Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Каналы распределения продукта.
Каким образом произведенные фирмой продукты поступают к конечному потребителю (пациенту)? В рыночной экономике эту функцию выполняет канал распределения - совокупность фирм или отдельных лиц, к которым последовательно переходит собственность на продукт на его пути от производителя к потребителю. Частью канала распределения могут быть также агенты, сами не являющиеся собственниками, но производящие сделки купли-продажи продукта по поручению и от имени его собственника. Другими словами, внутри канала распределения товар постоянно меняет владельца. Основными субъектами каналов распределения выступают оптовые и розничные торговые фирмы. И оптовые, и розничные фирмы могут становиться собственниками продаваемых ими препаратов, а могут действовать в качестве агентов собственника. Например, аптека может заключить с оптовиком договор комиссии. В этом случае владельцем препарата остается оптовик, аптека получает его лишь на реализацию, но после того, как товар продан, передает выручку оптовику, оставив себе лишь комиссионное вознаграждение. Работа через агентов повышает степень влияния собственника на судьбу товара, но одновременно увеличивает и его риски. Так, если некий новый товар вызывает у аптеки сомнения в том, что его удастся продать, оптовик может преодолеть их, заключив договор комиссии. Теперь, если ЛС не будет реализовано, аптека не понесет никаких потерь. Таким образом, оптовик получает возможность добиться своего, но сам же и пострадает, если на препарат все же не найдется покупателя. В зависимости от числа вовлеченных участников каналы распределения принято подразделять на несколько уровней. 1. Канал нулевого уровня предполагает продажу товара производителем непосредственно потребителю. В цепочке движения товара нет посредников (отсюда происходит и название - «нулевой»), поэтому его также называют каналом прямой продажи. Распространены несколько основных разновидностей каналов нулевого уровня: · Торговля вразнос. Эта разновидность используется в основном производителями БАД, в рамках так называемого сетевого или многоуровневого маркетинга (его часто обозначают также английской аббревиатурой MLM — multilevel marketing). Основное достоинство многоуровневого маркетинга - живое общение агента с покупателем, позволяющее оказать на последнего сильнейшее психологическое воздействие. · Непосредственные поставки производителями больницам и поставки по государственным тендерам (например, для нужд армии). · Посылочная торговля. Вариантом посылочной торговли можно считать продажи через телевизионные магазины и горячие линии. Одноуровневый канал называется так потому, что между производителем и потребителем действует один посредник. Такой канал предполагает передачу ЛС по цепочке: производитель - аптека (розница) - потребитель. 2. В большинстве случаев на смену одноуровневым каналам пришли двухуровневые каналы. В их рамках реализуется цепочка с двумя посредниками: производитель - оптовик - розница - потребитель. Другими словами, по сравнению с одноуровневым каналом добавляется еще одно звено - оптовая торговая фирма. В мировой фармацевтике именно такая форма организации канала распределения является преобладающей. В России двухуровневые каналы являются распространенными, но не единственными. 3. Значительную роль играют также трехуровневые каналы, в которых в цепочке функционируют уже два оптовика производитель - оптовик №1 - оптовик №2 - розница - потребитель. 4. Порой же оптовиков бывает еще больше. В таких случаях говорят о N-уровневых каналах: производитель- оптовик №1 -... - оптовик №N - розница - потребитель. Для производителя оптовик – это решение проблемы сбыта. Можно утверждать, что оптовые фирмы выполняют на рынке важнейшие функции: - обеспечивают необходимый ассортимент для розничной торговли, - аккумулируют или консолидируют спрос, позволяя нормально функционировать производителям. Однако и оптовик, и «розница» - это независимые предприятия. Их цели состоят отнюдь не в том, чтобы реализовать продукцию данного производителя, а в том, чтобы реализовать такую продукцию, которая принесёт им наибольшую торговую прибыль. Поэтому оптовик вполне может взять на реализацию продукцию другого производителя. А «розница» может выбрать себе другого оптовика. Цепочка товародвижения и в том, и в другом случае прервётся. Следует обратить внимание на два обстоятельства: · Опасность возникновения подобных проблем тем выше, чем больше посредников в цепочке товародвижения. В каналах нулевого уровня она практически отсутствует: сбывая товар непосредственно потребителю, производитель в собственных интересах будет самым активным образом добиваться его реализации. Одноуровневые каналы включают одного посредника, следовательно, опасность конфликта интересов между ним и производителем существует. Однако производитель и посредник находятся в непосредственном контакте, а значит, проблему легко диагностировать и устранить. В каналах второго и большего уровней цепочка товародвижения становится непрозрачной для производителя. Он знает лишь, охотно или нет берет его товар первый из посредников. Но установить, связаны ли трудности реализации товара с объективным отсутствием спроса или с нерадивостью кого-то из посредников, ему очень непросто. · Второе обстоятельство состоит в том, что сопротивление в цепочке товародвижения будет тем больше, чем менее известным и «ходовым» является продвигаемый препарат. Если продукт пользуется большим спросом, оптовики и «розница» сами заинтересованы в его приобретении и продвижении. Продукт будет «уходить», принося торговым организациям прибыль практически без всяких усилий с их стороны. Иная ситуация складывается с малоизвестным новым товаром. Если нет каких-то конкретных причин ожидать благоприятного развития событий, торговые фирмы будут опасаться, что данный товар ляжет мертвым грузом на полках. Необходимость недопущения конфликтов в канале распределения заставляет производителя принимать меры по восстановлению единства мотивации всех участников канала по их превращению в единую команду. Существуют две основные стратегии: Pull-стратегия и Push-стратегия. Нередко фирмы прибегают и к их комбинации, взаимодополнению. Pull-стратегия, т .е. стратегия вытягивания, состоит в том, что производитель работает преимущественно с конечным потребителем с целью снятия того самого сопротивления в канале, о котором мы только что говорили. Производитель создает для потребителя сильные стимулы, и тот начинает спрашивать соответствующий продукт в «рознице». Ощутив реальный спрос, «розница», в свою очередь, делает заказ у оптовика, а тот закупает его у производителя. Потребитель как бы вытягивает на себя требуемый товар через весь канал распределения. Pull-стратегия - это простой и надежный способ обеспечить лояльность всех участников канала распределения по отношению к продвигаемому препарату. Причем своей цели производитель достигает порой не вступая в прямой контакт с торговыми посредниками. Ему, например, не надо ни в чем убеждать оптовика, не надо предлагать ему скидки и т.п. Каждый участник канала добровольно закупает препарат просто потому, что это ему выгодно. Особенно важным это преимущество является при трех и более уровневых каналах распределения, даже выявить всех участников которых (не говоря уже о том, чтобы как-то воздействовать на них) производителю очень сложно. Вторая стратегия, называемая Push-стратегией, или стратегией проталкивания, состоит в мотивации участников канала распределения (оптовых и розничных торговцев) с тем, чтобы они продвигали именно данный продукт. Производитель «проталкивает» свой товар сквозь канал от одного звена цепочки к другому и так вплоть до конечного потребителя. Чаще всего это достигается с помощью инструментов стимулирования торговли. Например, оптовики могут получать премии за продвижение товара. Push-стратегия особенно эффективна тогда, когда с покупателем надо индивидуально работать, разъясняя ему преимущества продукта. Главная проблема Push-стратегии состоит в том, что стимулирование участников канала не гарантирует их постоянной лояльности. В конце концов, материальное стимулирование всегда имеет ограниченную величину. В связи с этим Push-стратегия часто выходит за рамки простого коммерческого стимулирования и принимает форму контроля одного из участников за всем каналом распределения или за его частью. Торговые посредники продвигают продукцию производителя в этом случае не только потому, что это им выгодно, но и потому, что становятся в той или иной степени подконтрольными ему. Не вполне удачный, на наш взгляд, но широко распространенный термин для обозначения таких каналов распределения называет их «вертикальными маркетинговыми системами». Вертикальная маркетинговая система (ВМС) представляет собой объединение нескольких звеньев цепочки распределения и более подробно изучается в разделе «экономика».
7. Актуальность применения концепции маркетинга в системе здравоохранения.
Маркетинг в здравоохранении имеет свои отличительные особенности, связанные со спецификой потребительского спроса и рынка медицинских товаров и услуг. Его возможности во многом обусловлены формой финансирования здравоохранения и оплаты медицинских услуг (частная, страховая, государственная), а также формой собственности предприятий, производящих товары медицинского назначения и оказывающих медицинские услуги (частная, муниципальная, государственная, благотворительных фондов и т.д.). Маркетинг в сфере здравоохранения можно условно разделить на пять направлений: - маркетинг медицинских услуг; - маркетинг лекарственных препаратов; - маркетинг медицинской техники; - маркетинг медицинских технологий; - маркетинг научных идей. Маркетинг медицинских услуг (включая оздоровительные мероприятия) имеет важное значение для формирования у населения мотивации укрепления здоровья и соответствующего стиля жизни, создания имиджа здорового человека, системы здорового образа жизни. Увеличение количества медицинских учреждений, вызванное ростом спроса на их услуги, а также растущей рентабельностью последних вследствие использования современных методов управления и новых технологий, предполагает свободный выбор их услуг потребителем, в связи с чем клиентами предъявляются более высокие требования к качеству услуг и обслуживания. В свою очередь учреждения здравоохранения вынуждены более часто прибегать к инструментам маркетинга с целью понимания нужд потребителей не только в плане лечения, но и обслуживания, разработки конкурентоспособной стратегии развития своего предприятия. Постепенные изменения в сознании населения приводят к изменению структуры спроса на медицинские услуги и медицинские товары: растет спрос на информационные ресурсы, препараты для самостоятельного лечения, профилактические процедуры и медицинские услуги. В то же время потребитель достаточно информирован, что обусловливает рост его требований к качеству и безопасности медицинской услуги. Это не только усиливает конкуренцию на рынке медицинских и фармацевтических услуг, но и меняет условия функционирования предприятий, ранее действовавших в условиях рынка продавца. В результате появления рынка покупателя учреждения здравоохранения вынуждены прибегать к маркетинговым исследованиям, паблик-рилейшнз, акциям продвижения своих услуг. Изменение психологии потребителя оказывает влияние также и на реформы здравоохранения. В частности, в Европе и Америке государственные реформы направлены на сокращение государственного участия в системе здравоохранения. При этом доля ответственности как моральной, так и материальной, за состояние здоровья перекладывается на самого человека. Таким образом, учреждения здравоохранения, применяя маркетинг, формируют свою конкурентную позицию, основанную на репутации предприятия, что требует конкурентоспособности всех услуг. Складывается тем самым ситуация, когда главной проблемой медицинского учреждения становится оптимизация объема и структуры потребления медицинских услуг как в интересах каждого индивидуума, так и в интересах общества в целом. Поскольку здравоохранение имеет своей целью удовлетворение общественных и личных нужд, то для его успешной деятельности потребности общества и людей должны быть изучены, спрогнозированы возможные их изменения. Достичь поставленных целей помогает маркетинг, обеспечивая учреждения здравоохранения необходимыми методами сбора и анализа информации. Таким образом можно выделить следующие уровни возможного применения маркетинга в здравоохранении: - государственный уровень, где устанавливаются стратегические цели развития государства и общества, формируется политика развития системы здравоохранения, определяются приоритетные проблемы и пути их решения и т.д. Здесь маркетинг используется как для исследования потребителей услуг здравоохранения, в том числе их отношения к здравоохранению, потребностей общества и т.д., так и для обеспечения общественной поддержки реформ здравоохранения; - уровень региональных органов государственного управления, где дополняется, конкретизируется и адаптируется к местным условиям федеральная политика, разрабатываются дополнительные территориальные программы и мероприятия, посвященные решению специфических медицинских проблем, уточняется нормативная база здравоохранения, совершенствуется система обеспечения населения фармацевтическими препаратами, специфическими медицинскими услугами; - уровень предприятий, где осуществляется непосредственная работа с потребителями, в том числе по изучению их предпочтений, выявлению тенденций изменения спроса. При этом объектом обмена, создающим возможности для применения маркетинга, является медицинская услуга или услуга аптечных учреждений, предоставляемая предприятием вне зависимости от организационно-правовой формы. Соответственно субъектами предложения становятся государственные органы управления, коммерческие и некоммерческие предприятия здравоохранения и их объединения. Потребителями являются граждане и общество в целом. Таким образом концепция маркетинга в здравоохранении в условиях рыночных отношений и медицинского страхования предполагает возникновение новых экономических субъектов здравоохранения организаций медицинского страхования, обеспечивающих систему связей между ЛПУ и потребителями медицинских услуг, аккумулирующих средства на оплату и оплачивающих оказание медицинских услуг, собирающих и анализирующих поступающую с рынка медицинских услуг информацию и передающих ее в ЛПУ. Роль государства в этой схеме ограничивается созданием условий для существования рынка медицинских услуг и защитой прав их потребителей, то есть государство обеспечивает гарантированный минимум медицинского обслуживания для всех граждан и проводит политику, направленную на полное удовлетворение социальных потребностей населения.
|