![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Метод «квадрата и его диагонали» в русской архитектуре. Восьмерики
На Руси, в те времена, когда еще не было обеспечено соблюдение единой меры, мастерами была выработана система пропорций. Единица измерения при таком подходе не слишком важна. Это может быть палка, цепь с узлами, длина бревна, толщина стены и т.д. Обычно пользовались единицами, тесно связанными со средними размерами человеческого тела. Главным элементом любой постройки была квадратная клеть. Правильность прямых углов проверялась равенством диагоналей квадрата. Диагональ квадрата позволяла без вычислений получать удвоенную площадь. Так были выработаны единицы измерения, обеспечивающие " соизмеримость" стороны квадрата и его диагонали. Принятые в древние времена единицы измерения - великая косая сажень (249см) и мерная сажень (176см - размах рук, примерно равен росту человека), косая сажень (216см) и простая (153см) соотносятся, как диагональ квадрата и его сторона (косая приблизительно равна простой, умноженной на число Покажем на простом примере, как на основе пропорции
Для увеличения объема церкви, с сохранением количества бревен, требующихся для ее постройки, то есть длины периметра, достаточно заменить квадратный план церкви на восьмиугольный. Действительно. Пусть у нас имеется материал для постройки помещения, периметр которого равен Р, и мы хотим, чтобы площадь помещения была как можно больше. Так как рассуждения не зависят от использующихся единиц измерения, будем считать, что Р=8а (например, это 8 бревен). Если мы сделаем помещение квадратным со стороной 2а, то S=4а2. Если помещение имеет форму прямоугольника со сторонами 1а и 3а, то площадь S=1а× 3а=3а2, и чем более узкий прямоугольник мы будем брать, тем больше будет потеря в площади. Площадь помещения, имеющего форму правильного восьмиугольника со стороной а, вычисляется, как легко видеть из рисунка восьмерика (рис. 5), так: из площади квадрата со стороной Мы получили, что площадь правильного восьмиугольника примерно на 20% больше площади квадрата, имеющего тот же периметр. Еще больше при том же периметре площадь у круга. Если длина окружности Р=2pR=8а, то R=8а/2p=4а/p и площадь такого круга S=pR2=16а2/p~5, 09а2. Проведенные расчеты являются иллюстрацией к утверждению, что при равном периметре из всех фигур наибольшей площадью обладает круг. Это утверждение в математике строго доказывается. Стоит заметить, что при строительстве крепостей древние мастера это заведомо учитывали. Восьмиугольный план очень удобен и для пристройки дополнительных прирубов, и для размещения на нем четверика и для улучшения впечатления от интерьера. На рисунке 5 приведены примеры некоторых планов.
Высота храма обычно связывалась пропорциональными соотношениями с другими размерами храма. Например, силуэт Киевской Софии (вместе с галереями) напоминает прямоугольный треугольник, поставленный на гипотенузу. Такой треугольник просматривается в силуэтах многих храмах. У прямоугольных в плане храмов полная высота (до верха маковки), часто приравнивалась длине, высота стен церкви составляла половину длины и на половину длины подымались закомары, своды, барабан и маковка. Естественно использовались и более изысканные пропорциональные отношения. На рисунке 6 приведены модели наиболее типичных силуэтов церквей. Первый силуэт – киевская София (в настоящее время сильно перестроена и изменен силуэт маковок), далее следует силуэт Успенских соборов в Чернигове и в Московском Кремле – при их строительстве соблюдены каноны Киевской Софии. Затем следуют два силуэта однокупольных соборов, имеющих форму куба, с разными вариантами полной высоты, и силуэты северных деревянных храмов, высота которых равна - у левого длине церкви + алтаря, у правого – полной длине.
Конечно, то, что мы описали, только один из способов пропорционирования, которыми пользовались русские мастера. Из древнего Египта в Грецию, из Греции через Византию на Русь пришло пропорционирование на основе " золотого сечения". Были на Руси и меры, пришедшие через Византию из Греции и Рима. Если гармонизация следовала отношению
|