Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственный строй. Конституция






Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации

СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ЗА РУБЕЖОМ

Курс лекций

Образование—Культур Издательство СЗАГС Санкт-Петербург 1998

Филиал.

г. Новгород

Государственное управление и государственная служба за рубежом: Курс лекций / под общ. ред. проф. В.В. Чубинского. — СПб.: издательство «Образование—Культу­ра»; издательство СЗАГС, 1998. — 272 с.

Печатается по решению Научно-издательского совета Северо-Западной академии государственной службы

Соответствует требованиям государственного стандарта

Курс лекций подготовлен на кафедре истории и мировой политики Северо-западной академии государственной службы.

Авторский коллектив: д.и.н., проф. В.В.Чубинский (общая редакция и глава 3); к.и.н., доц. В.И.Морозов (глава 1 и пер­вая часть главы 2); ст. преп. В.В.Волошин (вторая часть гла­вы 2); к.и.н., доц. Л.И.Мещанинова (глава 4); д.и.н., проф. Ю.В.Егоров (глава 5); к.ф.н., доц. В. Р.Чаплинская (глава 6); к.и.н., доц. Ю.Н.Полохало (главы 7 и 8).

В процессе становления российской демократической го­сударственности и формирования отвечающей современным требованиям государственной службы важное место принад­лежит изучению, анализу и использованию зарубежного опыта. Этот опыт может оказать немалую помощь в поисках опти­мальных вариантов политических, правовых и организацион­ных решений, способствующих созданию в России подлинно демократического общества.

Предлагаемый курс лекций освещает основные вопросы ис­тории, развития и деятельности органов государственного и муниципального управления и системы государственной служ­бы ведущих стран мира. Издание может быть использовано при изучении курсов «Государственное и муниципальное управление», «Государственная служба», «Политология», «Новей­шая история», «Конституционное право» и др. Оно рассчита­но на преподавателей и студентов вузов, научных работников, учителей и всех; кому интересны проблемы государственного управления и государственной службы.

© СЗАГС, издательство, 1998 © Издательство «Образование-Культура», 1998

Глава 1 СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ

Государственный строй. Конституция

Североамериканские штаты возникли первоначально как переселенческие колонии, находившиеся под властью британ­ской короны. Очень скоро они стали своеобразным центром притяжения для тех, чью политическую и религиозную сво­боду, энергию и творчество подавляли господствовавшие в Европе феодально-монархические режимы. Люди, приезжав­шие в Новый Свет преимущественно из Великобритании и Ирландии, вовсе не были склонны поступаться обретенной ими свободой. Попытки колониальных властей подавить бунтарство и свободолюбие привели к конфликту с британ­скими правителями. Ответом на притеснения стала осво­бодительная антиколониальная война, начатая тринадцатью североамериканскими штатами и вошедшая в историю как американская революция. Эта война длилась с 1775 по 1783 г. и закончилась победой колонистов. Еще во время войны, 4 июля 1776 г., II Континентальный конгресс представителей Североамериканских колоний принял Декларацию Незави­симости.

Сегодня Соединенные Штаты Америки — республика по форме правления и федерация по форме государственного устройства. Субъектами этой федерации в настоящее время являются 50 штатов. На особом правовом положении на­ходятся федеральный округ Колумбия (где расположена сто­лица США г. Вашингтон), а также территории, которыми по конституции США конгресс вправе распоряжаться наравне с «иной собственностью, принадлежащей Соединенным Штатам». Федеральный округ, в отличие от штатов, не имеет своего за­конодательного органа и управляется на основе законов, при­нимаемых конгрессом США; его жители избирают президент­ских выборщиков и 1 «делегата» с правом совещательного голоса в состав конгресса. Статус территорий в настоящее вре­мя имеют Виргинские острова. Восточное Самоа и остров Гуам. К «свободно присоединившимся к США государствам» относятся: Пуэрто-Рико, Федеративные штаты Микронезии, Маршалловы острова, Содружество Северных Марианских ос­тровов и Республика Белау.

Американская конституция была разработана и принята Конституционным конвентом в Филадельфии (май — сентябрь 1787 г.). В работе Конвента приняли участие 55 делегатов от 12 (из 13 вошедших в состав США) штатов. Участни­ков конвента принято именовать в США «отцами-основате­лями».

Американская конституция является старейшей из действу­ющих сегодня в мире конституций. Она отличается логично­стью и ясностью построения, лаконизмом, не обременена из­лишней детализацией.

Конституция США — первая конституция в истории, закре­пившая демократический режим. Она отменила дворянские привилегии, зафиксировала представительное правление, рав­новесие и разделение властей, учредила эффективные зако­нодательную, исполнительную и судебную власти. Год при­нятия конституции считается высшей точкой, кульминацией американской революции. Эта конституция оказала огромное воздействие на страны американского континента, народы которых боролись против колониального гнета.

В текст конституции, утвержденный 17 сентября 1787 г. (конституция вступила в силу 4 марта 1789 г.), не были вклю­чены положения, гарантирующие политические, личные и процессуальные права граждан. Однако под давлением обще­ственного мнения и демократически настроенных законода­телей в штатах конгресс принял Билль о правах (первые 10 по­правок к конституции), вступивший в силу в декабре 1791 г.

В фундамент конституционной системы американского государства положено три основных политико-правовых прин­ципа — разделение властей, федерализм и судебный консти­туционный надзор.

Принцип разделения властей, реализуемый через систему «сдержек и противовесов», предполагает организационную независимость трех «ветвей» государственной власти — зако­нодательной, исполнительной, судебной — и разграничение между ними соответствующих функций. На федеральном уров­не ветви власти представлены конгрессом, президентом и Вер­ховным судом. Принцип разделения властей предполагает так­же и определенное взаимодействие, в результате которого не допускалось бы усиление одной ветви власти за счет другой. Взаимодействие и взаимовлияние трех ветвей власти пресле­дуют цель обеспечения стабильности государственных инсти­тутов.

Федерализм — конституционный принцип, предполагаю­щий относительно жесткое разграничение сфер компетенции федеральных властей и властей штатов, при этом значитель­ная часть прав «суверенных» штатов передана федеральному правительству. Считаясь суверенными государственными обра­зованиями, штаты на самом деле не обладают всеми атрибута­ми суверенитета: они лишены внешнеполитических полномо­чий; ограничена их власть в финансовой сфере; ни один штат не вправе изменить у себя форму правления, закрепленную конституцией США; штаты не имеют права на сецессию — выход из федерации по собственному волеизъявлению.

Судебный конституционный надзор — третий принцип по­литической системы США — заключается в том, что суды име­ют право признать не соответствующими конституции и тем самым недействительными законы конгресса и акты испол­нительной власти. В случае, если суд объявляет какой-либо закон или акт противоречащим конституции, он автоматиче­ски теряет юридическую силу. Конституционный надзор яв­ляется мощным средством приспособления конституции к меняющимся политическим и социально-экономическим усло­виям американского общества, орудием, с помощью которо­го судебная власть может воздействовать на законодательные и исполнительные органы и политический процесс в целом.

Основной текст конституции — небольшой по объему до­кумент. Он состоит из преамбулы и семи статей, в которых изложены цели принятия документа, описаны полномочия, структура, порядок формирования и работы высших органов власти и управления США.

Поправки к конституции США принимаются с соблю­дением очень сложных условий: вначале проект каждой поправки должен быть одобрен 2/3 голосов в каждой палате конгресса или (если этого потребуют законодательные орга­ны 2/3 штатов) специальным конвентом, созванным конгрес­сом, а затем проект еще должен быть утвержден законодатель­ными органами 3/4 штатов или (если это будет предложено конгрессом) конвентами 3/4 штатов. До настоящего времени первоначальный текст конституции США был дополнен все­го 27 поправками (21-й поправкой отменялась 18-я).

Первый цикл поправок — Билль о правах — содержит пе­речень демократических свобод, которыми пользуются граж­дане США. Первая поправка запрещает конгрессу издавать за­коны, ограничивающие свободу религиозных убеждений, слова и печати и право народа «мирно собираться и обращаться к правительству с петициями об удовлетворении жалоб». Вто­рая и третья поправки санкционируют создание милиции (ополчения), дают народу право носить оружие и запрещают в мирное время помещать солдат на постой без согласия до­мовладельца. Четвертая поправка запрещает нарушение прав народа на охрану личности, жилища, бумаг и имущества от необоснованных обысков и арестов и устанавливает порядок оформления ордеров на обыск или арест. Пятая, шестая, седьмая и восьмая поправки регулируют основные нормы судо­производства исходя из принципов права каждого на закон­ное судебное разбирательство, на суд присяжных, вызов сви­детелей, помощь адвоката и пр. Запрещается наказывать человека дважды за одно и то же правонарушение и принуж­дать свидетельствовать против самого себя. Запрещаются же­стокие наказания и чрезмерные штрафы. В девятой поправке говорится о том, что перечисление в конституции определен­ных прав не должно толковаться как отрицание или умаление других прав, сохраняемых народом, а в десятой подтверждает­ся, что права, не предоставленные конституцией федерации и не запрещенные для отдельных штатов, сохраняются «за шта­тами или народом».

В Билле о правах четко фиксируется положение о непри­косновенности частной собственности. В конце пятой поправ­ки записано: «Никакая частная собственность не должна от­бираться для общественного пользования без справедливого вознаграждения».

Принятие Билля о правах имело большое прогрессивное значение. Это была важная победа демократических сил. Пер­вые 10 поправок закрепляли широкие по тому времени де­мократические свободы и права американских граждан.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал