Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Технология разработки кодекса фирмы
Кодекс фирмы — свод взаимосвязанных правил труда, поведения, отношений, в своей совокупности образующий договорной порядок фирмы – действует наряду с административно-правовым порядком; в отличие от последнего не имеет юридической силы, а выступает «моральным контрактом» между предприятием и сотрудниками. Существует общечеловеческий моральный кодекс, включающий в себя 10 заповедей, прописанных в Библии: «Не убий!», «Не укради»» и т.д., а «золотое правило общения», сформулированное в Новом завете, гласит: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте с ними...». Кодекс поведения организации включает в себя официальные и неофициальные положения, ценности конкретной организационной культуры и практику повседневной деятельности персонала. Объем кодекса может быть от 1 до 100 страниц текста. Кодекс фирмы может быть: – общим, касающимся всей системы деятельности предприятия; – специальным, т.е. касаться отдельных вопросов жизни предприятия: Кодекс качества, Кодекс работы с клиентом, Кодекс доверия и т.п.; – частным – Кодекс обязательности, Кодекс совещаний. Кодекс фирмы выполняет три основные функции: – интеграция компании. – формирование ожидаемых норм жизнедеятельности коллектива, спонтанно регулирующих фактическое поведение (привычки, традиции). Кодекс декларирует требуемые правила – облегчение и ускорение адаптации новичков, помочь новым сотрудникам понять и принять культуру организации, освоиться в ней.
Типичные ошибки при формулировании правил Кодекса: – сведение их к лозунгам, абстрактным и ничего практически не означающим; – повторение в них того, что и так все делают; – фактическая непроверяемость их действенности; – завышенные требования, которым большинство не в силах соответствовать.
При исследовании организационной культуры можно выделить структурные элементы, характеризующие с одной стороны культуру производства, а с другой – культуру отношений (рис.2). Анализ материальной культуры и организации производства основан на анализе материально-технической базы предприятия, в основном – состоянии и использовании основных фондов, их физического и морального износа, использования оборудования по времени и мощности.
Рис. 2. Содержание организационной культуры
Анализ организации управления производством характеризуется ритмичностью производства, качеством выполненной работы, безопасностью труда и другими показателями. Анализ организации труда характеризует объективные условия труда и субъективные факторы, определяющие поведение человека в производственной деятельности: организация рабочих мест, рационализация приемов труда, нормирование труда, условия труда, состояние дисциплины труда. Исследование культуры отношений в коллективе дает качественную характеристику и включает в себя: 1) исследование культуры управления; 2) исследование культуры межличностных отношений (коммуникаций); 3) исследование культуры работника. Исследование культуры управления заключается в определении стиля руководства, профессионального гуманизма, восприятия персонала как достояния фирмы, осознания миссии организации, повышения уровня мотивации труда и т.д. Культура межличностных отношений – это определение социально-психологического климата, наличия чувства коллективизма, взаимопонимания, разделения всеми работниками ценностей и убеждений компании и др. Исследование культуры работника представляет определение особенностей его поведения, ценностной ориентации, культуры чувств, профессиональных деловых и личных качеств и др.
ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ 8
|