Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Построение физиологической кривой
Оценка двигательной активности детей на занятии физической культурой проводится путем вычисления общей и моторной плотности. Общая (педагогическая) плотность занятия, т.е. отношение целесообразно затраченного времени на обучение и воспитание к общей длительности занятия. Это полезная часть занятий, выражаемая в процентах, по отношению к общей его продолжительности, принятой за 100%.
Таким образом, при определении общей плотности исключается время, затраченное на подготовку зала, расстановку и уборку оборудования, на вынужденное ожидание очереди. Общая плотность занятий в зале должна быть не ниже 80-90%, а на воздухе - 90-95%. Моторная плотность, т.е. отношение времени, затраченного занимающимися на выполнение физических упражнений, к общей длительности занятия. В младших группах не менее 60% (элемент обучения с объяснением, показом и контролем выполнения более продолжителен), в старших группах - до 80%. При занятиях на участке, особенно в холодное время года -до 90%.
Физическая нагрузка определяется по динамике пульса. Правильно построенное занятие с достаточной степенью нагрузки характеризуется его учащением после вводной части не менее чем на 20-25%, после ОРУ - не менее чем на 50%, после ОВД - не менее чем на 25%, после подвижной игры - 70-90 и даже до 100%. В конце занятий пульс либо восстанавливается до исходного уровня, либо превышает его на 15-20%. Наглядно иллюстрирует сдвиги пульса в процессе занятия физиологическая кривая. Для снятия данных пульса необходимо выбрать ребенка для наблюдения и объяснить ему, что как только взрослый, проводящий исследование, сделает ему знак, он должен подойти для снятия показаний. Следует помнить, что эмоции детей в значительной степени могут определить частоту сердечных сокращений. Поэтому этот взрослый должен быть хорошо знаком ребенку. До начала занятий измеряется пульс в покое. В дальнейшем измерения могут вести двумя способами: а) пульс измеряется каждый пять минут занятия; б) пульс измеряется по мере смены деятельности (после вводной части, после ОРУ, после ОВД, после подвижной игры, после заключительной части, спустя 3-4 минуты после занятия). Необходимым условием снятия данных является запись деятельности, которой занимался ребенок в этот момент (см. Таблица 3). Пульс принято считать за 10 секунд и умножать полученное число на 6. Однако следует помнить, что у ребенка пульс прослушивается плохо. Поэтому взрослый, проводящий исследование, должен хорошо владеть методикой определения пульса, так как при неправильном подсчете за 10 секунд ошибка при переведении в минуту увеличится в 6 раз. Определение средней частоты сердечных сокращений используется для выявления тренирующего эффектазанятия физической культурой. Этот показатель рассчитывается путем суммирования ЧСС по окончанию вводной части, ОРУ, обучения ОВД, подвижной игры, заключительной части и деления этой суммы на количество замеров. Тренирующий эффект обеспечивают занятия, если у детей средняя ЧСС в минуту не менее 130-140 ударов (дети 3-4 лет), в старших группах - не менее 140-150 ударов. Нормальная нагрузка на занятии - 3-4 минут после занятия ЧСС в норме. Высокая нагрузка - 3-5 минут после занятия пульс не восстанавливается.
|