![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Государственный строй. КонституцияСтр 1 из 55Следующая ⇒
Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ЗА РУБЕЖОМ Курс лекций Образование—Культур Издательство СЗАГС Санкт-Петербург 1998 Филиал. г. Новгород Государственное управление и государственная служба за рубежом: Курс лекций / под общ. ред. проф. В.В. Чубинского. — СПб.: издательство «Образование—Культура»; издательство СЗАГС, 1998. — 272 с. Печатается по решению Научно-издательского совета Северо-Западной академии государственной службы Соответствует требованиям государственного стандарта Курс лекций подготовлен на кафедре истории и мировой политики Северо-западной академии государственной службы. Авторский коллектив: д.и.н., проф. В.В.Чубинский (общая редакция и глава 3); к.и.н., доц. В.И.Морозов (глава 1 и первая часть главы 2); ст. преп. В.В.Волошин (вторая часть главы 2); к.и.н., доц. Л.И.Мещанинова (глава 4); д.и.н., проф. Ю.В.Егоров (глава 5); к.ф.н., доц. В. Р.Чаплинская (глава 6); к.и.н., доц. Ю.Н.Полохало (главы 7 и 8). В процессе становления российской демократической государственности и формирования отвечающей современным требованиям государственной службы важное место принадлежит изучению, анализу и использованию зарубежного опыта. Этот опыт может оказать немалую помощь в поисках оптимальных вариантов политических, правовых и организационных решений, способствующих созданию в России подлинно демократического общества. Предлагаемый курс лекций освещает основные вопросы истории, развития и деятельности органов государственного и муниципального управления и системы государственной службы ведущих стран мира. Издание может быть использовано при изучении курсов «Государственное и муниципальное управление», «Государственная служба», «Политология», «Новейшая история», «Конституционное право» и др. Оно рассчитано на преподавателей и студентов вузов, научных работников, учителей и всех; кому интересны проблемы государственного управления и государственной службы. © СЗАГС, издательство, 1998 © Издательство «Образование-Культура», 1998 Глава 1 СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ Государственный строй. Конституция Североамериканские штаты возникли первоначально как переселенческие колонии, находившиеся под властью британской короны. Очень скоро они стали своеобразным центром притяжения для тех, чью политическую и религиозную свободу, энергию и творчество подавляли господствовавшие в Европе феодально-монархические режимы. Люди, приезжавшие в Новый Свет преимущественно из Великобритании и Ирландии, вовсе не были склонны поступаться обретенной ими свободой. Попытки колониальных властей подавить бунтарство и свободолюбие привели к конфликту с британскими правителями. Ответом на притеснения стала освободительная антиколониальная война, начатая тринадцатью североамериканскими штатами и вошедшая в историю как американская революция. Эта война длилась с 1775 по 1783 г. и закончилась победой колонистов. Еще во время войны, 4 июля 1776 г., II Континентальный конгресс представителей Североамериканских колоний принял Декларацию Независимости. Сегодня Соединенные Штаты Америки — республика по форме правления и федерация по форме государственного устройства. Субъектами этой федерации в настоящее время являются 50 штатов. На особом правовом положении находятся федеральный округ Колумбия (где расположена столица США г. Вашингтон), а также территории, которыми по конституции США конгресс вправе распоряжаться наравне с «иной собственностью, принадлежащей Соединенным Штатам». Федеральный округ, в отличие от штатов, не имеет своего законодательного органа и управляется на основе законов, принимаемых конгрессом США; его жители избирают президентских выборщиков и 1 «делегата» с правом совещательного голоса в состав конгресса. Статус территорий в настоящее время имеют Виргинские острова. Восточное Самоа и остров Гуам. К «свободно присоединившимся к США государствам» относятся: Пуэрто-Рико, Федеративные штаты Микронезии, Маршалловы острова, Содружество Северных Марианских островов и Республика Белау. Американская конституция была разработана и принята Конституционным конвентом в Филадельфии (май — сентябрь 1787 г.). В работе Конвента приняли участие 55 делегатов от 12 (из 13 вошедших в состав США) штатов. Участников конвента принято именовать в США «отцами-основателями». Американская конституция является старейшей из действующих сегодня в мире конституций. Она отличается логичностью и ясностью построения, лаконизмом, не обременена излишней детализацией. Конституция США — первая конституция в истории, закрепившая демократический режим. Она отменила дворянские привилегии, зафиксировала представительное правление, равновесие и разделение властей, учредила эффективные законодательную, исполнительную и судебную власти. Год принятия конституции считается высшей точкой, кульминацией американской революции. Эта конституция оказала огромное воздействие на страны американского континента, народы которых боролись против колониального гнета. В текст конституции, утвержденный 17 сентября 1787 г. (конституция вступила в силу 4 марта 1789 г.), не были включены положения, гарантирующие политические, личные и процессуальные права граждан. Однако под давлением общественного мнения и демократически настроенных законодателей в штатах конгресс принял Билль о правах (первые 10 поправок к конституции), вступивший в силу в декабре 1791 г. В фундамент конституционной системы американского государства положено три основных политико-правовых принципа — разделение властей, федерализм и судебный конституционный надзор. Принцип разделения властей, реализуемый через систему «сдержек и противовесов», предполагает организационную независимость трех «ветвей» государственной власти — законодательной, исполнительной, судебной — и разграничение между ними соответствующих функций. На федеральном уровне ветви власти представлены конгрессом, президентом и Верховным судом. Принцип разделения властей предполагает также и определенное взаимодействие, в результате которого не допускалось бы усиление одной ветви власти за счет другой. Взаимодействие и взаимовлияние трех ветвей власти преследуют цель обеспечения стабильности государственных институтов. Федерализм — конституционный принцип, предполагающий относительно жесткое разграничение сфер компетенции федеральных властей и властей штатов, при этом значительная часть прав «суверенных» штатов передана федеральному правительству. Считаясь суверенными государственными образованиями, штаты на самом деле не обладают всеми атрибутами суверенитета: они лишены внешнеполитических полномочий; ограничена их власть в финансовой сфере; ни один штат не вправе изменить у себя форму правления, закрепленную конституцией США; штаты не имеют права на сецессию — выход из федерации по собственному волеизъявлению. Судебный конституционный надзор — третий принцип политической системы США — заключается в том, что суды имеют право признать не соответствующими конституции и тем самым недействительными законы конгресса и акты исполнительной власти. В случае, если суд объявляет какой-либо закон или акт противоречащим конституции, он автоматически теряет юридическую силу. Конституционный надзор является мощным средством приспособления конституции к меняющимся политическим и социально-экономическим условиям американского общества, орудием, с помощью которого судебная власть может воздействовать на законодательные и исполнительные органы и политический процесс в целом. Основной текст конституции — небольшой по объему документ. Он состоит из преамбулы и семи статей, в которых изложены цели принятия документа, описаны полномочия, структура, порядок формирования и работы высших органов власти и управления США. Поправки к конституции США принимаются с соблюдением очень сложных условий: вначале проект каждой поправки должен быть одобрен 2/3 голосов в каждой палате конгресса или (если этого потребуют законодательные органы 2/3 штатов) специальным конвентом, созванным конгрессом, а затем проект еще должен быть утвержден законодательными органами 3/4 штатов или (если это будет предложено конгрессом) конвентами 3/4 штатов. До настоящего времени первоначальный текст конституции США был дополнен всего 27 поправками (21-й поправкой отменялась 18-я). Первый цикл поправок — Билль о правах — содержит перечень демократических свобод, которыми пользуются граждане США. Первая поправка запрещает конгрессу издавать законы, ограничивающие свободу религиозных убеждений, слова и печати и право народа «мирно собираться и обращаться к правительству с петициями об удовлетворении жалоб». Вторая и третья поправки санкционируют создание милиции (ополчения), дают народу право носить оружие и запрещают в мирное время помещать солдат на постой без согласия домовладельца. Четвертая поправка запрещает нарушение прав народа на охрану личности, жилища, бумаг и имущества от необоснованных обысков и арестов и устанавливает порядок оформления ордеров на обыск или арест. Пятая, шестая, седьмая и восьмая поправки регулируют основные нормы судопроизводства исходя из принципов права каждого на законное судебное разбирательство, на суд присяжных, вызов свидетелей, помощь адвоката и пр. Запрещается наказывать человека дважды за одно и то же правонарушение и принуждать свидетельствовать против самого себя. Запрещаются жестокие наказания и чрезмерные штрафы. В девятой поправке говорится о том, что перечисление в конституции определенных прав не должно толковаться как отрицание или умаление других прав, сохраняемых народом, а в десятой подтверждается, что права, не предоставленные конституцией федерации и не запрещенные для отдельных штатов, сохраняются «за штатами или народом». В Билле о правах четко фиксируется положение о неприкосновенности частной собственности. В конце пятой поправки записано: «Никакая частная собственность не должна отбираться для общественного пользования без справедливого вознаграждения». Принятие Билля о правах имело большое прогрессивное значение. Это была важная победа демократических сил. Первые 10 поправок закрепляли широкие по тому времени демократические свободы и права американских граждан.
|