Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Метод реальных опционов.
Опцио́ н (лат. optio — выбор, желание, усмотрение) — договор, по которому покупатель опциона (потенциальный покупатель или потенциальный продавец базового актива — товара, ценной бумаги) получает право, но не обязательство, совершить покупку или продажу данного актива по заранее оговорённой цене в определённый договором момент в будущем или на протяжении определённого отрезка времени. При этом продавец опциона несёт обязательство совершить ответную продажу или покупку актива в соответствии с условиями проданного опциона. Опционы предоставляют право в течение срока их действия или к истечению этого срока приобрести либо продать некий актив по заранее обусловленной цене (цене исполнения опциона). Это право, покупаемое по цене опциона, можно, в отличие от фьючерсов и форвардных контрактов, использовать или не использовать. Включение опционов в инвестиционный портфель либо в портфель проектов компании увеличивает ее стоимость, так как методом хеджирования рисков позволяет снизить риск инвестиций фирмы при минимальном уменьшении средней ожидаемой доходности этих инвестиций. Гибкость, которой в той или иной степени обладают предприятия реального сектора, фактически предоставляет инвесторам опционы, используя которые, они могут в будущем ограничить воздействие негативных факторов (например, падения спроса) и усилить воздействие позитивных (например, роста цен на основную продукцию). Стоимость таких опционов должна учитываться при оценке, чтобы отразить тот факт, что различные проекты в разной степени обладают управленческой гибкостью. Некоторые типичные реальные опционы, которыми могут обладать предприятия, включают: • возможность изменения масштаба операций; • возможность отсрочки масштабных капиталовложений; • возможность продолжения инвестиций в случае благоприятных условий. Опционные модели вначале были приспособлены для нужд добывающих и энергетических компаний, затем их стали применять компании других отраслей: фармацевтической, биотехнологической, транспортной и т.д. В частности, опционный подход позволяет объяснить чрезвычайно высокую оценку акций Интернет-компаний, большинство из которых убыточны. Покупая акции Интернет, инвестор фактически платит за опцион на участие в результатах ее будущего развития. Применение опционных моделей связано с несовершенством существующих методов оценки и прежде всего метода дисконтированных денежных потоков, который имеет ряд недостатков в сравнении с методом, основанным на теории опционов, так как первый не учитывает ценность управления и дает заниженную оценку инвестиционных проектов. Метод дисконтированного потока косвенно предполагает, что фирмы держат реальные активы пассивно. В нем не учитываются опционы, заложенные в реальных активах, опционы, которыми опытные менеджеры могут воспользоваться, чтобы получить преимущества, т.е. этот метод не учитывает ценность управления. Владельцы же опционов получают право принимать решения, направленные на использование удачного развития событий либо на уменьшение потерь при неблагоприятно складывающейся ситуации. Опционный подход учитывает управленческую гибкость, так как рассматривает предприятие или инвестиционный проект как систему опционов, которую руководство или акционеры могут использовать (или не использовать) в будущем. Дополнительным преимуществом опционных методов является то, что результатом оценки, помимо более адекватного значения стоимости предприятия или проекта, является адаптивный план управления. Фактически руководство получает свод обоснованных рекомендаций по действиям в тех или иных условиях в будущем. Достоинством применения опционных моделей является то, что стоимость оцениваемых компаний зачастую бывает переменной величиной, зависящей от ряда внешних по отношению к их производственно-финансовым характеристикам условий. Именно такие переменные величины возможно оценить с использованием техники опционного ценообразования. Стоимость опциона тем выше, чем выше неизвестность в отношении будущего. Модели опционного ценообразования могут быть использованы для оценки любого актива, имеющего опционные характеристики: • для акций (либо части заложенного имущества, оставшегося после удовлетворения претензий кредиторов), которые могут быть оценены как колл-опцион на активы фирмы; • патентов, которые могут быть рассмотрены как опционы на продукты; • активов природных ресурсов как опционов (оценка фирм, связанных с разработкой природных ресурсов). Реальные опционы часто рассматривают в связи с бизнес-планами по осуществлению инвестиционных проектов, связанных с вложением средств в реальные активы (в том числе инновационных проектов). В этих проектах они служат средством хеджирования операционных (деловых) и иных рисков. В контексте управления проектами и их рисками реальные опционы обычно подразделяют на следующие типы: • опционы на выход из проекта (Abandonment Options); • опционы на временную приостановку или отсрочку развития проекта (Options to Defer Development); • опционы по расширению проекта (Options to Expand); • опционы по заключению контрактов в интересах проекта (опционы на контрактацию — Options to Contract); • опционы на переключение [на иные проекты] (Switching Options); • опционы на обязательства по проекту (Liability Options). Так, опционы на выход из проекта предусматривают резервирование возможности, если проект окажется невыгодным или непосильным по дальнейшим капиталовложениям, выйти из проекта, продав приобретавшиеся для проекта активы. Опционы на временную приостановку или отсрочку развития проекта позволяют прекратить финансирование проекта (особенно взятых на себя в связи с проектом постоянных операционных издержек) без того, чтобы лишиться шанса возобновить проект или его развитие. Эти опционы чаще всего предполагают консервацию проекта и созданных под него производственно-торговых мощностей. Метод оценки опционов можно вполне назвать прогрессивной альтернативой в оценке стоимости действующего предприятия. Компании, которые будут первыми в его применении, обеспечат себе конкурентные преимущества в будущем. Так, среди крупнейших предприятий, успешно применяющих опционные методы оценки, можно назвать «Бритиш Петролеум», норвежскую компанию «Статойл» и др., среди банков и финансовых институтов — такой консерватор, как ЕББР, инвестиционный банк «Кредит Свисс Ферст Бостон» и т.д.
|