Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Судебная власть. Место и роль суда в государственном механизме.Обычно, рассказывая о государственно-правовом механизме






Место и роль суда в государственном механизме. Обычно, рассказывая о государственно-правовом механизме, обращаются к классической триаде ветвей вла­сти. Эта схема выглядит так: законодательные органы из­дают законы, обязательные для всех; исполнительные ор­ганы претворяют их в жизнь, исполняют эти законы, а суд наказывает за нарушение законов или неисполнение их. Таким образом, суд – это орган, который применяет го­сударственные санкции, а также восстанавливает нарушенные права граждан и юридических лиц. Суд назначает наказание за на­рушение общеобязательных правил, установленных госу­дарством.

Если законодательная власть осуществляется парла­ментом, исполнительная – правительством, то судебные полномочия, судебная власть осуществляется не каким-либо единственным судом, а всей системой судов в сово­купности.

Деятельность судов по рассмотрению конфликтов, спо­ров, по применению законов по отношению к виновным лицам именуется правосудием. Иначе говоря, реализация законов судом, деятельность суда – это и есть правосу­дие. Хотя в это слово всегда вкладывается немного больше смысла, правосудие – это правильное, справедливое осу­ществление судебной деятельности. Это осуществление деятельности независимым судом без влияния посторон­них факторов. Судебная власть имеет две ос­новные функции. Одна функция вполне очевидная, тем более для бывшего советского человека. Это функция наказания (кары) за нарушение государственных предписаний. Вто­рая функция, о которой никогда не говорили во времена советской власти, – это функция рассмотрения споров и конфликтов между государством и гражданином. То есть вторая функция суда – быть арбитром во время конфликта между государственными органами и гражданами, если граждане имеют претензии к государству, а не государст­во к гражданину. Подлинно независимый и справедливый суд должен защищать не только членов сообщества (го­сударства) от преступных посягательств, но и за­щищать человека от возможных злоупотреблений со сто­роны государственных органов.

Кроме этого, встречается и третья функция суда – раз­решение конфликтов между государственными структура­ми, в которых отдельный человек не выступает. Например, рассмотрение конфликтов между автономными единица­ми, субъектами федерации, местными органами власти, центральными органами власти.

Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит только судам, образованным в установленном порядке, и осуществляется независимо от законодательной и исполнительной властей.

Суды защищают гарантированные Конституцией Республики Беларусь и актами законодательства личные права и свободы, социально-экономические и политические права граждан, конституционный строй Республики Беларусь, государственные и общественные интересы, права юридических лиц независимо от форм собственности, ведомственного подчинения и условий хозяйствования. Право на обращение за судебной защитой гарантируется Ст. 60 Конституции.

Система судов строится на принципах территориальности и специализации. Она состоит из Конституционного Суда, системы общих и хозяйственных судов.

К общим судам относятся Верховный Суд Республики Беларусь, областные, Минский городской, районные (городские), а также Белорусский военный суд, межгарнизонные военные суды.

Верховный Суд осуществляет правосудие и надзор за судебной деятельностью общих судов. В его состав входят: Председатель суда, первый заместитель, заместители Председателя, судьи Верховного Суда.

Верховный Суд рассматривает дела в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам и в качестве суда первой инстанции в случаях, предусмотренных законами Республики Беларусь; изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и дает разъяснения по вопросам применения законодательства, возникающим при рассмотрении судебных дел; решает в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров Республики Беларусь.

Общим судам подведомственны уголовные и гражданские дела. К числу последних относятся: дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных отношений, отношений по использованию природных ресурсов и окружающей среды, если хотя бы одной из сторон в споре выступает гражданин; дела, возникающие из административно-правовых отношений, дела особого производства и иные дела, отнесенные к подведомственности общих судов Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь и иными законодательными актами.

Межгарнизонные военные суды, Белорусский военный суд рассматривают гражданские дела по искам, возникающим из отношений военной службы, уголовные дела обо всех преступлениях, совершенных лицами, на которых распространяется статус военнослужащего.

К хозяйственным судам относятся Высший Хозяйственный Суд, хозяйственные суды областей и хозяйственный суд города Минска.

Хозяйственные суды осуществляют правосудие в области хозяйственных (экономических) отношений. К подведомственности хозяйственных судов относятся дела по спорам между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями; между Республикой Беларусь и ее административно-территориальными единицами, а также между административно-территориальными единицами Республики Беларусь.

Высший Хозяйственный Суд является высшим судебным органом по разрешению хозяйственных (экономических) споров и иных дел, рассматриваемых хозяйственными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью.

Председатель Верховного Суда и Председатель Высшего Хозяйственного Суда назначаются Президентом с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.

Судьи областных, Минского городского, районных (городских), военных судов, хозяйственных судов областей, хозяйственного суда города Минска назначаются Президентом Республики Беларусь.

Судьи в своей деятельности независимы и подчиняются только закону. Какое-либо вмешательство в деятельность судей по осуществлению правосудия не допускается и влечет ответственность по закону.

Судьи не могут быть членами политических партий, других общественных объединений, преследующих политические цели, осуществлять предпринимательскую деятельность, выполнять иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской и научно-исследовательской.

Деятельность судов основывается на принципах законности, состязательности и равенства сторон в процессе, открытости и гласности судебного разбирательства, свободного доступа к правосудию, обязательности судебных актов для всех организаций и граждан. Дела в судах рассматриваются как единолично, так и коллегиально.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал