Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Эмоциональные характеристики Я-образов детей разного пола и образов реальных девочек и мальчиков в сознании педагогов
Данные, полученные по характеристикам эмоционального компонента, показывают, что существующее в обыденном сознании мнение о большей эмоциональности девочек является ошибочным. Реальные факты говорят об обратном. Показательно, что учителя улавливают эту особенность мальчиков лишь в отношении негативных характеристик, а что касается положительных, то характеристикам эмоциональной сферы девочек уделяется несколько больше внимания, чем аналогичным характеристикам мальчиков. Следует отметить, что по эмоциональным компонентам нет достоверных различий между Я-образами девочек и образами реальных и «абстрактных» девочек в сознании педагогов и студентов. Вероятно, отсутствие различий связано с тем, что этот компонент структуры образа девочек является одним из наиболее значимых для эффективного взаимодействия и девочки, стремясь к признанию со стороны взрослых и сверстников, особенно чутко реагируют на характеристики взрослых, касающиеся этой сферы. Другой значимой причиной отсутствия различий по этому компоненту, возможно, является то, что 98 % педагогов начальных классов и 92 % студентов - женщины и они более точно отражают эмоциональные характеристики девочек. В том числе и потому, что еще будучи девочками более чутко относились к характеристикам этой сферы. В то же время по эмоциональному компоненту между Я-образами мальчиков и образами «абстрактных» мальчиков в сознании педагогов и студентов есть достоверные различия: с педагогами - на уровне значимости в 95 %, а со студентами - на уровне 99, 9 %. Достоверные различия между образами мальчиков в сознании педагогов и Я-образами мальчиков исчезают, когда педагогами актуализируются образы реальных мальчиков. Возможно, реальные мальчики не менее чутко, чем девочки, реагируют на то, как педагоги характеризуют проявления их (мальчиков) эмоциональных особенностей. Эти факты в очередной раз подтверждают гипотезу о наличии в сознании педагогов различных структур образов ребенка, свидетельст вуют о том, что общее представление о мальчиках «вообще» отличается от представлений педагогов о конкретных мальчиках. Кроме того, эти факты говорят о том, что стереотипы представлений о мальчиках существуют в сознании педагогов даже тогда, когда реальные мальчики их опровергают. Этот вывод вполне согласуется с мыслью Э. Берна (упоминавшейся в главе 1) о том, что людям сложно расставаться с иллюзиями и они предпочитают вместо изменения не соответствующих реальности представлений приводить реальность в соответствие со своими представлениями о ней. Часто эти «преобразования» оказываются лишь благими намерениями и не идут дальше рассуждений. Нередко различия между стереотипами и реальностью становятся причиной конфликтов, особенно, когда в процессе взаимодействия людей касаются эмоциональной сферы. Поэтому весьма актуальным является осознание и выявление реально существующих стереотипов и сопоставление образов субъектов и объектов педагогического взаимодействия (в том числе и по отдельным компонентам их структуры). Для того чтобы глубже разобраться в различиях и сходстве между Я-образами мальчиков и девочек и их образами в сознании педагогов, целесообразно рассмотреть вопрос о соотношении характеристик различной модальности не только в эмоциональном, но и в других компонентах этих образов. В главе 5 при анализе соотношения характеристик различной модальности уже отмечалось, что по всем компонентам структуры Я-образа, кроме интеллектуальных, телесных и деятельностных, у мальчиков меньше положительных самохарактеристик, чем у девочек (причем существенные различия в телесных характеристиках, а в интеллектуальных эти различия ничтожно малы). Мы уже подчеркивали, что этот факт подтверждает вывод о большей самокритичности мальчиков. Отмечалось также и то, что наибольшие различия проявляются в телесных характеристиках. Оказывается, в целом мальчики обращают на них не меньшее внимание, чем девочки, а оценивают себя по этому компоненту существенно выше. В то же время мальчики и в телесных характеристиках выделяют у себя больше (чем девочки) негативных качеств. Указанная особенность противоречит сложившемуся в обыденном сознании мнению о том, что девочек гораздо больше, чем мальчиков, волнуют их телесно-физические характеристики. Как показывают данные табл. 71-73, педагоги, имеющие стаж работы, в отличие от студентов, подмечают эту особенность, и их характеристики по этому компоненту имеют ту же тенденцию, что и у детей. Так, в образах реальных мальчиков в сознании педагогов больше позитивных и негативных характеристик, чем в образах реальных девочек в сознании педагогов. В образах студентов обратное соотношение. ТАБЛИЦА 71
|