![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности эмоциональных характеристик в образах детей разного пола
В отношении эмоциональных характеристик есть лишь взаимосвязь Я-образов педагогов с образами мальчиков и девочек, но между самими детьми разного пола корреляция по эмоциональному компоненту не обнаруживается. Этот факт говорит о том, что собирательные образы мальчиков и девочек в сознании педагогов по эмоциональному компоненту связаны с Я-образом самих педагогов, но между собой они не связаны, т.е. эмоциональные компоненты образов мальчиков не зависят от того, как педагоги отражают в своем сознании эмоциональные характеристики образов девочек, при этом и образы мальчиков, и образы девочек по этому параметру очень тесно (особенно образы мальчиков) связаны с тем, какими педагоги представляют самих себя. В отношении эмоциональных характеристик, как и в отношении социальных и волевых, обнаруживается высокий уровень изоморфизма Я-образов педагогов и их представлений о детях разного пола, но между образами мальчиков и девочек в сознании педагогов нет подобного соответствия. В представлении педагогов мальчики гораздо менее подвержены проявлению эмоций, чем девочки. Необходимо отметить, что это касается только собирательных образов «абстрактных» мальчиков и девочек. Как ни удивительно, но в отношении эмоциональных характеристик реальных мальчиков и девочек представление педагогов кардинально меняется (диаграммы 2, 8). В представлениях педагогов о реальных мальчиках и девочках эмоциональные характеристики занимают по 19 % от всего количества характеристик. Но самое удивительное заключается в том, что в Я-образах реальных мальчиков эмоциональные характеристики занимают первое место, причем и по количеству эмоциональных характеристик, и по их разнообразию, и по соотношению с другими компонентами структуры Я-образа мальчики существенно опережают девочек. В 57 Я-образах девочек содержится 257 характеристик, касающихся эмоциональной сферы, а в 53 Я-образах мальчиков - 292 подобные характеристики. В структуре Я-образа девочки данные характеристики занимают 19 % (столько же процентов таких характеристик отмечают в реальных девочках педагоги), в то время как в структуре образа мальчика эмоциональные характеристики занимают 22 % всего объема образа его «Я». При этом у мальчиков гораздо разнообразнее содержание таких характеристик: 137 различных определений, а у девочек их всего 99 (данные анализа частотных словарей Я-образов мальчиков и девочек). Сравнение эмоциональных характеристик по средним данным и анализ их модальности по положительным, нейтральным и отрицательным показателям дают дополнительную информацию (табл. 70). В то время как по эмоциональному компоненту образы реальных мальчиков и девочек в сознании педагогов фактически одинаковы, в Я-образах мальчиков характеристик эмоциональной сферы в среднем на 20 % больше, так как в Я-образах мальчиков существенно больше, чем в образах девочек, характеристик нейтральной и отрицательной модальности. В этом проявилась еще одна, неожиданная для многих педагогов, особенность мальчиков: они оказались более критичны к себе, чем девочки, и увидели в себе недостатков даже больше, чем отметили в них педагоги. Причем это относится не только к характеристикам эмоциональной сферы. ТАБЛИЦА 70
|