Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Исследование психологического климата в организации
Данное исследование представлено в двух вариантах и предлагается студентам на выбор Вариант № 1 - по Фидлеру (см. Приложение 8) Инструкция по проведению исследования Студентами проводится опрос сотрудников предприятия для исследования психологической атмосферы в группе по Фидлеру. Необходимо раздать каждому сотруднику изучаемого предприятия/отдела анкету (приложение 8 ), через 10 минут заполненные анкеты должны быть собраны, обработаны, и, как результат, сделаны выводы о путях улучшения атмосферы в коллективе. Ключ к анкете В основе исследования лежит метод семантического дифференциала. При этом методе измеряемые объекты (понятия, персонажи и т. п.) оцениваются с помощью биполярных (двухполюсных) шкал. Полюсы шкал задаются в форме слов (например, «хороший – плохой»). Шкала проградуирована, разделена на отрезки, которым присвоены баллы. Таких отрезков может быть 3, 5, 7 или более. Субъект отражает свое мнение или полученные научные результаты путем проставления точки на шкале, показывая, таким образом, к какому полюсу ближе качество объекта: он скорее хороший, чем плохой, или наоборот. Ниже представлен бланк, который нужно заполнить. Ответ по каждому из 10 пунктов шкалы оценивается слева направо в пределах от 1 до 8 баллов. Чем левее расположен знак «V», тем ниже балл, тем благоприятнее атмосфера в коллективе, по мнению отвечающего. Итоговый показатель колеблется от 10 (наиболее положительная оценка) до 80 (наиболее отрицательная). На основании индивидуальных профилей или мнений создается средний профиль, который и характеризует психологическую атмосферу в коллективе (рассчитывается среднее арифметическое по каждому элементу дифференциала, а затем они складываются). Можно также сложить все полученные оценки по всем элементам и бланкам и разделить на количество опрашиваемых. Методика допускает анонимное обследование, а это повышает надежность ее результатов. Надежность увеличивается и при сочетании данной методики с социометрией и другими методами исследования социально-психологического климата в коллективе. Обработайте анкеты и предложите мероприятия по улучшению психологической атмосферы в группе. Вариант № 2 - тест «Определение психологического климата в организации» Инструкция по проведению исследования Студентами проводится опрос сотрудников предприятия для исследования психологического климата в организации. Необходимо раздать каждому сотруднику изучаемого предприятия/отдела анкету (см. приложение 9), заполненные анкеты должны быть собраны, обработаны, и, как результат, сделаны выводы о путях улучшения атмосферы в коллективе. Ключ к анкете После проведения опроса данные обрабатываются исследователем. Все суждения, кроме контрольных 10, 18, 29, 37, показывают степень развития коллектива, а, следовательно, и социально-психологического климата в нем. Эти характеристики таковы: - ответственность (1, 11, 13, 19, 33, 38); - коллективизм (5, 14, 24, 30, 34); - сплоченность (6, 15, 20, 39, 43); - контактность (2, 7, 21, 26, 31, 40, 45); - открытость (3, 8, 22, 27, 35); - организованность (9, 12, 16, 28, 36, 41); - информированность (4, 17, 23, 32, 42, 44).
|