Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
О так называемых «протоколах сионских мудрецов».
Из лекции 5 апреля 1919 г. в Дорнахе. GА 190. ...Чего только не появляется сегодня, мои дорогие друзья! Достаточно хоть сколько-нибудь считаться с фактором сумбура в умах, чтобы с легкостью морочить людей, сбивать их с толку чем угодно. Один пример! Некоторое время назад в России появилась книга, которая в своей первой части, — об остальном ее содержании я теперь не говорю, — содержит несколько протоколов, мнимых протоколов заседаний какого-то тайного общества, чьи высшие чины высказывают самые невероятные вещи. Это тайное общество, можно было бы сказать, просто сатана в обличье людей. Полная противоположность всему тому, что у людей считается добрым и нравственным, исходит, якобы, от этого общества. Но согласно речам, которые произносятся в этой тайном обществе, протоколы эти должны служить доказательством тому, что такое общество существует. Эти протоколы были, якобы, найдены в необычайной близости отсюда и были включены в книгу, написанную, однако, с русской точки зрения. Как я сказал, об остальном содержании книги я не хочу говорить, но надо хоть немного прочесть эти протоколы, чтобы, зная свет, понять, что речь идет о самом грубом иезуитском обмане. Это чисто иезуитская подделка, написанная с целью вывести такое общество. Эти вещи используются в свою очередь, чтобы усугублять сумбур в умах. Этот сумбур в умах чрезвычайно опасен в наше время, потому что он, как уже было сказано (в предыдущей части лекции, — перев.), покоится не просто на тех импульсах, какие можно пережить в физической земной жизни, но в них участвуют духовные силы ариманической природы. Пример оккультного влияния в России в политических целях.
Из лекции 4 апреля 1916 г. в Берлине. GA 167. ...Но более сложный язык, распространенный в тайных братствах, с четырнадцатого, пятнадцатого века, было уже невозможно сообщать людям в виде «знака, пожатия и слова» так, чтобы они еще чувствовали его реальность. Братства продолжали развиваться в том виде, в каком они существовали в четвертой послеатлантической эпохе, и в трех следовавших одна за другой степенях людям передавали наряду с другими символическими вещами знак, пожатие и слово. Они продолжали действовать далее. Однако они продолжали действовать в последних столетиях уже среди иначе устроенных душ. Здесь тоже сообщались, — остановимся на этих самых элементарных вещах, — знак, пожатие и слово. Однако люди не могли уже ничего связать со знаком, пожатием и словом, потому что не могли представить себе ничего соответствующего в эфирном теле, что соотносилось бы с их душой. Теперь это было нечто внешнее; ибо в четвертом послеатланти-ческом периоде у человека развивалась, по существу, душа рассудка и характера, а теперь его начала охватывать душа сознательная, то есть человек начал быть зависим от рассудка, связанного с физическим мозгом. То, что можно назвать чувствительностью эфирного тела, отступило назад. Но что выступило теперь? Я прошу вас совсем точно выслушать, что должно выступить теперь. Итак, представьте себе, оккультные братства продолжаются в этом пятом послеатлантическом периоде. Основываются или продолжают действовать дальше оккультные братства, в которые принимают людей, в которых их знакомят с соответствующими символами. Эти люди учатся известным знакам, приводя тело в положение, означающее какой-нибудь знак. Они учатся известным пожатиям, пожимая необычным образом руку другого. Они учатся произносить известные слова, означающие вполне определенную активность эфирного тела, и прочее. Я называю лишь эти элементарные вещи. Итак, люди с пятнадцатого, шестнадцатого века учатся знакам, пожатиям и словам. Но теперь они устроены так, что действует их душа сознательная. А на нее знаки, пожатия и слова не действуют, для нее все это остается внешним знаком, чем-то совсем внешнем. Однако не думайте, что, будучи сообщены человеку, такие вещи, как знаки, пожатия и слова, не действуют на его эфирное тело! Они действуют. Вместе со знаком, пожатием и словом человек принимает и то, что некогда было связано со знаком, пожатием и словом. Итак, некоторому числу людей преподают знаки, пожатия и слова и тем самым сообщают их подсознанию то, чего в их сознании нет. Разумеется, того, что я сейчас описал, не следовало бы делать вообще, а надо было бы двигаться по пути, который задан развитием человека. А он состоит в том, чтобы двигаться с помощью рассудка, так, чтобы до человека сначала доводилось то, что может понять, может изучить рассудок, и в этом состоит содержание духовной науки. Содержание духовной науки должно быть сначала понято. К нему надо еще подойти. Необходимо как-либо находиться в духовнонаучном движении и лишь спустя некоторое время после того, как в него вошли, человека можно подвести к получению знаков, пожатий и слов. Ибо тогда человек будет подготовлен к тому, чтобы увидеть нечто знакомое в том, что он по крайней мере понял. Этого в оккультных братствах, как правило, не делают. В оккультных братствах людей попросту, без какого-либо предварительного изучения духовной науки или оккультизма, принимают в первую степень. Им сообщают знаки, пожатия и слова и многое другое из символов, и поскольку до того они ничего не изучали о духовном мире, влияют на их подсознание, на то, что с их сознанием не связано. Что из этого следует? Из этого следует, что при желании из людей можно сделать послушные орудия осуществления всевозможных планов. Ибо когда вы оказываете воздействие на эфирное тело без того, чтобы человек об этом знал, когда вы не даете рассудку того, чем ныне должна быть духовная наука, то вы выключаете те силы, которые иначе он имел бы в своем рассудке. Вы выключаете их и превращаете такие братства в орудие тех, кто хочет преследовать свои планы и цели. Тогда вы можете использовать такие средства, преследуя какие-либо политические цели, или выдвигая догму: «Альцион — это физический носитель Христа Иисуса». И те, кто таким образом препарирован, превратятся в инструменты вынесения этого в мир. Надо лишь быть достаточно нечестным и непорядочным человеком, и тогда на этом пути, создавая себе инструменты, можно достигнуть чего угодно. И вот, — а все эти вещи вытекают из настоящего познания, не так ли? — тот, кто знает, как пятый послеатлантический период отличается от четвертого (об этом у нас говорится постоянно), тот знает, почему необходимо, чтобы сначала происходило знакомство с духовной наукой и лишь затем давалось введение в символику. Там, где питают действительно честные намерения в отношении духовнонаучного движения, дело принимает это направление само собой. Ибо тот, кто изучил хотя бы только то, что содержится в моей «Теософии» или в «Тайноведении», и попытался это понять, не понесет никакого вреда от сообщения каких-либо символов. Но в британских странах мы в самой крайней степени видим, что символике вовсе не предшествует преподавание, которое бы ее сколько-нибудь объясняло. Объяснять — не значит говорить: этот символ значит то, а тот символ — это, ибо тогда любому можно наговорить сколько угодно чуши; преподавание должно вестись так, чтобы сначала раскрывались тайны развития человечества и Земли, а из них уже могла возникнуть символика. Там этого не делают, там символы просто предлагают, причем не только просто предлагают, но предлагают в имеющейся там литературе иначе, чем это делает, например, наша духовная наука, там даже в литературе все дают символически. Во многих отношениях возмутительнейшее событие произошло с этой оккультной литературой во Франции из-за Элифаса Леви, чьи книги «Догмат и ритуал высшей магии», «Ключи высшей магии» содержат великие истины рядом с опаснейшими заблуждениями и построены так, что излагаемые вещи невозможно проследить рассудком так, как в нашей духовной науке, они должны быть приняты символически. Читайте Элифаса Леви! Теперь вы можете читать его вне всякой опасности, так как вы достаточно подготовлены. Если вы прочтете «Догмат и ритуал высшей магии» Элифаса Леви, то вы увидите, насколько вся метода символики там иная. Да, мои дорогие друзья, когда людей обучают так, как это делает Элифас Леви в своем «Догмате и ритуале высшей магии», в сплошных символах, тогда ими располагают, если хотят, в сущности, для всего, на что хотят их употребить. Еще хуже после Элифаса Леви стали обстоять дела из-за д-ра Эн-косса, Папюса, приобретшего столь опустошительное, фатальное влияние на Петербургский двор, где он постоянно бывал, чтобы десятилетиями играть там весьма фатальную политическую роль. У Папюса, — так он сам себя называет, — вы найдете преподносимые им фатально опасным способом определенные оккультные тайны, так что те, кто позволяет Папюсу воздействовать на себя, с железным фанатизмом, едва только они одолеют элементарные вещи, держатся того, что Папюс им дает. Дело не в том, чтобы опровергать Папюса, ибо, я бы сказал, сколь бы парадоксально это ни звучало, самое скверное — это то, что у него встречается много вполне правильных вещей. Однако то, как они даются людям, — необычайно опасно. Вливать в души слабых людей то, что содержится в книгах Папюса, это значит подготавливать их к полному усыплению их рассудка, а затем по своему усмотрению их использовать. Такие люди пользуются определенным влиянием в наши дни. Тот, кто много повидал и имеет возможность узнать эти вещи, знает, что Папюс везде пользуется большим влиянием. Я мог проследить это влияние в Богемии, в Австрии. В Германии его влияние гораздо меньше, но до определенного момента оно тоже существовало. Но особенно огромным влиянием он пользуется в России. К тому же еще это влияние Папюса достигается благодаря определенной нечестности, связанной со всем этим...
5.
|