Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Российской Федерации по рыболовству






ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО

Дальневосточный государственный рыбохозяйственный университет

Г.И, Бузинская, Е.К. Прилуцкая, Т.Н. Сверкунова

 

РОССИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX ВВ.

 

 

Учебного пособия для курсантов и студентов первого курса

всех специальностей

Владивосток, 2009


Бузинская Г.И., Прилуцкая Е.К., Сверкунова Т.Н.

Россия второй половины XIX - начала XX вв.: Учебное пособие. Влади восток: Дальрыбвтуз, 2009 г. 53 с.

Работа посвящена формированию и развитию российской экономической системы. Охватывает период середины XIX -начала XX в. В основу работы положена концепция догоняющего типа развития, когда Россия вынуждена была в кратчайшие сроки проводить реформы, чтобы ликвидировать отставание от стран Запада. В пособии дается анализ социально экономических реформ Александра II, С.Ю. Витте, П.А. Столыпина, характеризуются основные закономерности и противоречия российской дореволюционной экономики.

Издание 2-е, переработанное и дополненное в соответствии с новой исторической литературой.

Пособие предназначается для студентов и курсантов I курса всех специальностей.

Ил. I, табл. 2, список лит. - 28 названия.

 

Рецензенты: Ткачева Г.А. – канд.ист.наук, ст.науч.сотр. Института Истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН; Кулебякин Е.В. – доктор философских наук, профессор кафедры социологии Дальрыбвтуза.

 

Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет,

 

2009г.


ВВЕДЕНИЕ

 

Изучение Отечественной истории в высшей школе предполагает знакомство с основными сферами жизни общества: социально-экономической, политической, культурной. Из всего комплекса проблем российской истории особый интерес вызывает небольшой по времени, но насыщенный событиями период с середины XIX в. - до 1917 г. Именно в эти годы была предпринята попытке глубокого реферирования экономической и политической системы страны с целью превращения её в современное европейское государство. Наибольшей решительностью и последовательностью отличались преобра­зования в социально-экономической сфере.

Повышению интереса к социально-экономической истории в немалой степени способствует происходящая сейчас глубочайшая модернизация всех сторон жизни российского общества. Но на фоне серьёзных перемен в политической и культурно-психологической сферах отчетливо видно, что преобразование экономики идет не столь успешно и не всегда в соответствии с планами реформаторов. Чтобы объяснить это, полезно вспомнить вывод, сделанный французский специалистом по теории реформ М.Крозье о том, что «правители должны приспосабливаться к народу, которому они должны служить, а не народ должен подчиняться проектам и прихотям своих правителей» [29, с. 33].

Успешная модернизация сложнейшего экономического механизма возможна только в том случае, если общество хорошо будет представлять и учитывать специфику собственной экономики, знать историю её обновления, характер и причины неудач предыдущих попыток реформ. К сожалению, до последнего времени общество не могло в достаточной степени удовлетворять свой интерес к указанной проблеме. Нельзя сказать, что специалисты не обращались к экономической истории страны дореволюционного периода. Но эти исследования, как правило, касались отдельных ее периодов или отраслей хозяйства, рассматривали их изолированно друг от друга. Попытка взглянуть на социально-экономическую жизнь общества как на самостоятельный целостный механизм, в котором действуют свои законы, а каждая деталь зависит от соседних и в свою очередь определяет их, была сделана только в последнее время.

Объективному изучению российской экономики препятствовала и ложная концепция, утвердившаяся в советской историческойнауке. Согласно ей капитализм в России достиг достаточной
зрелости для того, чтобы общество могло осуществить социалис­тическую революцию. Живая действительность грубо подгонялась под эту
надуманную схему, игнорировался специфичный
многоукладный характер экономики. И, наконец, плохую службу
историкам сыграла предвзятость, многолетние стереотипы по
отношению к государственным деятелям, в разное время вырабатывавшим стратегию экономического развития. Деятельность одних из них, безусловно, признавалась прогрессивной (Петр I), других оценивались отрицательно (СЮ. Витте, П.А. Столыпин). Реальная роль каждого из политиков в процессе реформирования экономики стала исследоваться только в последнее время. К сожалению, не удалось избежать и новых стереотипов, когда прежние плюсы механически менялись на минусы и наоборот.

Современная историческая и научно-популярная литература уже содержит новые взгляды на социально-экономическое развитие России до 1917 г. Но в учебной литературе они отражены явно недостаточно. Данное пособие призвано восполнить этот недостаток. Оно преследует цель рассмотреть социально-экономическую жизнь нашего Отечества с середины XIX в. до начала XX в. в развитии; уяснить, как возникли основные проблемы в этой сфере, как их пытались решить, и к каким последствиям это приводило. Для достижения этой цели авторы анализируют основные особенности традиционной российской экономики, показывают, когда, какими методами и с каким эффектом проводилось её реформирование, вскрывают внутреннюю противоречивость возникшей социально-экономической системы. В период после 2005 г. данная проблема не пользуется достаточным вниманием исследователей.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал