Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Задание на оценку и договор об оценке бизнеса.
Процесс оценки стоимости бизнеса (предприятия) — это сложный трудоемкий процесс, состоящий из нескольких этапов. Основные требования к процессу оценки стоимости объекта собственности состоят в следующем: • правильно идентифицировать объект и связанные с ним права; • учесть цель и предполагаемое использование результатов оценки; • определить масштабы поиска и сбора данных; • выявить любые имеющиеся ограничивающие условия; • определить эффективную дату оценки; • определить оцениваемый вид стоимости; • рассмотреть имеющиеся ограничения. В Постановлении Правительства РФ от 6 июля 2001 г. N№519 «Об утверждении стандартов оценки» сформулированы следующие этапы проведения оценки: 1) заключение с заказчиком договора об оценке; 2) установление количественных и качественных характеристик объекта оценки; 3) анализ рынка, к которому относится объект; 4) выбор методов оценки в рамках каждого из подходов оценки и осуществление необходимых расчетов; 5) обобщение результатов и определение итоговой величины стоимости объекта оценки; 6) составление и передача заказчику отчета об оценке. Рассмотрим перечисленные этапы последовательно применительно к оценке бизнеса. Подготовка задания на оценку бизнеса начинается с этапа определения проблемы, заключающегося в следующих основных моментах: 1) идентификация предприятия; 2) выявление предмета оценки; 3) определение даты оценки; 4) формулирование целей и функций оценки; 5) определение вида стоимости; 6) ознакомление заказчика с ограничительными условиями. Далее осуществляется предварительный осмотр предприятия, определяются требования к исходной информации и источникам ее получения, ограничительные условия, состав группы экспертов-оценщиков, составляется задание на оценку (прилагается к отчету об оценке) и календарный план оценки. В соответствии с Международными стандартами оценки описание задания по оценке бизнеса должно включать следующие сведения: 1) идентификацию бизнеса, интерес собственности в бизнесе или ценную бумагу, подлежащие оценке; 2) дату оценки; 3) толкование стоимости; 4) собственника доли; 5) цель и использование оценки. После выполнения этих мероприятий готовится и заключается договор об оценке стоимости бизнеса (обязательные требования к договору об оценке сформулированы в Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»). 8. Информация, необходимая для оценки бизнеса: состав и источники. В Международных стандартах оценки перечислены факторы, которые должен В Международных стандартах оценки перечислены факторы, которые должен принимать во внимание оценщик бизнеса. Всю необходимую для оценки бизнеса информацию можно разделить на четыре группы: 1. Информация макроэкономического и регионального уровней, включающая данные по экономическим перспективам, которые могут повлиять на рассматриваемый бизнес, в том числе политическим перспективам и государственной политике. 2. Информация по состоянию и перспективам конкретной отрасли (или данные о состоянии соответствующего сектора рынка), которые могут повлиять на рассматриваемый бизнес. 3. Информация о компаниях-аналогах или о сопоставимых продажах. 4. Информация о бизнесе, который оценивается. Состав информации макроэкономического и регионального уровней: 1) стадия экономического цикла; 2) занятость населения и уровень жизни; 3) процентные ставки и их динамика; 4) уровень и динамика инфляции; 5) уровень политической стабильности; 6) ставки налогов и возможность их изменения в будущем; 7) влияние потенциальных изменений в государственном законодательстве или в международных конвенциях; 8) информация с рынков капитала, например, достижимая ставка отдачи по альтернативным инвестициям, сделки на фондовом рынке, слияния и поглощения. Основные источники макроэкономической информации: 1) программы правительства и прогнозы; 2) законодательство РФ; 3) аналитические обзоры российских информационных агентств; 4) аналитические обзоры зарубежных информационных агентств; 5) периодическая экономическая печать. Информация по состоянию и перспективам конкретной отрасли (сектора рынка): 1) рыночный спрос на продукцию; 2) основные соотношения (пропорции, коэффициенты) у лидеров отрасли; 3) будущий конкурент; 4) мощность клиентов и поставщиков; 5) нормативно-правовая база; 6) рынки сбыта; 7) условия конкуренции. Основные источники макроэкономической информации: 1) законодательство РФ; 2) отраслевые информационные издания; 3) периодическая экономическая печать. Состав информации о компаниях-аналогах: 1) рыночные цены открыто продаваемых акций или долей в партнерствах либо приобретения долей в бизнесе или бизнесов схожего направления; 2) подробные данные о сопоставимых предприятиях: продукция, объем продаж, рынки сбыта, управление, доходность, финансовое состояние, методы бухгалтерского учета и др.; 3) критерии, по которым производился отбор предприятий для сравнения. Состав информации о бизнесе, который оценивается: 1) характеристика бизнеса, интерес в собственности на бизнес или ценная бумага, подлежащая оценке, в том числе права, привилегии и обязательства, факторы, влияющие на контроль и любые соглашения, ограничивающие продажу или передачу; 2) характер, история и перспективы бизнеса; 3) активы, обязательства, собственный капитал и финансовое состояние бизнеса; 4) способность бизнеса приносить прибыли и выплачивать дивиденды; 5) имеет ли бизнес неосязаемую стоимость (патенты, изобретения, ноу-хау, товарные знаки, гудвилл и т.п.); 6) предыдущие сделки с долями в бизнесе, являющемся предметом оценки; 7) информация о менеджерах высшего уровня и персонале; 8) подробные сведения о поставщиках; 9) основные средства, запасы, расходы на управление, дивидендная политика; 10) прочая информация, которая, по мнению оценщика, нужна. Источники информации о бизнесе, которые следует получить от заказчика: 1) документы о регистрации земли, кадастровые выписки и т.п.; 2) устав юридического лица, устав акционерного общества, реестр акционеров, книги протоколов и т.п.; 3) балансовые отчеты и отчеты о прибылях и убытках за предыдущие годы (прошедшие аудит); 4) счета управленческого учета, бюджеты, прогнозы; 5) опись фиксированных активов и ценных бумаг; 6) контракты с клиентами; 7) экологический аудит; 8) список обязательств. Практика оценочной деятельности показывает, что основную часть сведений для использования в расчетах оценщик получает из финансовой отчетности.
|