![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Разделы дисциплины, виды учебной деятельности
Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)
Баллов
2. Контрольная работа по разделу 10 баллов | 1. Обзор материалов сайтов по проблеме «Психологические особенности детей с церебральным параличом» - 5. 2. Анализ материалов в периодических изданиях по теме «Психологические особенности детей с церебральным параличом» - 5 3. Подготовка методических материалов для работы с родителями и специалистами дошкольного образовательного учреждения по теме «Психологические особенности детей с церебральным параличом» -5 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Паспорт оценочных средств по разделу | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка | Наименование оценочного средства | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ПК-3: З.1. Знать структуру нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей детей с НОДА | - Участие в проведении дискуссии. - Таблица «Оценка психологических особенностей детей с ДЦП» - Представление терминологического словаря по модулю. - Контрольная работа. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ПК-8: З.5. Знать современные подходы в системе дефектологических, педагогических, психологических, лингвистических, медико-биологических знаний для постановки и решения исследовательских задач в работе с детьми с НОДА | - Участие в проведении дискуссии. - Мультимедийные презентации по теме практического занятия «Характеристика нарушений зрительно-моторной координации, пространственного анализа и синтеза, предметно-практической деятельности» - Представление терминологического словаря по модулю. - Контрольная работа. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ПК-8: У.4. Уметь выделять дефектологические, педагогические, психологические, лингвистические, медико-биологические знания для постановки и решения исследовательских задач в работе с детьми с НОДА ПК-8: В.3. Владеть навыками анализа и адаптации дефектологических, педагогических, психологических, лингвистических, медико-биологических знаний для постановки и решения исследовательских задач в работе в детьми с НОДА | - Участие в проведении дискуссии. - Таблица «Оценка психологических особенностей детей с ДЦП» - Мультимедийные презентации по теме практического занятия «Характеристика нарушений зрительно-моторной координации, пространственного анализа и синтеза, предметно-практической деятельности» - Представление терминологического словаря по модулю. - Контрольная работа. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел III. Особенности развития детей раннего и дошкольного возраста с ДЦП (20 часов) | ||||||||||||||||
Требования к результатам освоения раздела: ПК-3: З.2; У.1 ПК-5: З. 3; З.4; У.2; У.3; В.2 | ||||||||||||||||
Содержание раздела Тема III.1 Особенности детей с ЦП раннего возраста Особенности детей с церебральным параличом раннего возраста. Своеобразие раннего развития ребенка с церебральным параличом. Характеристика основных причин. Формы проявления психической активности. Трудности диагностики особенностей психического развития в раннем возрасте. Состояние двигательной сферы (задержка развития цепных выпрямительных рефлексов, усиление патологической двигательной активности, незрелость произвольной моторики рук). Состояние артикуляционного аппарата (нарушения иннервации мышц губ и языка, гиперкинезы, рефлексы орального автоматизма), особенности дыхания (поверхностность, аритмичность) и голоса (истощаемость, малая выразительность, немодулированность). Влияние состояния артикуляции и дыхания на особенности вскармливания детей. Особенности голосовой активности (характер крика, специфика гуления, лепета, первых слов и фраз). Характеристика состояния зрительного и слухового восприятия, зрительно-моторной координации. Особенности эмоционального реагирования. «Комплекс оживления» (формы активности ребенка, их усложнение). Четыре уровня доречевого развития детей с церебральным параличом (по Е.Ф.Архиповой). Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста. Тема III.2 Проявление нарушений умственного развития у детей с ЦП Проявление нарушений умственного развития у детей с церебральным параличом. Понятие «познавательная деятельность». Особенности познавательной деятельности детей с церебральным параличом. Специфика затруднений (незрелость мотивационной, операционально-технической сторон). Состояние интеллектуального развития при ДЦП: интеллектуальная сохранность и одаренность, задержка психического развития, умственная отсталость. Клиническая характеристика ЗПР при ДЦП. Клиническая характеристика олигофрении при ДЦП. Специфика интеллектуального недоразвития при разных формах ДЦП. Особенности мыслительной деятельности. Диспропорциональное развитие разных форм мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического) при ДЦП, основные причины. Развитие умственных способностей в процессе ознакомления с окружающим миром. Состояние представлений об окружающем у детей с церебральным параличом. Особенности пространственно-временных, причинно-следственных, количественных представлений детей. Особенности самостоятельного познания окружающего. Причины возникающих затруднений: вызванные двигательной патологией, особенностями психической деятельности и мыслительных процессов, речевыми нарушениями и социальными факторами. Пути активизации познавательной деятельности в процессе формирования представлений об окружающей действительности Тема III.3 Проявление нарушений речевых функций у детей с церебральным параличом. Проявление нарушений речевых функций у детей с церебральным параличом. Понятие «коммуникативная деятельность». Особенности мотивационно-потребностного плана общения детей с церебральным параличом. Причины недоразвития. Операционально-техническая сторона коммуникации. Использование вербальных и невербальных средств коммуникации детьми с церебральным параличом разного возраста. Соотношение речевых возможностей и реального уровня общения. Механизмы речевых расстройств при ДЦП. Проявления клинической и патогенетической общности речевых и двигательных расстройств при ДЦП. Клинические формы речевых нарушений: дизартрия, алалия, заикание, нарушения письменной речи. Своеобразие задержки речевого развития и общего недоразвития речи при ДЦП. Проблема дифференциальной диагностики речевых нарушений при ДЦП. Состояние фонетического компонента речи при ДЦП. Классификации дизартрических расстройств: по принципу локализации, на основе синдромологического подхода, по степени понятности речи для окружающих. Возможности их использования в работе с детьми, страдающими церебральным параличом. Стертая дизартрия. Специфика дизартрических расстройств при ДЦП. Характеристика клинических проявлений дизартрии при ДЦП (дыхание, голосообразование, звукопроизношение). Особенности фонематического восприятия. Взаимосвязь фонетических и фонематических расстройств речи. Состояние лексико-грамматического компонента речи. Влияние психомоторных нарушений на формирование лексико-грамматической стороны речи. Особенности словарного запаса. Своеобразие усвоения лексико-грамматических конструкций. Особенности связной речи детей с церебральным параличом. Состояние диалогической и монологической речи. . Тема III.4 Особенности разных видов деятельности дошкольников с ДЦП Особенности разных видов деятельности дошкольников с ДЦП. Изобразительная деятельности как форма отражения окружающей действительности. Предпосылки развития изобразительной деятельности. Недоразвитие предпосылок изобразительной деятельности при ДЦП. Характеристика причин. Значение изобразительной деятельности для психического развития ребенка с церебральным параличом. Особенности изобразительной деятельности и конструирования у детей с церебральным параличом. Характер затруднений. Их зависимость от состояния двигательного и психического развития детей с церебральным параличом. Взаимосвязь трудовых и игровых процессов в дошкольном возрасте. Влияние двигательных возможностей и состояния психической деятельности детей с церебральным параличом на овладение трудовыми процессами. Своеобразие развития трудовой деятельности. Роль социальных факторов (требований семьи и специальных учреждений) в формировании мотивационной основы трудовой деятельности. Структура игровой деятельности: соотношение мотивационно-потребностного и операционально-технического планов на различных этапах овладения игрой. Зависимость состояния игровой деятельности детей с церебральным параличом от двигательного, речевого и интеллектуального развития. Динамическое влияние двигательного дефекта на игровой процесс. Особенности игровых действий детей на разных этапах овладения игрой: способы действий с предметами, развертывание цепочки игровых действий, передача роли и т.д. Формы и средства осуществления взаимодействия дошкольников с церебральным параличом в игре. Игровая деятельность как условие личностного развития детей с церебральным параличом. Значение игры в психолого-педагогической диагностике. | ||||||||||||||||
План лекций | План семинарских занятий | |||||||||||||||
Лекция 5 Тема III. 1 Особенности детей с ЦП раннего возраста Кол-во часов: 2 План: 1. Характеристика неврологических нарушений в раннем возрасте. 2. Своеобразие раннего развития ребенка с церебральным параличом. 3. Специфика развития рефлексов. 4. Сравнительная характеристика психомоторного развития ребенка первого года жизни при нормальном и нарушенном развитии. Литература: [1, 3, 4, 5, 15, 16, 17, 18, 21, 28] Информационное сопровождение: 1. Мультимедийная презентация «Сравнительная характеристика психомоторного развития ребенка первого года жизни при нормальном и нарушенном развитии». | ||||||||||||||||
Практическое занятие 3
Тема III.2. Проявление нарушений умственного развития у детей с ЦП
Кол-во часов: 2
Форма проведения: деловая игра «Передача знаний».
Изучаемые вопросы:
1. Особенности познавательной деятельности детей с ЦП.
2. Состояние интеллектуального развития детей с ЦП.
3. Особенности мыслительной деятельности детей с ЦП.
4. Состояние представлений об окружающем мире у детей с ЦП.
Литература: [1, 3, 4, 5, 12, 13, 16, 17, 28]
Информационное сопровождение:
1. Мультимедийные презентации, подготовленные бакалаврами на тему «Проявление нарушений умственного развития у детей с ЦП».
| ||||||||||||||||
Лекция 6 Тема III. 3. Проявление нарушений речевых функций у детей с церебральным параличом Кол-во часов: 2 План: 1. Механизмы речевых расстройств при ДЦП. 2. Проявление клинической и патогенетической общности речевых и двигательных расстройств при ДЦП. 3. Речевые расстройства 4. Дизартрия при спастической форме ДЦП 5. Дизартрия при гиперкинетической форме ДЦП 6. Дизартрия при других формах ДЦП 7. Алалии при ДЦП 8. Нарушения письменной речи Литература: [1, 3, 4, 5, 17, 28] Информационное сопровождение: 1. Мультимедийная презентация «Проявление нарушений речевых функций у детей с церебральным параличом». | Практическое занятие 4 Тема III. 3. Проявление нарушений речевых функций у детей с церебральным параличом Кол-во часов: 2 Форма проведения: деловая игра «Передача знаний». Изучаемые вопросы: 1. Речевые нарушения у детей с церебральным параличом в раннем возрасте. 2. Нарушение формирования артикуляции и орально-моторных рефлексов 3. Состояние фонетического компонента речи при ДЦП. 4. Особенности фонематического восприятия при ДЦП. 5. Состояние лексико – грамматического компонента речи. 6. Специфика проявления речевых расстройств при разных формах ДЦП 7. Соотношение речевых возможностей и реального уровня общения дошкольников с ДЦП. Литература: [1, 3, 4, 5, 10, 11, 13, 14, 17, 21, 25, 28] Информационное сопровождение: 1. Мультимедийные презентации, подготовленные бакалаврами на тему «Проявление нарушений речевых функций у детей с церебральным параличом». 2. Составить схему на тему «Влияние локализации и тяжести поражения головного мозга на состояние речи дошкольников с ДЦП». Необходимо показать зоны локализации поражения и специфику проявления речевых нарушений у дошкольников с детским церебральным параличом. 3. Терминологический словарь по теме. | |||||||||||||||
Практическое занятие 5
Тема III. 3 Особенности разных видов деятельности дошкольников с ДЦП
Кол-во часов: 2
Форма проведения: дискуссия.
Изучаемые вопросы:
| ||||||||||||||||
Самостоятельная работа | ||||||||||||||||
Инвариантная часть | Вариативная часть | |||||||||||||||
Тема III. 1 Особенности детей с ЦП раннего возраста.
Тема III. 2 Проявление нарушений умственного развития у детей с ЦП
Тема III. 3 Проявление нарушений речевых функций у детей с церебральным параличом
Подготовка к контрольной работе
Тема III. 4 Особенности разных видов деятельности дошкольников с ДЦП
1. Составить таблицу на тему «Сравнительный анализ формирования и развития видов деятельности дошкольников с детским церебральным параличом и их нормально развивающихся сверстников».
Литература: [1, 3, 4, 5, 11, 17, 25, 26, 28, 29, 30] Баллов 2. Контрольная работа по разделу Баллов
| 1. Обзор материалов сайтов по проблеме «Особенности развития детей раннего и дошкольного возраста с ДЦП» - 5. 2. Анализ материалов в периодических изданиях по теме «Особенности развития детей раннего и дошкольного возраста с ДЦП» - 3 3. Подготовка методических материалов для работы с родителями и специалистами дошкольного образовательного учреждения по теме «Особенности развития детей раннего и дошкольного возраста с ДЦП» -5 | |||||||||||||||
Паспорт оценочных средств по разделу | ||||||||||||||||
Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка | Наименование оценочного средства | |||||||||||||||
ПК-3: З.2. Знать общие и специфические закономерности развития детей с НОДА на разных возрастных этапах ПК-3: У.1 Уметьанализировать структуру дефекта у детей с НОДА | - Участие в дискуссии «Особенности разных видов деятельности дошкольников с ДЦП» - Мультимедийные презентации, подготовленные бакалаврами, на тему «Особенности разных видов деятельности дошкольников с ДЦП» - Таблица на тему «Сравнительный анализ формирования и развития видов деятельности дошкольников с детским церебральным параличом и их нормально развивающихся сверстников». - Терминологический словарь по теме раздела - Контрольная работа. | |||||||||||||||
ПК-5: З.3. Знать современные подходы к организации и проведению психолого-педагогического изучения детей с НОДА ПК-5: У.2. Уметь проводить психолого-педагогическое обследование детей с НОДА | - Участие в деловой игре на тему «Проявление нарушений умственного развития у детей с ЦП». - Мультимедийная презентация на тему «Влияние локализации и тяжести поражения головного мозга на состояние речи дошкольников с ДЦП». - Таблица «Проявление нарушений двигательной активности в разные периоды течения детского церебрального паралича». - Терминологический словарь по теме раздела - Контрольная работа. | |||||||||||||||
ПК-5: З.4. Знать специфику использования методов психологической диагностики при проведении психолого-педагогического обследования детей с НОДА ПК-5: У.3. Уметьанализировать результаты комплексного медико-психолого-педагогического обследования детей с НОДА на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития | - Участие в деловой игре на тему «Проявление нарушений речевых функций у детей с церебральным параличом». - Мультимедийные презентации, подготовленные бакалаврами на тему «Проявление нарушений умственного развития у детей с ЦП» - Мультимедийные презентации, подготовленные бакалаврами на тему «Проявление нарушений речевых функций у детей с церебральным параличом». - Таблица на тему «Специфика проявления нарушений умственного развития у дошкольников с разными формами детского церебрального паралича» - Терминологический словарь по теме раздела - Контрольная работа. | |||||||||||||||
ПК-5: В.2 Владеть приемами адаптации диагностических методик с учетом структуры нарушений у детей с ДЦП | - Мультимедийные презентации на тему «Проявление нарушений речевых функций у детей с церебральным параличом». - Мультимедийная презентация на тему «Влияние локализации и тяжести поражения головного мозга на состояние речи дошкольников с ДЦП». - Терминологический словарь по теме раздела. - Контрольная работа. | |||||||||||||||
Раздел IV. Особенности развития эмоционально – волевой и личностной сферы детей с НОДА (22 часа) | ||
Требования к результатам освоения раздела: ПК-3: З.2; У.1 ПК-5: З. 3; З.4; У.2; У.3; В.2 | ||
Содержание раздела Тема IV.1 Характеристика эмоционально – волевой сферы детей с НОДА Характеристика эмоционально – волевой сферы лиц с ЦП. Особенности эмоционально- волевого развития (повышенная эмоциональная возбудимость, склонность к колебаниям настроения, инертность эмоциональных реакций, повышенная зависимость от оценки окружающих и т.д.). Характеристика основных видов поведенческих реакций (пассивно-оборонительного и агрессивно-защитного характера). Проявление нарушений личностного развития детей с ЦП. Тема IV.2 Проявление нарушений личностного развития детей с НОДА Своеобразие личностного развития при ДЦП. Структура личностного недоразвития. Роль психогенных факторов и резидуально-органических нервно-психических расстройств в развитии поведенческих реакций и формировании личностных установок ребенка с церебральным параличом. Значение семейного воспитания в формировании личности ребенка с церебральным параличом. Характеристика личностных особенностей детей с церебральным параличом, воспитывающихся в условиях гипер- и гипоопеки. Отличительные признаки поведенческих реакций и личностных особенностей, указывающих в дошкольном возрасте на возможность искажения социального облика ребенка. Характеристика разных вариантов патологического формирования личности. Тема IV.3 Специфика становления межличностных отношений детей с НОДА. Специфика становления межличностных отношений дошкольников с ЦП. Особенности межличностных процессов в группе детей с церебральным параличом. Структура их недоразвития. Значение двигательных и речевых нарушений, личностных особенностей в социальной адаптации дошкольника с церебральным параличом.Педагогические пути развития личности и формирования межличностных процессов. Особенности использования элементов психогимнастики (дифференциация упражнений). Знакомство с образцами межличностного взаимодействия (методические приемы и специфика их применения). Роль игр-драматизаций и сюжетно-ролевых игр в нормализации социального облика детей с церебральным параличом. Характеристика готовности к школе дошкольников с церебральным параличом. | ||
План лекций | План семинарских занятий | |
Лекция 7
Тема IV.1 Характеристика эмоционально – волевой сферы детей с НОДА
Кол-во часов: 2
План:
1. Характеристика эмоционального развития детей с ДЦП.
2. Специфика проявления волевых качеств детей с ДЦП.
3. Проявление высших чувств у детей с ДЦП.
4. Специфика проявления страхов и тревожности у детей с ДЦП.
Литература: [1, 3, 4, 5, 11, 17, 25, 26, 28, 29, 30].
Информационное сопровождение:
| ||
Практическое занятие 6 Тема IV.2 Проявление нарушений личностного развития детей с НОДА Кол-во часов: 2 Форма проведения: дискуссия. Изучаемые вопросы: 1. Роль психогенных факторов и резидуально – органических нервно – психических расстройств в формировании личностных установок у детей с ЦП. 2. Нарушение формирования образа «Я». 3. Отличительные признаки личностных особенностей, указывающих в разные возрастные периоды на возможность искажения социального облика детей с ЦП. Литература: [1, 3, 4, 5, 11, 17, 25, 26, 28, 29, 30]. Информационное сопровождение: - Мультимедийные презентации, подготовленные бакалаврами на тему «Проявление нарушений личностного развития детей с НОДА». - Терминологический словарь по теме. | ||
Лекция 8 Тема IV.3 Специфика становления межличностных отношений детей с НОДА Кол-во часов: 2 План: 1. Особенности межличностных процессов в группе детей с ДЦП. 2. Проявление нарушения коммуникативных функций дошкольников с ДЦП. 3. Роль психокоррекционной работы в преодолении нарушений межличностного взаимодействия. Литература: [1, 3, 4, 5, 17, 23, 25, 26, 28]. Информационное сопровождение: 1. Мультимедийная презентация «Специфика становления межличностных отношений дошкольников с ЦП». 2. Видеофильм «Про любовь». [8]. | Практическое занятие 7
Тема IV.3 Специфика становления межличностных отношений детей с НОДА
Кол-во часов: 2
Форма проведения: дискуссия.
| |
Самостоятельная работа | ||
Инвариантная часть | Вариативная часть | |
Тема IV.1 Характеристика эмоционально – волевой сферы детей с НОДА Тема IV.2 Проявление нарушений личностного развития детей с НОДА Подготовка к контрольной работе. Тема IV.3 Специфика становления межличностных отношений детей с НОДА 1. Составление сообщения для родителей, воспитывающих детей с ДЦП: «Особенности развития эмоционально – волевой и личностной сферы детей с ДЦП и факторы их определяющие» Литература: [1, 3, 4, 5, 17, 23, 25, 26, 28]. 5 баллов 2. Контрольная работа по разделу 10 баллов | 1. Обзор материалов сайтов по проблеме «Особенности развития эмоционально – волевой и личностной сферы детей с НОДА» - 5. 2. Электронный пакет методических материалов на тему «Особенности развития эмоционально – волевой и личностной сферы детей с НОДА» -5. 3. Анализ материалов в периодических изданиях по теме «Особенности развития эмоционально – волевой и личностной сферы детей с НОДА» - 5 4. Представление компьютерной презентации лекций на тему «Особенности развития эмоционально – волевой и личностной сферы детей с НОДА» - 5. 5. Анализ материалов в периодических изданиях по теме «Особенности развития эмоционально – волевой и личностной сферы детей с НОДА» - 3. | |
Паспорт оценочных средств по разделу | ||
Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка | Наименование оценочного средства | |
ПК-3: З.2. Знать общие и специфические закономерности развития детей с НОДА на разных возрастных этапах ПК-3: У.1 Уметьанализировать структуру дефекта у детей с НОДА | - Участие в дискуссии «Проявление нарушений личностного развития детей с НОДА» - Участие в дискуссии «Специфика становления межличностных отношений детей с НОДА» - Мультимедийные презентации, подготовленные бакалаврами на тему «Проявление нарушений личностного развития детей с НОДА» - Мультимедийные презентации, подготовленные бакалаврами на тему «Специфика становления межличностных отношений детей с НОДА» - Терминологический словарь по теме раздела. - Контрольная работа. | |
ПК-5: З.3. Знатьсовременные подходы к организации и проведению психолого-педагогического изучения детей с НОДА ПК-5: У.2. Уметь проводить психолого-педагогического обследование детей с НОДА | - Методические рекомендации для педагогов «Специфика и ограничения диагностического обследования состояния межличностных отношений детей с ДЦП» - Текст сообщения для родителей, воспитывающих детей с ДЦП: «Особенности развития эмоционально – волевой и личностной сферы детей с ДЦП и факторы их определяющие» - Терминологический словарь по теме раздела. - Контрольная работа. | |
ПК-5: З.4. Знатьспецифику использования методов психологической диагностики при проведении психолого-педагогического обследования детей с НОДА ПК-5: У.3. Уметьанализировать результаты комплексного медико-психолого-педагогического обследования детей с НОДА на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития | - Участие в дискуссии «Проявление нарушений личностного развития детей с НОДА» - Участие в дискуссии «Специфика становления межличностных отношений детей с НОДА» - Текст сообщения для родителей, воспитывающих детей с ДЦП: «Особенности развития эмоционально – волевой и личностной сферы детей с ДЦП и факторы их определяющие» - Терминологический словарь по теме раздела. - Контрольная работа. | |
ПК-5: В.2 Владеть приемами адаптации диагностических методик с учетом структуры нарушений у детей с ДЦП | - Участие в дискуссии «Проявление нарушений личностного развития детей с НОДА» - Участие в дискуссии «Специфика становления межличностных отношений детей с НОДА» - Комплект диагностических методик для изучения особенностей личностного развития детей с ДЦП - Терминологический словарь по теме раздела. - Контрольная работа. | |
Раздел V. Психологические основы организации коррекционной работы с детьми с НОДА (14 часов) | ||||||||
Требования к результатам освоения раздела: ПК-3: З. 2; У.1. ПК-8: З.5; У.5; В.3 | ||||||||
Содержание раздела Тема V.1 Особенности психологического изучения детей с НОДА Особенности психологического изучения дошкольников с ДЦП. Цели изучения: выявление потенциальных возможностей психического развития; оценка максимально сохранных и дефектных звеньев; определение факторов, наиболее значимых для оценки имеющихся затруднений. Методы изучения: свободное наблюдение за поведением ребенка в процессе игр, бытовых и режимных моментов; совместная деятельность; анализ анамнестических данных и результатов детской деятельности; беседы с родителями и педагогами. Особенности организации обследования: учет характера двигательного нарушения и возможности его влияния на активность ребенка; подбор «рефлексозапрещающей позиции» и наиболее удобного положения головы и туловища; способы взаимодействия с ребенком; выбор пособий для обследования. Содержание изучения. Оценка двигательных нарушений с точки зрения их влияния на формирование разных видов деятельности, прежде всего на состояние познавательной деятельности. Сенсорное развитие: изучение сенсорных функций и определение причин их недостаточности. Состояние зрительного анализатора. Определение состояния зрительной фиксации и прослеживания, реакции зрительного сосредоточения, зрительно-моторной координации. Восприятие цвета, формы, величины. Тактильно-кинестетическое восприятие. Состояние слухового анализатора. Характер реакций на различные слуховые раздражители, возможности локализации звука в пространстве. Дифференциация речевых и неречевых звуков. Изучение эмоционально-волевой сферы как одной из форм проявления интересов, потребностей, активности личности и ее отношения к окружающему. Способы ориентировочно-исследовательской деятельности. Овладение предметными и игровыми действиями. Оценка умственного развития: степень овладения доступными мыслительными операциями в специальных условиях и в практической детской деятельности. Определение типологии затруднений и вызывающих их причин. Изучение уровня обучаемости. Изучение речевой деятельности: практическое овладение речью и потенциальные возможности для развития речевой деятельности. Состояние экспрессивной и импрессивной речи. Психологические основы коммуникации: потребность в общении, коммуникативные средства, условия реализации коммуникативного намерения. Использование вербальных и невербальных средств коммуникации. Тема V.2 Коррекционная работа с детьми с НОДА Коррекционная работа с детьми с НОДА Коррекционная работа с детьми с НОДА Теоретические основы психокоррекционной работы с дошкольниками с ДЦП. Взаимосвязь общеразвивающих и коррекционных задач в воспитании и обучении детей с церебральным параличом. Индивидуальный подход в определении коррекционных задач. Их обусловленность индивидуальными особенностями развития, характером ведущих трудностей и условиями воспитания и обучения. Специфика коррекционных задач, вызванных двигательной патологией, нарушениями психической деятельности, речевыми нарушениями, недостаточностью сенсорного развития. Взаимосвязь коррекционно-педагогической работы и лечебных мероприятий. Определение психологической готовности к овладению различными видами детской деятельности как необходимое условие коррекционного воздействия. Коррекционная работа с дошкольниками с ДЦП. Принципы коррекционной работы с дошкольниками с детским церебральным параличом. Комплексная реабилитация: медицинская, психологическая, педагогическая, социальная и логопедическая помощь, обеспечение наиболее полной социальной интеграции, общего и профессионального обучения. Медицинская коррекция: лечебная физкультура и массаж, мануальная терапия, метод функционального биоуправления, метод комплексной стимуляции, метод кондуктивной педагогики, использование технических вспомогательных средств. Принципы психокоррекционной работы с детьми. Определение понятия. Принцип комплексности. Принцип личностного подхода. Принцип деятельностного подхода. Принцип единства диагностики и коррекции. Иерархических принцип. Каузальный принцип. Временной принцип. Принцип единства коррекционной работы с ребенком и его окружением. Психологическая коррекция познавательных процессов. Основные задачи психологической коррекции сенсорных процессов. Направления психокоррекции памяти. Решение задач психологической коррекции мышления. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений. Организованная система психологических воздействий. Содержательный анализ психической травмы ребенка. Методы психологической коррекции эмоциональных нарушений. Основные методы. Специальные методы. Проблемы коррекции детей с ДЦП, имеющих патохарактерологические и невротические проявления. Лечебно – восстановительные мероприятия. Медикаментозное лечение. Психотерапевтическое лечение. Коррекция нарушений речи. Коррекция речевых нарушений в раннем возрасте. Коррекционная работа при разных формах дизартрии. Коррекция речевых нарушений при спастической дизартрии. Коррекция речевых нарушений при гиперкинетической дизартрии. Специфика индивидуальной работы. | ||||||||
План лекций | План семинарских занятий | |||||||
Лекция 9 Тема V.1 Особенности психологического изучения детей с НОДА Кол-во часов: 2 План: 1. Психодиагностика в системе реабилитации больных 2. Особенности психологического обследования детей 3. Экспертная оценка ограничения жизнедеятельности дошкольников с ДЦП. 4. Значение ранней психодиагностики 5. Психодиагностика двигательных функций ребенка 6. Психодиагностика сенсорно-перцептивных функций Литература: [1, 3, 4, 5, 17, 23, 25, 26, 28]. Информационное сопровождение: 1. Мультимедийная презентация «Особенности психологического изучения детей с НОДА». | ||||||||
Практическое занятие 8
Тема V.2 Коррекционная работа с детьми с НОДА
Кол-во часов: 4
Форма проведения: психологический практикум
Изучаемые вопросы:
1. Комплексная реабилитация дошкольников с ДЦП.
2. Медицинская коррекция.
3. Специфика психологической коррекции ребенка с ДЦП.
4. Основные методы психологической коррекции.
5. Специфика психологического консультирования в работе с дошкольниками с ДЦП.
6. Коррекция нарушений речи
Литература: [1, 3, 4, 5, 9, 17, 23, 25, 26, 28].
Информационное сопровождение:
- Мультимедийная презентация«Коррекционная работа с детьми с НОДА».
- Составление таблицы на тему «Специфика коррекционных задач, вызванных двигательной патологией, нарушениями психической деятельности, речевыми нарушениями, недостаточностью сенсорного развития».
3. Видеофильм «Организация и содержание коррекционно – реабилитационной работы с детьми с ДЦП» [9]. | ||||||||
Самостоятельная работа | ||||||||
Инвариантная часть | Вариативная часть | |||||||
Тема V.1 Особенности психологического изучения детей с НОДА
1. Составить таблицу «Специфика диагностики психического развития ребенка с ДЦП».
Литература: [1, 3, 4, 5, 17, 23, 25, 26, 28]. Баллов
|