![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вербальные и невербальные компоненты педагогического общения
По итогам изучения темы студенты должны знать: –принципыпедагогического общения; – многообразие невербальных средств общения: фонационные, кинетические, проксемические; – основы педагогической имиджиологии; уметь: – моделировать процесс речевого общения с учащимися; – определять оптимальные для учителя средства невербального общения; владеть: – способами невербальных средств взаимодействия с учащимися; – технологией личностно развивающего общения. Вопросы для обсуждения: 1. Принципы речевого общения. 2. Невербальные средства в управлении педагогическим процессом. 3. Технология личностно развивающего общения. Задания: 1. Психологическая настройка: «Педагогическое общение предполагает психологическую настройку личности учителя, мыслительной деятельности в целом, тщательную и ответственную организацию речи и коммуникативного поведения, управление эмоциями и т.д. Иными словами, активизируется все то, что составляет основу «обычного» общения, но на ином уровне, обеспечивающем необходимую педагогическую и психологическую воздейственность деятельности учителя» (Маслыко Е.А. Проблемы обучения педагогическому общению в языковом вузе //Иностранные языки в высшей школе. Вып. 19.- М., 1987.- С. 52.). – Дайте словесный портрет учителя, психологически настроившегося или ненастроившегося на педагогическое общение с учащимися в тот момент, когда он начинает урок. Обратите внимание на комплекс средств неречевого или соматического (мимика, жесты, походка и др.), и речевого самовыражения. – Потренируйтесь в умении внутренне и внешне, психологически и соматически настроиться на профессиональное общение со школьниками на уроке. 2. Язык телодвижений: «Особенностью языка телодвижений является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному, вербальному каналу общения. Можно ли обучиться языку телодвижений, овладеть им и применять со знанием дела? … Это не только возможно, но и жизненно необходимо (Котляр Н. Предисловие переводчика к кн.: Пиз А. Язык телодвижений.- М., 1995.- С.7.). Ответьте на вопросы: – Какую роль играют жесты учителя в дидактическом взаимодействии со школьниками? – Какую информацию можно получить о ребенке, если быть внимательным к его телодвижениям? – Как бы вы оценили свои телодвижения (мимику, жесты, позы, походку): на «хорошо», «удовлетворительно», или «неудовлетворительно»? 3. Проведите групповой конкурс на лучший педагогический проект: «Культура телодвижений и ее формирование у школьников». 4. «Оптимальный пластический образ учителя на уроке выглядит примерно так: – открытая поза; – руки опущены вдоль тела или немного согнуты в локтях; – ладони время от времени разворачиваются к аудитории; – мелодичность пластики; – для привлечения внимания слушателей производится несколько шагов навстречу» (Питюков В., Тищенко С. Пообщаемся //Педагогический вестник.- М., 1995.- № 4(132).- С. 1.). Продолжите перечень невербальных проявлений учителя, способствующих сближению с детьми. Список литературы: 1. Аллан Пиз Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам.- Н. Новгород, 1992. 2. Занина Л.В., Меньшикова Н.П. Основы педагогического мастерства.- Ростов н/Дону, 2003. 3. Грехнев В.С. Культура педагогического общения.- М., 1990. 4. Морева Н.А. Основы педагогического мастерства: учеб. Пособие для вузов.- М., 2006.- С. 206-216.
|