Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Образы учащихся с полярными уровнями одаренности в сознании педагогов
Усредненная структура образа неспособного ученика почти совпадает со структурой образа одаренного ученика (табл. 60). При сравнении этих структур наблюдается лишь два важных отличия. ТАБЛИЦА 60 Структура образа абстрактного математически бездарного ученика в сознании педагогов (я = 250)
Во-первых, в образе «абстрактного бездарного» ученика резко, в полтора раза уменьшается количество интеллектуальных характеристик. И при этом они по-прежнему остаются на первом месте! Но необходимо отметить, что в одной из групп педагогов, а именно у педагогов, заочно получающих психологическое образование, первое место в структуре образа неспособного ученика занимает социальный компонент. Во-вторых, наблюдается некоторое снижение количества мотивационно-волевых и существенное увеличение эмоциональных характеристик. Причем, естественно, увеличение эмоциональных происходит прежде всего за счет отрицательных характеристик. Между тем необходимо отметить, что 23, 4 % педагогов называют в характеристике неспособного ученика больше или столько же положительных характеристик, сколько и отрицательных (учителя начальных классов 16, 9 %, студенты-психологи заочного отделения 50 %, студенты-психологи дневного отделения 20 %, студенты математического факультета 12, 1 %, немецкие студенты: начальные классы - 15%, средняя школа - 29, 6 %). Различия в структурах этих образов представляются вполне закономерными и не требующими специальных комментариев. В ходе анализа образов этих групп учащихся выявлен интересный факт: индивидуальные образы одаренного ребенка в сознании педагогов более однородны, чем индивидуальные образы детей, не обладающих математическими способностями. Педагогов, у которых индивидуальные структуры образов неспособного ученика значимо отличаются от усредненной, существенно (уровень значимости 0, 05) больше, чем тех, у кого такие различия наблюдаются в образе одаренного ученика. Различия в образах одаренного и неспособного ученика во всех рассматриваемых группах педагогов прослеживаются только по количеству интеллектуальных характеристик. ТАБЛИЦА 61 Различия в индивидуальных и усредненных структурах образов учащихся (п = 178) педагогов и студентов
По остальным компонентам наиболее существенные различия отмечаются у учителей начальных классов, которые дают больше соци- альных, эмоциональных, мотивационно-волевых и поведенческих характеристик математически неспособному ученику. Кроме того, у студентов-заочников есть различия образов по эмоциональным и мотивационно-волевым, а у студентов математического факультета - по мотивационно-волевым компонентам (табл. 62). ТАБЛИЦА 62
|