Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практически из одних и тех же основных понятий составляются образы с достоверно различающимися структурами.






Педагоги, более точно и разнообразно отражающие реальных детей (особенно имеющих отклонения от «нормы», «стандарта»), имеют в своем базисном стереотипном эталоне меньшее количество элементов.

Стержневые элементы детских Я-образов типичны, имеются у большинства детей и соответствуют представлениям взрослых о том, каким может быть ребенок. Т. е. можно предположить, что в значительной степени стержневые элементы детских Я-образов являются отражением представлений взрослых.

Структуры Я-образов мальчиков и девочек отличаются как друг от друга, так и от соответствующих образов детей в сознании педагогов. Б то же время прослеживается ряд общих тенденций в отражении отдельных компонентов М- и Д- Я-образов.

Структуры Я-образов детей противоположного пола больше совпадают между собой, чем с соответствующими образами детей в сознании педагогов. По отдельным позициям наблюдается тенденция к соответствию компонентов М- и Д- Я-образов.

Данные корреляционного анализа подтверждают отмеченные закономерности (табл. 64-67).

Любопытные тенденции обнаруживаются при анализе табл. 64. В сознании педагогов абстрактный образ ребенка достоверно связан с образом мальчика по большинству параметров (по пяти компонентам: волевому, конвенциональному, социальному, телесному и эмоциональному), в то время как с образом девочки достоверная корреляция обнаруживается лишь по одному - эмоциональному компоненту.

ТАБЛИЦА 64

Корреляции обобщенных образов мальчиков и девочек с образами " абстрактных" детей нейтральной, хорошей и плохой модальности в сознании педагогов (n = 77)

Жирным шрифтом обозначены критические значения корреляции Пирсона при р = 0, 001, курсивом - при р = 0, 01, светлым шрифтом - при р = 0, 05.

Образы в д и к п с т э
Ребенок - мальчик 0, 419 0, 472 0, 309 0, 450 0, 406
Хороший ребенок - мальчик 0, 480 0, 309 0, 569 0, 473 0, 526
Плохой ребенок - мальчик 0, 470 0, 748
Ребенок - девочка 0, 596
Хороший ребенок - девочка 0, 676 0, 261
Плохой ребенок - девочка 0, 384 0, 597
Мальчик - девочка 0, 654 0, 304 0, 391

Практически идентичное соотношение и во взаимосвязях положительно нагруженных образов хорошего ребенка с образами детей разного пола. Возможно, эта связь определяется лишь влиянием особенностей русского языка. Но, учитывая, что образы «абстрактного плохого» ребенка обнаруживают одинаковое количество корреляций (по две) с образами мальчиков и девочек, мне кажется, что данные табл. 64 являются дополнительным аргументом, подтверждающим сделанные ранее предположения и выводы о причинах дипсихизма образов детей разного пола в сознании педагогов.

Не менее интересные факты выявляются при анализе следующей табл. 65. Оказывается, в сознании студентов нет такой явной половой дифференциации образов детей по отношению к образу «абстрактного» ребенка. Более того, эмоционально нагруженные образы «хорошего» и «плохого» ребенка тесно связаны с образами мальчиков и девочек по одинаковому количеству параметров (хорошие по четырем, а плохие по трем). При этом образ «хорошего» ребенка коррелирует как с образом мальчика, так и с образом девочки по интеллектуальным, конвенциональным и социальным характеристикам.

ТАБЛИЦА 65

Корреляции обобщенных образов мальчиков и девочек и образов " абстрактных" детей нейтральной, хорошей и плохой модальности в сознании студентов (п = 50)

Образы в д и к п с т э
Ребенок - мальчик Хороший ребенок – мальчик Плохой ребенок – мальчик Ребенок – девочка Хороший ребенок – девочка Плохой ребенок – девочка Мальчик – девочка — — — — 0, 283 0, 360 — 0, 449 — — — — — 0, 336 0, 284 0, 279 0, 352 0, 344 0, 487 0, 671 0, 585 0, 401 0, 638 0, 543 0, 927 — — — — — — — 0, 445 0, 345 0, 375 0, 341 0, 457 0, 405 0, 393 0, 608 — 0, 514 0, 683

Интересные факты обнаруживаются при анализе корреляций по структурным компонентам образов. Оказывается, в сознании студентов по эмоциональным компонентам структуры образов нет корреляций только при положительно окрашенных образах абстрактных детей, в то время как при нулевой или отрицательной модальности образов выявлены весьма тесные взаимосвязи с образами детей разного пола. Совершенно иная картина обнаруживается при анализе эмоционального компонента образов ребенка в сознании педагогов. Здесь выявлены взаимосвязи только между образами ребенка и образами детей разного пола.

У действующих педагогов (табл. 66), в отличие от будущих (табл. 67), по четырем компонентам из восьми обнаруживается взаимосвязь структур их собственных Я-образов и образов мальчиков и девочек, причем по трем компонентам: волевому, конвенциональному и социальному - наблюдается корреляция Я-образа педагогов как с образом мальчика, так и с образом девочки.

ТАБЛИЦА 66

Корреляции обобщенных Я-образов педагогов и образов мальчиков и девочек в сознании педагогов (и = 77)

Условные обозначения- см. табл. 64,

Образы в д и к п с т э
Я (педагог) – мальчик Я (педагог) - девочка 0, 408 0, 302 0, 361 — — 0, 513 0, 473 — — 0, 372 0, 462 0, 446 — 0, 524 0, 408

ТАБЛИЦА 67

Корреляции обобщенных Я-образов студентов и образов мальчиков и девочек в сознании студентов (я = 50)

Условные обозначения- см. табл. 64.

Образы в д и к п с т э
Я (студент) – мальчик Я (студент) - девочка 0, 352 — — 0, 368 — — — — — — — — 0, 486 0, 480

Также по трем компонентам: интеллектуальному, поведенческому и эмоциональному - не обнаруживается взаимосвязи между Я-образами педагога и его образами мальчиков и девочек. По деятельностному компоненту есть взаимосвязь Я-образа педагога лишь с его образом девочки, а по телесному - с его образом мальчика.

Таким образом, на уровне корреляционных связей обнаруживаются взаимосвязи между Я-образами педагогов и образами «абстрактных» мальчиков и девочек по четырем из восьми основных компонентов структуры образов себя и ребенка определенного пола.

В то же время, если рассмотреть соотношение средних величин и процентное выражение различных компонентов в структурах образов, то может сложиться впечатление, что Я-образы педагогов фактически не связаны с их образами мальчиков и девочек (диаграммы 2, 4, 10; табл. 68).

ТАБЛИЦА 68


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал