Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сохранение человеческого рода как биологического вида земной цивилизации.






Стержнем нового подхода в нравственно-этической регуляции международных отношений является, как бы это ни звучало парадоксально, защита созданной человеком цивилизации от самого себя, от своей агрессивности и воинственности, от расточительства ресурсов, разрушения собственной среды обитания. Следовательно, борьба за сохранение жизни каждого отдельного человека и всех, вместе взятых, людей и есть новый интегрированный общечеловеческий подход к понятию безопасности. Сегодня нельзя обеспечить собственную безопасность без учета безопасности других государств и народов. Национальную безопасность также нельзя больше рассматривать исключительно в военном плане. В этом важную роль играют экономическая безопасность и индустриальная конкурентоспособность. Все явственнее вырисовывается органическая связь национальной и международной безопасности: собственная стабильность государств может быть надежно обеспечена лишь в глобальных рамках. Меньшая безопасность любой из стран становится невыгодной другим, так как приводит к дестабилизации общей обстановки. Безопасность может быть только взаимной, а, если брать международные отношения в целом – только всеобщей. Возрастающая роль международной морали определяется и тем, что ныне мировая политика – не закрытая, а открытая система, субъекты которой – государства, международные организации, транснациональные структуры, а в ряде случаев и конкретные личности, - отличаясь большим разнообразием, разноплановостью, подвижностью и изменчивостью поведенческой линии, не могут ограничиваться в своей деятельности только правовыми нормами. Они все больше и больше нуждаются в нравственных опорах. Тем более, не на все случаи жизни, не на все разнообразные формы международного общения существуют правовые регуляторы.

5. О функциях международной морали. Многообразие способов, направлений, путей осуществления международной моралью своей роли в жизни международного сообщества предопределяет и множество ее функций, четкую и жесткую грань между которыми трудно провести. Все функции тесно взаимосвязаны и имеют один общий объект воздействия - внешнеполитическую сферу. К числу важнейших из них следует отнести, прежде всего, познавательную функцию международной морали. Она обеспечивает интеллектуальный фундамент для внедрения в международную жизнь наиболее влиятельных и существенных этических мыслей, идей, теорий. В тесной связи с ней пребывает прогностическая функция, играющая исключительно большую роль при конкретном прогнозировании международных социальных явлений, разработке различных моделей мироустройства, будущности тех или иных сфер мирового сообщества. Эта функция - своего рода средство для конструирования социально-политических систем, являющихся прообразом социального идеала, основанного на моральных принципах. В компетенцию прогностической функции входит и обоснование возможных вариантов и путей планетарного нравственного прогресса как такового. Работая на перспективу, прогностическая функция черпает интеллектуальный и познавательный материал в недрах ныне существующего сообщества и учитывает нравственные " уроки" предыдущего исторического опыта.

Особую социальную значимость имеет регулятивная функция, позволяющая придавать регулированию внешнеполитических связей устойчивый и сбалансированный характер. Она служит также своеобразным ориентиром поведения субъекта международных отношений и определения в международных явлениях водораздела между " добром" и " злом". Как оценочно-императивный способ регулирований нравственных отношений мирового сообщества, регулятивная функция способствует организации цивилизованного международного общения, благодаря которому достигаются общие установленные цели и обеспечиваются общие интересы, а система международных отношений функционирует плодотворно, конструктивно, с высоким уровнем взаимопонимания между субъектами внешней политики. Конструктивно-созидательный потенциал регулятивной функции международной морали наиболее полно проявляется лишь при условии четкого соответствия объекту регулирования, учету его особенностей, полноты и глубины обратной связи, когда государства формируют международную систему нравственной регуляции, а потом сами ощущают на себе ее активное воздействие. К регулятивной функции примыкает оценочно - критическая, имеющая воспитательный, критический, познавательный и прогностический аспекты. Ее значение существенно возрастает в связи с осуществляемыми мировым сообществом мерами по внедрению концепции " культуры мира", в критическом переосмыслении регулятивных механизмов международной жизни.

Все возрастающее значение в международной морали приобретает коммуникативно-информационная функция, которая вместо " бескомпромиссности" и " наступательности" периода " холодной войны" ныне на первый план выдвигает гуманистическую диалогизацию, которая позволяет вести совместный разговор, корректный диалог собеседников, партнеров в деле мирного сотворчества. Практическая функция направлена на конкретное воплощение этических идей, превращение их в предметный мир. Опредмечивание и распредмечивание выражают собой противоположности, единством и взаимопроникновением которых является человеческая предметная деятельность во внешнеполитической сфере. Опредмечивание - это процесс, в котором человеческие способности переходят в предмет и воплощаются в нем, благодаря чему предмет становится социально-культурным. Знания и идеи дают возможность перестраивать мир на гуманистических началах, осуществлять планетарные социальные преобразования, развивать мировую культуру и науку. Конкретный характер имеют ориентирующая, " охранительная", активизирующая и объяснительная функции. Последнюю Р.Арон определил как " глобальную систему интерпретации историко-политического мира". Что же касается охранительной функции, то ее предназначение состоит в постоянном поиске аргументов в пользу сложившегося позитивного порядка вещей для того, чтобы разъяснять, а не фетишизировать существующую действительность.

Чрезвычайно важна и интегративная функция. Морально-этические идеи обладают огромным потенциалом усиления объединительных тенденций и преодоления тенденций разъединения, разрушения психологических барьеров деструктивных проявлений, размыванию стереотипов поведения с позиций силы и насилия. Эта функция способствует созданию целостной картины мира, склеиванию отдельных разрозненных фрагментов планетарной реальности в единое мыслительное пространство, выработке унифицированных оценок международных событий, " универсального понимания" и объединению здоровых сил сообщества. Она помогает осуществить программу " моральной реконструкции человечества" на основе " интегральной модели ", сочетающей эмпирическое изучение " системы морали", пребывающие во взаимодействии и взаимовлиянии разные этические ценности, накопленные европейской цивилизацией с абстрактными философско-культурологическими и социологическими подходами. Но нередко интегрирующая функция взаимодействует с функцией разобщения людей, так как в реальной жизни интеграция нередко и отграничивает человека или группы людей от вновь интегрировавшихся формирований. Эффективность нравственной интеграции во многом зависит от того, насколько конструктивно она опирается на структурирующую и мировоззренческую функции международной морали. Без этих функций просто невозможно обеспечивать взаимосвязь мировоззренческих и ценностных аспектов функционирования нравственной системы и объективно интерпретировать мир для людей и ориентировать их в нем. Мировоззренческая функция решающим образом влияет на процесс социализации международных отношений.

Оценивая разные функции международной морали, необходимо обратить внимание на недопустимость фетишизации некоторых из них как всеобщих и универсальных. Суть вопроса - в недопущении как узкого функционализма, так и глобального универсализма. При этом необходимо соблюдать единство структурного и функционального аспектов в анализе международной морали, чтобы не допустить абстрактно-формального и метафизического к ней подхода.

6. О механизмах функционирования морали в системе междуцнародных отношений. Международная мораль для того, чтобы обрести свою социально созидающую значимость, должна иметь механизмы функционирования в этой сфере общественных отношений. Без таких механизмов нравственные ценности и нормы могут стать лишь предметом абстрактного теоретизирования и своеобразного " интеллектуального складирования". Наиболее существенные элементы этой проблемы таковы. Обращение с категорией " механизма" применительно к нравственной сфере должно быть весьма корректным и гибким, без попыток механического расчленения взаимосвязанных и обусловливающих друг друга нравственных явлений. Одно дело система управления, имеющая четко очерченную организационную структуру с ее горизонтальными и вертикальными срезами и другое дело нравственно-духовный мир человека, включенного в сложнейшую систему международных связей. К тому же надо иметь в виду, что речь идет о международной сфере, где, в отличие от централизованного государства, отсутствует единый центр управления, в ней (этой сфере) большое место занимают процессы хаотические и неуправляемые - и в таких случаях сложно вообще выделять четко очерченные механизмы.

В этом контексте необходимо отметить, что определение механизма нравственного и правового регулирования является центральным звеном функционирования всей нравственной системы.

Ядром такого механизма являются:

- международное моральное сознание, в котором нормы, принципы, понятия добра и справедливости, долга, запрета, оценки получают нравственное или нравственно-правовое измерение. Только нормы, которые закреплены в международном сознании, способны регулировать международные отношения. В его структуру входят как общее представление о должном состоянии всего мирового сообщества, так и сознание отдельного государства, в котором моральные и правовые предписания нередко окрашены в национальную специфику. Общее международное осознание и сознание отдельного государства соединяются между собой не по принципу механического объединения, а в результате их диалектического синтеза, когда отличительные моменты, национальная специфика не доводятся до состояния непреодолимого противоречия;

- международные моральные нормы, которые в качестве своих обязательных и рекомендательных импульсов обеспечивают содержательную сторону всей нравственной регуляции и способствуют созданию модели обязательного поведения государств. В такой модели (регуляции) проявляется богатая гамма и интегрально совпадающих компонентов, и пестрая мозаика различных особенностей и отличий - высокий уровень индивидуальных норм в структуре международного права, большой удельный вес его обязательных норм, способность морали, в отличие от права, больше отражать должное, чем сущее;

- международные моральные отношения как составная и неотъемлемая часть более широких категорий - " системы международных отношений" и " системы общемировых связей". Международные нравственные отношения могут быть как общими, то есть общесоциальными, так и конкретными, с четко обозначенными индивидуализированными особенностями соответствующего субъекта миросистемных связей. В этих отношениях имеют место как солидарно и однозначно принятые моральные и правовые регуляторы, так и обязующе-принудительные „ методы регуляции.

В нравственно-правовой регуляции необходим учет законов и закономерностей функционирования политики:

- оптимальное функционирование и самореализация социального субъекта в условиях случайности и непредсказуемости путем сознательного воздействия на объективные процессы в нужном направлении;

- единство и качественное многообразие;

- диалектика свободы и необходимости;

- учет всей совокупности объективных и субъективных условий;

- выбор основного звена в цепи политических событий и предвидение возможных последствий в перспективе;

- борьба за овладение политической властью или за влияние в ее властных структурах как важнейшее условие достижения целей;


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал