Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Система измерения социальных воздействий туризма.
Исследования социальных и культурных воздействий туризма предполагают использование трех категорий: · турист ( тот, кто приезжает )- исследования спроса на туристические услуги, мотивации, установок и ожиданий туристов · хозяин, или местное население ( тот, кто принимает )- исследования предложений рынка туристических услуг, использования трудовых ресурсов, местной туристической индустрии, особенностей местного населения · взаимодействия туристов и хозяев - исследования сущности, особенностей и последствий контактов туристов и хозяев. Анализ социальных и культурных воздействиях туризма предполагает исследование способов влияния туризма на ценностную систему, индивидуальное поведение, семейные отношения, общий стиль жизни, уровень безопасности, моральный закон, творчество, традиционные обряды и общинный уклад Как показывает анализ Мэтиесона и Уолла (A.Mathieson and G. Wall, 1996)[11], сначала результаты туристической деятельности интерпретировались в терминах экономического подхода и исчислялись приносимыми туризмом финансовыми прибылями и изменениями занятости местного населения. В последние годы фокус внимания смещается на социокультурные эффекты, причем часто они описываются в негативном свете, например, с точки зрения провоцирования расовых. политических и религиозных конфликтов. Другие направления анализа связаны с локальными воздействиями туризма - на островах Тихого Океана, Бали, Испании, Восточной Африки. Часто встречаются работы, связанные с отдельными типами воздействий. Работы, посвященные собственно социальным влияниям туризма, могут быть отнесены к двум крайним типам: живописные истории и сухие научные статьи. Что касается взаимодействия туристов с местными жителями, то оно осуществляется в трех направлениях: · покупки туристами товаров у местных жителей, · обычные коммуникации, например, на пляже или в ночном клубе, · специальные коммуникации с целью обмена информацией или идеями, что способствует международному пониманию. 3.1.Туризм и социальные изменения: от эйфории к ксенофобии. Физическое присутствие туристов. Эффект демонстрации. Неоколониализм. Одна из первых моделей изучения социальных воздействий была преложена Докси (Doxey, G.V.1976)[12]. Взаимные влияния туристов и местных жителей по его мнению, могут быть исследованы в терминах раздражения, которое приезжие вызывают у хозяев, и которое, в свою очередь, зависит и от количества туристов, и от их разрушительных воздействий на привычный жизненный уклад. Докси вывел индекс раздражения (Табл.1). Таблица 1. Индекс раздражения
Начальные стадии развития туризма сопровождаются энтузиазмом среди местных жителей, которые ожидают получения потенциальных прибылей, которые инвесторы и приезжие принесут в регион. По этой же причине туризм часто поддерживается федеральным правительством и местными властями. С увеличением количества туристов и развитием индустрии накал энтузиазма значительно снижается. Фокс (Fox M., 1977) показывает изменение официальной точки зрения на туризм на Тихоокеанских островах. Вначале политические лидеры Тонга, Островов Кука, Самоа и Фиджи заявляли, что туризм будет улучшать экономику страны, и что они гордятся возможностью встречи иностранцев с самобытной культурой и красотой островов. Затем стали раздаваться заявления о том, что происходит разрушение традиционной культуры, что традиционная социальная фабрика оказалась нежизнеспособной и что необходимо готовиться к ее полному исчезновению. Другой подход предложен Бьорклундом и Филбриком (Bjorklund E.M. and Philbrick A.K., 1975). На рисунке 1 представлена матрица аттитюдов и поведенческих реакций в ответ туристическую активность.
(Стрелки показывают возможные изменения) Активный Пассивный
Аттитюды и поведение отдельных лиц или социальных групп могут быть позитивными или негативными, а также активными или пассивными. Основные реакции на туризм, как показано на рисунке, могут быть четырех типов. Предприниматель, вкладывающий деньги в развитие туризма, вероятно, попадет в группу активного продвижения, в то время как вокальная группа, не вовлеченная в туристическую индустрию, может активно препятствовать его развитию в регионе. Большинство населения, по мысли авторов, попадает в пассивные группы. Многие авторы используют понятие порог толерантности для характеристики некоего критического уровня, за пределами которого позитивные влияния туризма и позитивное отношение к нему сменяются негативными. Порог толерантности зависит от · места, · времени, · культурной и экономической дистанции между гостями и хозяевами, · способности местной стороны физически и психологически компенсировать наплыв туристов, · скорости и интенсивности развития туризма.
Физическое присутствие туристов. Во многих работах утверждается, что присутствие большого количества туристов в определенных местах и в определенное время года Увеличивающееся число туристов на курортах и признанных местах отдыха - определение критических величин- индексов присутствия и других. Эффект демонстрации. Внедрение иностранной идеологии и образа жизни. Это может быть преимуществом, если позволяет жителям адаптироваться или получать дополнительную работу. Снобизм туристов. Заблуждения относительно туристов. Первичные и вторичные последствия демонстрации. Первичные: повышение уровня преступности и напряженности, что связано с невозможностью удовлетворить инициированные туристами потребности законным образом; усиление возмущения по поводу привлечения эмигрантов для обслуживания туристов; разрушение традиционного уклада и общинных границ в связи с миграцией. Вторичные- связаны с изменением внутренней структуры поселения: изменяется роль женщин, уровень сплоченности, демографическая структура и институциональные структуры.
Неоколониализм Представление о том, что туризм - новая форма колониализма, не лишено оснований 1. Приезд жителей метрополий с развитой экономикой из Европы и Америки в менее развитые сообщества имеет длительную историю. Как считают некоторые авторы, увеличивающееся число туристов в эти районы свидетельствует лишь о том, что изменились форма и число путешествий, но не изменилась их колониальная сущность. Хотя формальные связи между властями бывшей метрополии и туристической зоны существенно изменились и воспринимаются как независимые, экономические отношения остались в основном прежними, что может свидетельствовать о том, что туризм- это новая разновидность колониализма. Эта идея получает следующие экономические подтверждения. · Во многих развивающихся странах туризм был средством пополнения доходных статей бюджета, и правительства этих стран обратились к туризму, чтобы увеличить приток валюты. С этой целью предпринимались специальные усилия, чтобы полностью соответствовать международным стандартам качества туристического сервиса. Например, в Вест-Индии были отменены налоги и ограничения на импорт, развивались соответствующие инфраструктуры и системы безопасности, чтобы стимулировать развитие туристической индустрии. Другими словами, политические и экономические приоритеты и организационные изменения были направлены на развитие туризма. · Развитие туризма сопровождалось односторонним улучшением благосостояния. Большая часть прибылей возвращалась к инвесторам - так как товары и услуги были импортированы из западных стран. · Иностранцы занимали и продолжают занимать ключевые посты в профессиональной системе туризма в развивающихся странах. · Некоторые авторы считают, что подтверждение можно найти и том, что часть местного населения оказалась в резервациях - особых поселениях - для привлечения туристов, культурные и исторические символы эксплуатируются туристами. Такая подборка материалов представляет радикальную перспективу в понимании роли туризма в развивающихся странах. Контраргументы можно найти в том, что: · Многие правительства развивающихся стран развивают туризм прежде всего как средство стимуляции внутренней экономической жизни. · Многие развивающиеся страны политически независимы, и другие правительства не могут повлиять на ход принятия политических решений. Детальное исследования данной проблемы предполагает изучение механизмов собственности, инвестиций, принятия управленческих решений, прибыли, уровня финансовой вовлеченности зарубежных инвесторов. Ниже анализируются результаты воздействий туристов на социокультурную ситуацию принимающих стран. 3.2Туризм и моральный порядок: проституция, преступность, азартные игры. Б. Арчер (Archer, B.H., 1978)[14] утверждал в одной из своих работ, что наиболее важная и наименее желаемая сторона туризма - воздействие на моральные стандарты местного населения. Рост проституции, преступности и азартных игр часто рассматриваются как неизбежное зло туристической деятельности. Проституция - древнейшая профессия- была такой же составной частью античного общества, как и путешествия. Чрезвычайно трудно сказать, в какой степени проституция вызвана развитием туризма, а не сложившимся социальным порядком в таких, например, уголках сексуального рая, как Бали, Фиджи, Сейшелы, Тонга или отдельные районы Мексики. Тем не менее фактически подтвержден рост проституции в местах туристического интереса. Немалую роль играет реклама, эксплуатирующая четыре Ss туризма: sea, sun, sand and sex - море, солнце, песок и секс. Туризм вносит свой вклад и в динамику преступности - криминальный график отражает сезонные колебания туристической активности. Естественно, что уровень преступности будет выше там, где барыши больше, а вероятность раскрытия преступления меньше. Выделяют следующие особенности криминальной ситуации, связанной с туризмом: · увеличение расходов на поддержание правопорядка в туристские сезоны · грабежи и мошенничество, повреждения недвижимости и вандализм, коммерческие преступления, уклонение от налогов и усиление черных рынков · рост социальной напряженности · ложное чувство безопасности, вызванное присутствием патрульных или дорожного контроля. Азартные игры Изменение отношений американцев к азартным играм в последние двадцать лет вызвало беспрецедентный рост легализованной индустрии азартных игр. Главные аргументы в пользу легализации сводились к тому, что она вызовет приток доходов в казну, будет стимулировать экономическую активность и способствовать занятости местного населения и инициировать туристическую деятельность, а находясь под запретом, азартные игры все равно будут существовать и приносить выгоду не государству, а игорным дельцам. Азартные игры, так же как и проституция, не являются прямым следствием туризма. И тем не менее очевидна направленность на туристов во всемирно известных центрах игорного бизнеса, таких как Монте Карло, Лас Вегас, Тихуана, Атлантик Сити, Нью Джерси. Экономический эффект подсчитать довольно просто. Социальные и психологические последствия пока остаются за пределами научного анализа.
3.3. Религия. Язык. Здоровье Религия долгое время оставалась влиятельной силой, заставлявшей. людей путешествовать в места паломничества в разных частях света. Путешествия к древним городам Палестины и к истокам христианства, в Мекку, Медину, Бангкок не новы. Туризм смерти. Религиозные чувства и любопытство. Пики туристической активности приходятся на религиозные праздники. Иерусалим и Дамаск - Пасха (христиане и иудеи) Рим и Ватикан - католики Кафедральные соборы Англии - под угрозой разрушения(давление туристов). Церковь эксплуатирует туризм для собственной выгоды. Церковные сувениры. Всемирный Совет Церквей (1970) - определение вклада церкви в понимание и разрешение проблем туризма: · образование населения в странах- хозяевах. - реориентация в аттитюдах - позитивное отношение и ответственность · поддержка туристов, снятие тревоги и разрешение личных проблем - формирование позитивного отношения к местному населению · уверенность в том, что новый опыт туристов помогает улучшить жизнь людей, усиливает непотребительское отношение к жизни, обеспечивает духовный настрой. Язык Исследование Уайта показало, что существует три пути изменения языка в процессе развития туризма: · через экономические изменения (новые места работы - эмигранты) · через эффекты демонстрации · через прямые социальные контакты (схема стр. 155) Здоровье Туризм и здоровье связаны следующим образом: · улучшение здоровья - широко распространенный мотив туризма · стандарты социального здоровья в местах пребывания- параметр качества тур. Продукта · болезни могут переноситься туристами
|