потребительских цен рассчитывается на основе стоимости рыночной потребительской корзины, которая включает набор товаров и услуг, потребляемых типичной городской семьей в течение года. В нее включается порядка 300 товаров.

Индекс потребительских цен рассчитывается как индекс с весами базового года, то есть по типу индекса Лайпереса.

Индекс рыночных цен или индекс-дефлятор ВВП рассчитывается на основе стоимости рыночной корзины всех конечных товаров и услуг, произведенных в экономике в течение года – индекс цен с весами текущего года. Он рассчитывается по типу Паше.

Индекс потребительских цен не принимает во внимание изменение в структуре потребления в текущем периоде. Это приводит к завышению роста стоимости жизни.

Индекс рыночных цен несколько снижает рост уровня цен экономики.

Отчасти устраняет недостатки индексов Лайпереса и Паше индекс Фишера, который усредняет из значения.

- темп инфляции

Аналогично темпу инфляции измеряется темп изменения стоимости жизни, но рассчитывается только по индексу Лайпереса.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.024 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал