Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды деятельности






Репродуктивная деятельность Продуктивная деятельность
Информация и накопленный опыт используются обучающимися в том же виде, как они были усвоены. Обучающиеся осваивают способы деятельности и учатся применять их на практике. Правила и алгоритм только воспроизводятся в различных сочетаниях – от абсолютно точного копирования и пересказа до применения в типовых условиях. Когда обучающиеся освоили способы деятельности, научились ими пользоваться, они начинают самостоятельно поиск других областей применения уже освоенного ими опыта.   В процессе этого вида деятельности обучающиеся всегда создают новое, т.е. генерируют новую информацию или способ деятельности. Создание нового при этом всегда опирается на предшествующий опыт.

Связанная между собой репродуктивная и продуктивная деятельность представляют собой различные ступени одного и того же процесса освоения. Эти два вида деятельности. Можно разделить на более маленькие ступени. При этом освоение будем рассматривать на примере нахождения решения задачи (проблемы). Под задачей в педагогике понимают цель, достижения которой возможно с помощью конкретных действий. Таким образом, компонентами задачи являются: цель, действия, условия.

Уровень 1 (ученический) - это самый простой уровень репродуктивной деятельности. Но этом уровне все компоненты задачи известны. От обучающихся требуется дать заключение о соответствии всех трех компонентов в структуре задачи. Это деятельность по узнаванию. Выполняться обучающимися такая деятельность может только при повторном восприятии ранее усвоенной информации или действиях.
Уровень 2 (алгоритмический) - более сложный уровень репродуктивной деятельности. В задачах, рассчитанных на этот уровень, заданы только цель и условия. От обучающихся требуется применить ранее усвоенные действия по ее решению. Выполняя ее, обучающиеся должны самостоятельно воспроизводить и применять ранее усвоенные способы действия. Такая задача обычно называется типовой.
Уровень 3 (эвристический) - является первым уровнем продуктивной деятельности. В задачах этого уровня задана только цель. От обучающихся требуется выбрать, какие из ранее усвоенных действий могут подойти для решения данной нетиповой задачи. В ходе самостоятельной переработки известной информации обучающиеся добывают субъективно новую (т.е. новую только для него) информацию.
Уровень 4 (творческий) - самый сложный уровень продуктивной деятельности. Для деятельности этого уровня характерно отсутствие задач как таковых. Обучающийся сам ставит цель, формирует ее, детализирует и осуществляет поиск возможных условий и действий, ведущих к достижению выбранной им цели. Примером деятельности подробного рода служит исследовательская деятельность.

Контроль за уровнем (качеством) усвоения и оценивание последнего могут осуществляться при помощи тестов. Они должны быть разработаны по каждому уровню усвоения. Они состоят из заданий и этапов его выполнения, т.е. образца полного и правильного выполнения. Так как каждое задание состоит из операций, ведущих к решению теста, то при сравнении ответа обучающихся с эталоном соотносят:

- число правильно выполненных обучающимися операций теста (П)

- общее количество операций в тесте (О)

К=

К – коэффициент усвоения данного материала.

Значения К могут колебаться от 0 до 1.

 

Исследования показали, что при усвоении с К меньше 0, 7, обучающиеся в последующей деятельности совершают систематические ошибки и не способны к их исправлению.

Материал может считаться усвоенным, если К более или равно 0, 7. В этом случае обучающиеся в своей последующей деятельности способны совершенствовать свои знания, т.е. способны к самообучению.

Процесс обучения, который позволяет обучающимся усваивать материал с К более или равным 0, 7, получил в педагогике название завершенного.

Обучение может быть успешным только в том случае, если оно является завершенным.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал