Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Протокольная запись урока (если необходимо)
Констатирующая часть
| Оценочная часть
|
Возможный вариант структуры анализа
- Оценка реализации основных принципов обучения, с т.з. соблюдения оптимальной меры в их сочетании (именно в этом и есть новизна) – Принцип научности максимально сочетался с принципом доступности.
- Оценка сочетания точного и одновременного творческого, т.е. личностного, в выполнении программно-методических требований к уроку.
- Оценка грамотности определения типа урока.
- В какой мере реализации принцип обученности и обучаемости, учебных и воспитательных возможностей обучающихся разных возрастов и классов при проектировании и проведении урока. Учтены ли были интересы склонности и потребности обучающихся.
- Оценка полноты проектирования целей урока.
- Постановка педагогических целей (обучающие, развивающие, воспитательные, креативные, оздоровительные).
- Постановка целей развития образовательного процесса: диагностических, познавательных, исследовательских.
- Цели саморазвития преподавателей: а) профессионального, б) личностного.
- Конкретизированы ли были (уточнены, изменены)) задачи и содержание учебного материала на основе выводов педагогического или психолого-педагогического, или медико-психолого-педагогического, или педагогического консилиума.
- Оценка умения поставить задачи урока перед обучающимися (в группах 1 и 2 ступени желательно в указательной форме).
- Прослеживается ли понимание преподавателем (или хотя бы форму формулирование их для себя) ценностных оснований содержания учебного материала.
- Оценка оптимальности выбора содержания учебного материала, выделение объекта прочного усвоения. т.е. главного существенного. Способы выделения главного были заимствованы преподавателем, что еще лучше.
- Выделены ли ведущие воспитательные идеи нового материала.
- Обеспечена ли практическая направленность учебного материала, его связь с личным жизненным опытом обучающегося.
- Включены ли были в содержание урока упражнения творческого характера по использованию полученных знаний в измененных обстоятельствах, измененных ситуациях.
- Осуществлялась ли межпредметная координация учебного материала с целью формирования у учащихся целостного представления о мире, о системе знаний, с целью развития их эрудиции сам факт межпредметной координации учебного материала, говорит об эрудиции преподавателя, а отсутствии этой координации, когда это нужно, говорит о незнании преподавателем программ общего среднего образования, т.е. его слабой личной эрудиции, что плохо.
- Выбор и применение преподавателем разнообразных источников сообщения обучающимся новых знаний (оценивается не сам выбор, а обоснованность выбора – именно в этом новизна анализа).
- Оптимальность выбора методов обучения, их сочетание и соотношение (оценивается, именно, обоснованность этого выбора).
- Использовались ли методы развития познавательного интереса (если они были необходимы).
- Использование различных приемов учебной работы (оценивается их целесообразность).
- Насколько использованные технологии обучения были психосберегающими и в целом здоровьесберегающими.
- Оценка оптимальности сочетания различных форм учебной работы или же оценка обоснованности выбора одной из них (фронтальная, групповая, индивидуальная).
- Имела место специально продуманная деятельность преподавателя по воспитанию интереса к предмету.
- Знаком ли преподаватель с теми или другими технологиями развивающего обучения. Применял ли их или опирался на какие-то из них в случае необходимости особенно в 5-11 классах.
- Уровень сформированности у обучающихся навыков организации учебного труда (оцениваем наличный уровень – что есть).
- Имела ли работа преподавателя по формированию надпредметных способов учебной деятельности (общеучебных умений), если таковая была необходима и запланирована в целях.
- Характеристика использования дифференцированного подхода к детям: использовал ли преподаватль разные виды дифференцированной помощи школьникам с разным уровнем по предмету и отношению к учению, или же дифференцировал только объем и степень сложности учебного материала (в пределах требования программы или необоснованно снизил).
- Оценка культуры труда преподавателя и обучающихся.
- Как осуществлять контроль за усвоением знаний и умений: Оценка содержания вопросов и заданий, обоснованность разнообразных форм контроля, соответствие оценок уровню знаний.
- Характер, объем и дифференцированность домашнего задания для разных групп обучающихся, оценка примерных затрат времени на его выполнение. Учет в расписании дня других предметов.
- Оценка оптимальности структуры урока и рациональности расхода времени на различных его этапах (на сколько экономно использовалось время урока).
- Оценка взаимодействия преподавателя и обучающихся.
- Оценка личностного отношения.
- Оценка воспитательного влияния личности обучающихся на детей во всех аспектах от внешнего вида до отношения к труду.
- Оценка использования возможностей учебного кабинета. Оценивается целесообразность и обоснованность тех или иных средств обучения.
- Оценка использования новых компьютерных и коммуникативных технологий.
- Соблюдение гигиенических требований на уроке (освещенность, температурный и воздушный режим, посадка обучающихся).
- Обеспечение оптимальных эстетических условий обучения (речь идет не только об эстетики формы, но и об эстетике идей, прозвучавших на уроке и представленных наглядно в учебном кабинете).
- Оценка способности преподавателя следовать замыслу плана урока и одновременно менять его ход при измененной ситуации, умение переходить к реализации запасных методических вариантов (были ли они продуманы преподавателем заранее или же являются следствием импровизационных возможностей преподавателя, и то и другое необходимо, а потому хорошо).
- Оценка учета ранее высказанных замечаний и рекомендаций.
- Выводы.
- Рекомендации и предложения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Конаржевский Ю.А. Анализ урока/ М.: Центр «Педагогический поиск», 2003.-336с.
- Педагогическая энциклопедия. Т.I. –М., 2006.
- Фоменко В.Г. Основы анализа урока. – Ростов-на-Дону, 1979.
- Шамова Т.И. Активизация учения школьников. – М., 1976.
- Шамова Т.И., Давиденко Т.Н. Управление процессом формирования системы качества знаний. – М., 1990.
- Щуркова Н.Е. Когда урок воспитывает. – М., 1981.
- Щуркова Н.Е., Шнырева В.Н. Новое в воспитательной работе. – М., 1991.
- Щукина Г.И. Методы обучения как компонент учебного процесса// Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. – М., 1980.
- Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М., 1979.
- Якиманская И.С. развивающее обучение. – М., 1979.
- Симонов В.П. Урок и его анализ// Народное образование. – 1981. - № 7.
- Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. – М., 1971.
- Сохор А.М. Логическая структура учебного материала. – М., 1974.
- Страхов И.В. Психологический анализ урока. – Саратов, 1968.
- Сухомлинский В.А. Как воспитывать настоящего человека. – Киев, 1975.
- Терский Н.П. Педагогический анализ урока. – Красноярск, 1984.
- Ханюков А. Методика посещения и анализа урока// Народное образование. – 1971. - № 4.
- Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М., 1978.
|