Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 9. Методы административной деятельности полиции
Вопросы, выносимые на отработку: 1. Понятие и виды методов административной деятельности полиции. 2. Административно-предупредительные меры, применяемые сотрудниками полиции, их правовая характеристика. 3. Понятие и правовая характеристика мер административного пресечения, применяемых сотрудниками полиции. 4. Виды мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применяемых сотрудниками полиции. 5. Виды административных наказаний, налагаемых должностными лицами органов внутренних дел (полиции). Литература, рекомендуемая для изучения по теме: Кодекс РФ об административных правонарушениях. Гл. 23; Ст. 23.3. Гл. 27, 28. О полиции: Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900. О государственных наградах Российской Федерации: Указ Президента РФ от 2 марта 1994 г. № 19 // Российская газета. 10 марта 1994 г. № 46. Об утверждении Положения о направлении на переработку или уничтожение изъятых из незаконного оборота либо конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции: Постановление Правительства РФ от 11 декабря 2002 г. № 883 // СЗ РФ. 2002. № 51. Ст. 5080. Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и Правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством: Постановление Правительства РФ от 26 июня 2008 г. N 475 (с изм. на 10 февраля 2011 г.). Об утверждении Положения о сдаче для реализации или уничтожения изъятых вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, подвергающихся быстрой порче: Постановление Правительства РФ от 19 ноября 2003 г. № 694 // СЗ РФ. 2003. № 47. Ст. 4545. Об утверждении Правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации: Постановление Правительства РФ от 18 декабря 2003 г. № 759 // СЗ РФ, 2003. № 51. Ст. 4990. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.»: Постановление Правительства РФ от 11 июля 2005 г. № 422. Об утверждении Инструкции о порядке осуществления привода: Приказ МВД России от 21 июня 2003 г. № 438. Об учреждении знаков МВД России: Приказ МВД России от 14 июня 2000 г. № 633. О создании единой системы социальной профилактики правонарушений: Указание МВД России от 29 сентября 2005 г. № 868. О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения: Приказ Министерства здравоохранения РФ от 14 июля 2003 г. № 308 (с изм. от 7 сентября 2004 г.). О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2003 г. № 759: Приказ МВД России от 19 марта 2004 г. № 187. О полномочиях должностных лиц МВД России по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию: Приказ МВД России от 5 мая 2012 г. № 403. Об утверждении Наставления о проведении сотрудниками органов внутренних дел досмотра транспортных средств: Приказ ГУВД по г. СПб и ЛО от 11 ноября 2005 г. №1442. Об учреждении медалей МВД России: Приказ МВД России от 24 января 2001 г. № 50. Приложения 1-4. Об информационно-пропагандистской работе: Приказ МВД России от 10 апреля 2006 г. № 246. Об утверждении Инструкции «О проведении сотрудниками органов внутренних дел проверок у граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства документов, удостоверяющих личность, в том числе действительных для въезда а территорию Российской Федерации и пребывания на ее территории: ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11 ноября 2005 г. № 1447. ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СЛУШАТЕЛЯМ: 1. Изучить нормативные источники, рекомендованные к теме. 2. Методические рекомендации слушателям: При изучении первого вопроса следует уяснить, что методы представляют собой систему способов, с помощью которых сотрудники полиции воздействуют на сознание и поведение участников административно-правовых отношений в процессе осуществления административной деятельности. Следует иметь в виду, что метод убеждения состоит в активном моральном, психологическом, поощрительном воздействии на сознание и поведение людей с целью воспитания у них осознанного исполнения требований правовых и других социальных норм. Убеждение как метод административной деятельности - это такое воздействие, которое обеспечивает добровольное соблюдение гражданами норм права и требований сотрудников полиции. Поэтому необходимо рассмотреть основные виды (меры) убеждения, применяемые в административной деятельности полиции, а именно: нравственное и правовое воспитание; гласность в административной деятельности полиции; организационно-массовая работа; поощрение лиц, активно участвующих в охране общественного порядка. Принуждение как метод административной деятельности полиции - это такое воздействие, которое применяется только на основе и в рамках закона и обеспечивает исполнение конкретными лицами установленных правил поведения независимо от того, желают они следовать этим правилам или нет. Принуждение в административной деятельности полиции может применяться: - при возникновении обстоятельств, угрожающих общественной и личной безопасности граждан; - при совершении лицом административного проступка; - при совершении лицом уголовно наказуемого деяния. Исходя из целей применения, способов обеспечения правопорядка и общественной безопасности, специфики возникающих при этом правоотношений и особенностей применяемых мер административного принуждения, последние подразделяются на четыре группы: меры административного предупреждения; меры административного пресечения; меры административно-процессуального обеспечения; меры административного наказания. В рамках второго вопроса следует рассмотреть такие административно-предупредительные меры принуждения, как оцепление (блокирование) участков местности; проверка документов; вхождение в жилые и служебные помещения; досмотр ручной клади, багажа и личный досмотр пассажиров на воздушном транспорте (предполетный досмотр); изъятие у граждан и должностных лиц документов, имеющих признаки подделки; удаление граждан с места совершения правонарушения или происшествия; наружный осмотр одежды лица, задержанного по подозрению в совершении преступления. Третий вопрос посвящен мерам административного пресечения. Они подразделяются на две группы: общие и специальные. В рамках третьего вопроса следует рассмотреть правовые основания и порядок применения мер пресечения, применяемых сотрудниками полиции, к числу которых относятся: требование прекращения лицами противоправных действий; отстранение лица, находящегося в состоянии опьянения от управления транспортным средством; приостановление работы объектов разрешительной системы; запрещение эксплуатации технически неисправного транспортного средства; изъятие предметов, средств и веществ при отсутствии данных о наличии законных оснований для их ношения и хранения (п.22 ст.13 ФЗ «О полиции», ст. 27 ФЗ «Об оружии»); аннулирование разрешений на хранение или хранение и ношение гражданского и служебного оружия (ст. 26 ФЗ «Об оружии»); аннулирование лицензий на занятие частной детективной и охранной деятельностью (ст. 10 Закона «О частной детективной и охранной деятельности»). Специальные меры административного пресечения (применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия) будут рассмотрены в следующей теме. В рамках четвертого вопроса следует рассмотреть правовые основания и порядок применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, таких как доставление в полицию лица, совершившего административное правонарушение; доставление в полицию лица, подозреваемого в совершении преступления; административное задержание; задержание транспортного средства; личный досмотр, досмотр вещей, находящихсяпри физическом лице (ст.27.7 КоАП РФ), осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов (ст.27.8 КоАП РФ); досмотр транспортного средства (ст.27.9 КоАП РФ; изъятие вещей и документов; направление на медицинское освидетельствование; привод; арест товаров, транспортных средств и иных вещей (ст.27.14 КоАП РФ); задержание на срок до трех часов лиц, незаконно проникнувших либо пытавшихся проникнуть на охраняемые полицией территории и объекты (п.10 ч.2 ст.14 ФЗ «О полиции»). В рамках пятого вопроса следует рассмотреть такие административные наказания, назначаемые сотрудниками полиции, как предупреждение и административный штраф. 3. Вопросы для самоконтроля: 3.1. Что понимается под методами административной деятельности полиции, какие виды методов вы знаете, и чем они отличаются друг от друга? 3.2. Какие критерии положены в основу классификации методов административного принуждения? 3.3. В чем состоят различия мер административного предупреждения, пресечения и административно-процессуального обеспечения? 3.4. Раскройте основания, порядок и сроки административного задержания правонарушителей.
|