Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Органы судебной власти и конституционного надзора
Важнейшим органом судебной власти в Германии является Федеральный конституционный суд (ФКС), находящийся в городе Карлсруэ (земля Баден-Вюртемберг). ФКС — блюститель Основного закона, самостоятельный и независимый федеральный орган власти, имеющий равные права с другими федеральными органами. Впервые судебный орган с подобными полномочиями был создан в 1949 г. ФКС состоит из двух сенатов, каждый из которых обладает строго определенными полномочиями: 1) «Сенат по основным правам» рассматривает конституционные жалобы и принимает решения по процедуре контроля за действием применяемых норм; 2) «Сенат по государственному праву» принимает решения по вопросам государственной организации. Деятельность суда и его сенатов регламентируется специальным законодательством о ФКС. Судьи обоих сенатов избираются наполовину бундестагом и наполовину бундесратом и назначаются на должность Федеральным президентом. Они должны быть не моложе 40 лет и иметь соответствующую квалификацию. Они не имеют права быть одновременно членами бундесрата или бундестага, Федерального правительства или правительства земельного уровня. В каждый сенат избирается по 8 человек на срок 12 лет (без права повторного выбора). ФКС принимает решения относительно толкования Основного закона в случае возникновения споров о компетенции высших федеральных органов. Он решает, действуют ли высшие органы законодательной и исполнительной власти в рамках функций и полномочий, предписанных им Основным законом. ФКС осуществляет правовой контроль за выявлением степени соответствия конституции принятых парламентом страны или какой-либо земли законов. Контроль проводится по запросу Федерального правительства, земельного правительства, либо одной трети членов бундестага. ФКС решает также споры между Федерацией и землями по вопросам разграничения полномочий в области законодательства. Подавляющее большинство дел, рассматриваемых ФКС, составляют так называемые конституционные жалобы, поступающие от граждан в связи с нарушением их конституционных прав. Подавать такие жалобы могут и юридические лица, в том числе общины и объединения общин, в связи с нарушением их права на самоуправление. Прежде чем подавать жалобу в конституционный суд, заявитель должен использовать все другие способы правовой защиты. Чтобы избежать перегрузки ФКС и затягивания принятия решений, при обоих сенатах созданы палаты, правомочные рассматривать конституционные жалобы. Решения в палатах должны приниматься единогласно. Решения ФКС обязательны к исполнению конституционными органами Федерации и земель, всеми судами и ведомствами. Решения же, касающиеся проверки соответствия принимаемых законов Основному закону, сами имеют силу закона и публикуются в «Федеральном вестнике законов». В целом Федеральный конституционный суд призван обеспечить равновесие трех властей: законодательной, исполнительной и судебной, равновесие между государством и гражданином. Кроме ФКС, к судебной власти на уровне Федерации относятся также федеральные суды, занимающиеся специальными вопросами: Федеральный верховный суд (по гражданским и уголовным делам); Федеральный финансовый суд; Федеральный административный суд; Федеральный суд по трудовым делам; Федеральный суд по социальным делам. Их задачи заключаются главным образом в обеспечении единства всей судебной практики в ФРГ, кроме того, они являются высшими судебными инстанциями для каждой сферы судебного производства. Земли создают суды первой и второй (апелляционной) инстанции.
|