![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Практически из одних и тех же основных понятий составляются образы с достоверно различающимися структурами.
Педагоги, более точно и разнообразно отражающие реальных детей (особенно имеющих отклонения от «нормы», «стандарта»), имеют в своем базисном стереотипном эталоне меньшее количество элементов. Стержневые элементы детских Я-образов типичны, имеются у большинства детей и соответствуют представлениям взрослых о том, каким может быть ребенок. Т. е. можно предположить, что в значительной степени стержневые элементы детских Я-образов являются отражением представлений взрослых. Структуры Я-образов мальчиков и девочек отличаются как друг от друга, так и от соответствующих образов детей в сознании педагогов. Б то же время прослеживается ряд общих тенденций в отражении отдельных компонентов М- и Д- Я-образов. Структуры Я-образов детей противоположного пола больше совпадают между собой, чем с соответствующими образами детей в сознании педагогов. По отдельным позициям наблюдается тенденция к соответствию компонентов М- и Д- Я-образов. Данные корреляционного анализа подтверждают отмеченные закономерности (табл. 64-67). Любопытные тенденции обнаруживаются при анализе табл. 64. В сознании педагогов абстрактный образ ребенка достоверно связан с образом мальчика по большинству параметров (по пяти компонентам: волевому, конвенциональному, социальному, телесному и эмоциональному), в то время как с образом девочки достоверная корреляция обнаруживается лишь по одному - эмоциональному компоненту. ТАБЛИЦА 64 Корреляции обобщенных образов мальчиков и девочек с образами " абстрактных" детей нейтральной, хорошей и плохой модальности в сознании педагогов (n = 77) Жирным шрифтом обозначены критические значения корреляции Пирсона при р = 0, 001, курсивом - при р = 0, 01, светлым шрифтом - при р = 0, 05.
Практически идентичное соотношение и во взаимосвязях положительно нагруженных образов хорошего ребенка с образами детей разного пола. Возможно, эта связь определяется лишь влиянием особенностей русского языка. Но, учитывая, что образы «абстрактного плохого» ребенка обнаруживают одинаковое количество корреляций (по две) с образами мальчиков и девочек, мне кажется, что данные табл. 64 являются дополнительным аргументом, подтверждающим сделанные ранее предположения и выводы о причинах дипсихизма образов детей разного пола в сознании педагогов. Не менее интересные факты выявляются при анализе следующей табл. 65. Оказывается, в сознании студентов нет такой явной половой дифференциации образов детей по отношению к образу «абстрактного» ребенка. Более того, эмоционально нагруженные образы «хорошего» и «плохого» ребенка тесно связаны с образами мальчиков и девочек по одинаковому количеству параметров (хорошие по четырем, а плохие по трем). При этом образ «хорошего» ребенка коррелирует как с образом мальчика, так и с образом девочки по интеллектуальным, конвенциональным и социальным характеристикам. ТАБЛИЦА 65 Корреляции обобщенных образов мальчиков и девочек и образов " абстрактных" детей нейтральной, хорошей и плохой модальности в сознании студентов (п = 50)
Интересные факты обнаруживаются при анализе корреляций по структурным компонентам образов. Оказывается, в сознании студентов по эмоциональным компонентам структуры образов нет корреляций только при положительно окрашенных образах абстрактных детей, в то время как при нулевой или отрицательной модальности образов выявлены весьма тесные взаимосвязи с образами детей разного пола. Совершенно иная картина обнаруживается при анализе эмоционального компонента образов ребенка в сознании педагогов. Здесь выявлены взаимосвязи только между образами ребенка и образами детей разного пола. У действующих педагогов (табл. 66), в отличие от будущих (табл. 67), по четырем компонентам из восьми обнаруживается взаимосвязь структур их собственных Я-образов и образов мальчиков и девочек, причем по трем компонентам: волевому, конвенциональному и социальному - наблюдается корреляция Я-образа педагогов как с образом мальчика, так и с образом девочки. ТАБЛИЦА 66 Корреляции обобщенных Я-образов педагогов и образов мальчиков и девочек в сознании педагогов (и = 77) Условные обозначения- см. табл. 64,
ТАБЛИЦА 67 Корреляции обобщенных Я-образов студентов и образов мальчиков и девочек в сознании студентов (я = 50) Условные обозначения- см. табл. 64.
Также по трем компонентам: интеллектуальному, поведенческому и эмоциональному - не обнаруживается взаимосвязи между Я-образами педагога и его образами мальчиков и девочек. По деятельностному компоненту есть взаимосвязь Я-образа педагога лишь с его образом девочки, а по телесному - с его образом мальчика. Таким образом, на уровне корреляционных связей обнаруживаются взаимосвязи между Я-образами педагогов и образами «абстрактных» мальчиков и девочек по четырем из восьми основных компонентов структуры образов себя и ребенка определенного пола. В то же время, если рассмотреть соотношение средних величин и процентное выражение различных компонентов в структурах образов, то может сложиться впечатление, что Я-образы педагогов фактически не связаны с их образами мальчиков и девочек (диаграммы 2, 4, 10; табл. 68). ТАБЛИЦА 68
|