Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правительство. Центральная исполнительная власть представлена органом, состоящим из министров, — правительством Ее Величества во главе с премьер-министром






Центральная исполнительная власть представлена органом, состоящим из министров, — правительством Ее Величества во главе с премьер-министром. Фактически главную роль в управ­лении государством играют правительство и премьер-министр.

Отдельные вопросы организации и деятельности правитель­ства регулируют следующие основные нормативные акты:

Акты о министрах Короны 1937 г., 1964 г., 1975 г.; Акт о пе­редаче полномочий министров Короны 1946 г.; Акты о дис­квалификации депутатов палаты общин 1957 г. и 1975 г.; Акт о государственных документах 1967 г.; Акт о жалованье ми­нистров 1972 г.

Порядок формирования правительства основывается глав­ным образом на конституционных соглашениях. Новое пра­вительство формируется после каждых парламентских выбо­ров. Королева назначает премьер-министром лидера партии, получившей абсолютное большинство мандатов в палате об­щин. Поскольку каждая партия имеет заранее избранного ли­дера, никого другого на этот пост королева назначить не мо­жет. Если же ни одна из партий не получила абсолютного большинства (что в Великобритании случается довольно ред­ко), королева проводит консультации с лидерами партий и, выслушав их советы и предложения, сама принимает реше­ние. После назначения премьер-министра королева по его предложению назначает остальных членов кабинета и всего правительства.

Если премьер-министр уходит в отставку в период между парламентскими выборами, его преемник назначается коро­левой после того, как партия, располагающая большинством голосов в палате общин, изберет нового официального лиде­ра. Новый премьер-министр, даже если он принадлежит к той же партии, что и его предшественник, формирует новый ка­бинет. Поражение на выборах влечет коллективную отставку правительства. Что касается королевской прерогативы уволь­нения премьер-министра, то с 1783 г. монархи ею не пользо­вались.

Должность премьер-министра возникла как результат кон­ституционного соглашения. До настоящего времени его пол­номочия и фактическая роль определяются неписаным пра­вом, а также зависят от политических обстоятельств.

Согласно обычаю, премьер-министр носит титул первого лорда казначейства, а с 1968 г. занимает должность министра гражданской службы. В исключительных случаях на премьер-министра возлагается непосредственное руководство каким-либо крупным министерством. Например, Гарольд Вильсон возглавлял министерство экономики с 1967 по 1968 г. сов­местно с соответствующим государственным секретарем.

Премьер-министр играет ведущую роль в кабинете и пра­вительстве, осуществляя руководство их деятельностью, а также руководство основными министерствами и центральными ведомствами. Он является главным советником королевы, представляет ей для зачтения в парламенте тронную речь, слу­жащую программой правительства, выполняет представитель­ские функции в международных отношениях. Премьер-ми­нистр устанавливает круг вопросов, подлежащих рассмотрению кабинетом и правительством, определяет их общую полити­ческую стратегию, руководит работой комитетов, дает реко­мендации монарху относительно состава кабинета, решает воп­рос об увольнении министров и об отставке правительства, направляет правотворческую деятельность кабинета. Для современной Великобритании характерно возрастание роли премьер-министра в принятии политических решений и огра­ничение коллегиальных форм деятельности кабинета. Безус­ловно признается, что он вправе вмешиваться в любую область управления. Практика свидетельствует, что премьер-министр играет ведущую роль прежде всего в области внешних сно­шений, экономической политики и в других наиболее важ­ных сферах государственной жизни.

Премьер-министр осуществляет ряд прерогатив монарха от его имени: назначает высших чиновников государства, созы­вает и распускает парламент, объявляет войну и заключает мир. Английское право не содержит специальных требований к кандидату на пост премьер-министра. Лицо, претендующее на эту должность, должно быть совершеннолетним, британ­ским подданным, членом парламента (обычно — членом па­латы общин).

Для обеспечения эффективной деятельности главы прави­тельства используется личный секретариат премьер-министра, который не имеет постоянного состава. Премьер-министр мо­жет создавать в структуре этого органа новые звенья. Секре­тариат премьер-министра включает лиц, являющихся граждан­скими служащими — чиновниками высшего ранга. В его функции входит ведение переписки, поддержание связи с чле­нами кабинета, с отдельными министерствами и ведомства­ми, подготовка информационных и аналитических материа­лов. В личном секретариате премьер-министра существует должность секретаря по связи с общественностью, на которого возлагаются обязанности выступать с публичными заявлени­ями о политике правительства, встречаться с журналистами, проводить пресс-конференции.

В отличие от других стран, внутри правительства Велико­британии формируется и действует кабинет министров с бо­лее узким составом. Таким образом, термины «правительство» и «кабинет» не равнозначны. В правительство входят все ми­нистры, тогда как кабинет — это организационно обособлен­ная часть правительства, играющая особо важную роль.

Кабинет является органом, структуру и компетенцию ко­торого в значительной мере определяют конституционные соглашения. Жесткие правила, касающиеся его состава, функ­ций и процедуры деятельности, отсутствуют. Кабинет вклю­чает министров, возглавляющих самые важные министерства. На его регулярных заседаниях обсуждаются наиболее актуаль­ные вопросы государственной жизни, принимаются решения, которые затем реализуются членами правительства. Посколь­ку существует различие понятий «правительство» и «кабинет», постольку сложилось и деление министров на две группы:

министры — члены кабинета и министры — не члены каби­нета. Число министров законодательно не определено, обыч­но оно колеблется от 75 до 80 человек. Численный состав пра­вительства устанавливается премьер-министром.

В правительстве полного состава можно выделить четыре категории министров: 1) министры, возглавляющие министер­ства, именуемые, как правило, государственными секретарями (некоторые министры сохраняют исторические наименования, как, например, канцлер казначейства, лорд-канцлер); 2) ми­нистры, не являющиеся главами министерств, т.е. министры без портфеля, а также члены правительства, занимающие тра­диционные должности — лорд-хранитель печати, канцлер гер­цогства Ланкастерского; 3) государственные министры, явля­ющиеся фактически заместителями глав министерств или гла­вами крупных функциональных подразделений министерств (в министерствах обороны, окружающей среды и др.); 4) млад­шие министры — парламентские секретари, обеспечивающие связи министров с парламентом. В крупных министерствах имеется обычно несколько парламентских секретарей. В со­став правительства входят также младшие министры казна­чейства.

Что касается состава кабинета, то он определяется лично премьер-министром, и обычно число министров в нем колеб­лется от 16 до 24 человек, считая и самого премьера. В каби­нет обязательно входят лорд-канцлер, канцлер казначейства (министр финансов), государственные секретари внутренних и иностранных дел, обороны, торговли. Премьер-министр группирует вокруг себя нескольких министров, занимающих особое положение в кабинете в силу важности возглавляемых ими ведомств. Таким образом, в каждом кабинете обычно складывается своеобразный «внутренний кабинет», представ­ляющий собой неформальную группу министров, пользую­щихся особым доверием премьер-министра. Они принимают наиболее активное участие в заседаниях кабинета и оказыва­ют влияние на принятие решений. Те министры, которые не входят в состав кабинета, могут присутствовать на его засе­даниях только тогда, когда их специально приглашают для рас­смотрения того или иного вопроса.

Английское статутное право не содержит норм, опреде­ляющих полномочия кабинета. Фактически в настоящее вре­мя в его компетенцию входят общее руководство исполни­тельным аппаратом в соответствии с политикой, предписанной парламентом; координация деятельности министерств и ве­домств; определение основных направлений государственной политики; участие в подготовке законопроектов для рассмот­рения в парламенте, а также принятие актов, относящихся к компетенции самого кабинета. Значительное место в деятель­ности кабинета принадлежит руководству системой централь­ных органов управления. Он определяет основные направле­ния их работы, разрешает спорные вопросы между ними. В деятельности отдельных членов кабинета большая роль отво­дится руководству возглавляемыми ими министерствами. Ми­нистр несет ответственность за политику министерства, вы­ступает в палате общин по вопросам, относящимся к сфере его деятельности, проводит межминистерские переговоры в кабинете.

Работа кабинета организуется аппаратом, в который вхо­дит ряд органов: секретариат, центральная статистическая служба и др. Структура аппарата может меняться в зависи­мости от личного усмотрения премьер-министра, имеющего право создавать в ней новые посты и подразделения. Под об­щим руководством премьер-министра секретариат координи­рует деятельность правительства и кабинета, включая комите­ты. Секретариат составляет доклады для премьер-министра, готовит совместно с ним повестку дня и другие материалы для заседаний кабинета, ведет протоколы заседаний кабине­та и комитетов, рассылает документы и решения кабинета и комитетов министрам, контролирует выполнение министер­ствами решений кабинета. Он имеет право запросить у ми­нистров любые необходимые документы для получения ин­формации по различным вопросам.

Деятельность британского кабинета носит закрытый харак­тер. Акт «О государственных документах» 1967 г. запрещает ознакомление общественности с протоколами кабинета в те­чение тридцати лет. Члены кабинета, являющиеся одновре­менно членами Тайного Совета, приносят присягу, которая включает обещание не разглашать информацию, связанную с деятельностью кабинета.

При кабинете действует ряд постоянных комитетов по ос­новным направлениям государственной политики, но могут создаваться и специальные комитеты в связи с возникнове­нием острой политической ситуации, по экстренным вопро­сам и т.п. Число комитетов определяется премьер-министром. Он же решает вопросы о создании и ликвидации комитетов, их структуре, составе и сфере деятельности. Обычно функ­ционирует около 20 постоянных комитетов и значительно большее число комитетов ad hoc («только для этого случая»). Вспомогательную работу по их обслуживанию осуществляют сотрудники секретариата кабинета. Председателем наиболее значимых комитетов является сам премьер-министр, в дру­гие комитеты он назначает председателей. Важнейшими являются комитеты по вопросам обороны и иностранных дел, экономической стратегии, внутренней политики, законода­тельства. Комитеты занимаются предварительной подготовкой ключевых вопросов государственной политики, обсуждаемых на заседаниях кабинета, они также координируют деятельность различных ведомств при решении задач, затрагивающих сфе­ры их деятельности. В ряде случаев комитеты сами выносят решения от имени кабинета. Такая практика была введена в середине 60-х годов.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал