![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Приемы рассказа
1 Экскурсионная справка - сжатое изложение фактического материала об объекте или событиях, связанных с ним Сообщается только основные данные об объекте; дата постройки, авторы, размеры Чаще всего этот прием используется при осмотре дополнительных объектов, без выхода из автобуса 2 Описание - подробное изложение материала об объектах, последовательное перечисление основных его свойств и качеств, определение наиболее существенных сторон и явлений, процессов, событий, связанных с объектом Прием ставит своей задачей оказать помощь в правильном отображении объекта в сознании экскурсантов (форма, объем, материал, расположение относительно окружающих объектов) Описание объекта характеризуют - точность - конкретность - фотографичность изображения Прием предполагает изложение в определенной Прием описания событий носит подчиненный характер, смыкаясь с приемом зрительной реконструкции 3 Объяснение - это прием, с помощью которого освещаются внутренние связи объекта, выявляются причины какого-либо события, явления, факта, при этом рассказ носит доказательный характер — это такая форма изложения материала, когда в рассказе помимо справки об объекте раскрывается сущность и причины, его вызвавшие
4 Характеристика - представляет собой перечисление особых свойств, совокупность которых дает наиболее полное представление об объекте, позволяет лучше понять его сущность. Этот прием построен на определении отличительных свойств и качеств предмета, явления, человека Словесная характеристика предшествует экскурсионному анализу
5 Комментирование - используется в тех экскурсиях, в которых объект показывается в движении, изменяется во время наблюдения (движущийся конвейер, работа городского транспорта, природные явления)
6 Репортаж - это краткое сообщение экскурсовода о событии, Прием эффективен, когда объект показывается не только в но и в развитии Прием помогает увидеть, как изменяется объект в ходе Прием носит характер импровизации, рассказ составляется 7 Цитирование — это введение в рассказ отрывков из произведений классиков, исторических документов, мемуаров, произведений Цитата направлена на то, чтобы вызвать в сознании Цитата, приведенная к месту, придает авторитетность и
8 Литературный монтаж - рассказ строится на определенном выборе отрывков из литературных произведений, документов,
9 Вопросов и ответов - с целью активизировать экскурсантов. Вопросы не рассчитаны на получение ответа, а выполняют функцию методического приема. Их несколько: - вопросы, на которые экскурсовод сам дает ответ, продолжая рассказ по теме - вопросы, представляющие собой утверждение чего-либо в форме вопроса. Это прием авторской речи - вопросы, на которые отвечают сами экскурсанты. Их обычно задают экскурсоводы по ходу рассказа, заостряя внимание к экскурсии, вносят разрядку в пространную речь, помогая лучше уяснить тему. (ех, «Был ли другой выход у советского летчика? Да, был. Но он решил ценой своей жизни...»). 10 Ссылки на очевидцев - в рассказе экскурсовод создает возможность для образного воссоздания событий, призывая «очевидцев» в свидетели («Многое «видели» эти старые стены») 11 Задания - направляет внимание экскурсантов на те детали, понимание которых особенно важно для усвоения темы ех: «Подумайте, почему этот памятник так назван?» «Вспомните, на что похоже это здание?» «Постарайтесь объяснить, почему здесь сделана такая надпись?» Ответ на эти вопроса экскурсовод дает сам в дальнейшем рассказе, как бы суммируя и формулирую мнения экскурсантов. Задача приема — активизировать мыслительную деятельность 12 Новизны материала - в ходе рассказа по теме сообщаются факты и примеры, ранее неизвестные экскурсантам, с целью сделать восприятие зрительного ряда более эффектным 13 Соучастия - помогает стать участниками какого-либо события ех: «Представьте, что мы с вами находимся в этом окопе во время наступления танков» — затем излагается картина боя Прием сочетается с приемом зрительной реконструкции
14 Дискуссионной ситуации
15 Персонификации -прием используется для создания образа конкретного человека или картины событий, с помощью яркого рассказа об отдельных эпизодах из жизни людей, с которыми связана тема или на основе описания какого-либо события, сообщения о деталях или подробностях происшедшего Прием является составной частью приема реконструкции 16 Проблемной ситуации - в рассказе экскурсовода ставится проблема, связанная с темой экскурсии. Постановка проблемы заставляет экскурсантов задуматься, разобраться в самой проблеме. Экскурсантам предлагается найти альтернативу предложенному решению, сделать выбор из двух исключающих друг друга возможностей при решении определенного вопроса
17 Отступления - в ходе рассказа экскурсовод уходит от темы: приводит примеры из своей жизни, рассказывает кинофильм, Прием не связан с содержанием темы. Его задача — снять усталость, усилить внимание в дальнейшем Не следует: - комкать и сокращать экскурсию - использовать прием с целью развлечения экс-тов
18 Индукции- - применяется в рассказе, когда надо совершить переход от частных единичных случаев и фактов к общей картине, выводам Индукция — способ рассуждения (обобщения)
19 Дедукции - способ рассуждения при переходе от общего к
|