Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методология рыночного подхода к оценке бизнеса






Рыночный подход основан на сравнении оцениваемого объекта с аналогами, рыночная цена которых известна. Он предполагает, что наиболее вероятной величиной стоимости оцениваемого предприятия может быть реальная цена продажи аналогичной фирмы, зафиксированная рынком.

Конкретно подход сводится к следующему. Для оценки рыночной стоимости закрытой или не имеющей размещенных на фондовом рынке акций открытой компании среди открытых компаний с достаточно ликвидными акциями находят компанию-аналог (той же отрасли, того же размера, с той же системой бухгалтерского учета, того же «возраста» и пр.), которую оценивает сам фондовый рынок, и, с соответствующими корректировками, переносят эту оценку на оцениваемое предприятие.

Основой рыночного подхода, доказывающей возможность его применения, являются

следующие положения:

1. Оценщик использует в качестве ориентира реально сформированные рынком цены на

схожие предприятия. При наличии развитого рынка фактическая цена купли-продажи предприятия в целом или одной акции наиболее интегрально учитывает факторы (такие как соотношение спроса и предложения, уровень риска, перспективы развития отрасли и т.п.), влияющие на величину стоимости собственного капитала предприятия.

2. Рыночный подход базируется на принципе альтернативных инвестиций. Особенности

бизнеса интересуют инвестора только с позиции получения дохода. Стремление получить

максимальный доход на вложенные инвестиции при адекватном риске и свободном размещении капитала обеспечивает выравнивание рыночных цен.

3. Цена предприятия отражает его производственные и финансовые возможности, положение на рынке, перспективы, следовательно, в сходных предприятиях должно совпадать соотношение между ценой и такими финансовыми параметрами, как прибыль, дивиденды, объем реализации и т.д.

Возможность применения рыночного подхода, во-первых, зависит от наличия активного финансового рынка, так как подход предполагает использование данных о фактически совершенных сделках. Второе условие — открытость рынка, т.е. доступность финансовой информации, необходимой оценщику. Третье условие — наличие специальных служб, накапливающих ценовую и финансовую информацию.

В зависимости от целей, объекта и конкретных условий оценки сравнительный подход

предполагает использование трех основных методов:

• метод рынка капитала;

• метод сделок (метод продаж);

• метод отраслевой специфики (отраслевых коэффициентов).

24. Метод рынка капитала: этапы алгоритма.

Метод рынка капитала основан на рыночных ценах акций предприятия, сходных с

оцениваемым предприятием. Данные о стоимости акций сопоставимых аналогичных предприятий при соответствующих корректировках могут служить ориентирами для определения стоимости акций оцениваемого предприятия.

Преимущество этой методики заключается в использовании фактической информации, имеющейся на фондовом рынке, а не прогнозных данных, имеющих неопределенность, как в случае применения методик доходного подхода. Чем ближе время проведения сделки к дате определения стоимости, тем более точным будет отражение складывающейся на рынке практики поведения покупателей и продавцов. Для компаний, имеющих котировки акций на фондовом рынке, практически не составляет сложности получить данные на любую дату.

Однако указанное преимущество подхода, основанного на фактических сделках, имеет и обратную сторону — в расчет принимается только ретроспективная информация. Для потенциального инвестора часто более важно предвидеть будущие доходы, которые им могут быть получены от владения оцениваемыми активами. Для реализации методики рынка капитала необходима достоверная и детальная финансовая и рыночная информация по группе сопоставимых предприятий.

Алгоритм метода рынка капитала включает четыре этапа:

1) выбор компаний-аналогов;

2) определение рыночной стоимости компании-аналога;

3) составление ценовых мультипликаторов по компании-аналогу;

4) расчет стоимости оцениваемой компании.

ЭТАП 1: Поиск и отбор сопоставимых компаний — ключевой момент при использовании данного подхода.

В качестве критериев отбора могут быть использованы следующие характеристики:

• размер предприятия;

• структура капитала;

• рынки сбыта и закупок;

• стадия жизненного цикла;

• территориальное местоположение;

• степень независимости от ФПГ;

• индивидуальные особенности применяемой системы бухгалтерского учета.

ЭТАП 2: Наблюдаемая на фондовом

рынке цена одной акции компании аналога (Ран) умножается на количество ее акций, находящихся в обращении (Nобр), и, таким образом, получается рыночная цена компании-аналога (Цан):

Цан = Ран × Nобр,

где Nобр = N – Nвык – Nнеразм;

N — общее количество акций компании-аналога;

Nвык — число акций, выкупленных компанией-аналогом;

Nнеразм — количество акций компании-аналога, выпущенных ею, но еще не размещенных на рынке.

ЭТАП 3: Ценовой мультипликатор — это коэффициент, показывающий соотношение между рыночной ценой предприятия или акции и финансовой базой.

Для расчета мультипликатора необходимо:

1) определить цену акции по всем компаниям, выбранным в качестве аналога, — это

даст значение числителя в формуле;

2) вычислить финансовую базу (прибыль, выручку и т.п.) либо за определенный период

времени, либо по состоянию на дату оценки — это будет величина знаменателя.

В оценочной практике используют два типа мультипликаторов:

1) интервальные:

• цена / прибыль;

• цена / денежный поток;

• цена / дивидендные выплаты;

• цена / выручка от реализации;

2) моментные:

• цена / балансовая стоимость активов;

• цена / стоимость чистых активов.

Выбор наиболее уместного мультипликатора определяется в каждой конкретной ситуации.

ЭТАП 4: Стоимость оцениваемой компании

(Цоц) определяется как произведение одного из переносимых на нее полученных для компаниианалога мультипликаторов на соответствующую базу. Например:

Цоц1 = Мультипликатор «Цена / Прибыль»   Текущая или прогнозная величина прибыли

предприятия;

Цоц2 = Мультипликатор «Цена / Денежный поток»   Текущая или прогнозная величина

денежного потока предприятия;

Цоц3 = Мультипликатор «Цена / Балансовая стоимость активов»   Текущая или прогнозная

величина балансовой стоимости активов предприятия.

Если оцениваемая компания и компания-аналог различаются стоимостью используемого кредита, налоговым статусом, а также долей в совокупном капитале и общей величиной используемого заемного капитала, то в этом случае используется особенный ценовой мультипликатор, который устраняет влияние на цену компании доли и массы заемного капитала:

(Цена компании-аналога + Заемный капитал компании-аналога) / Прибыль до процентов и налогов.

Этот мультипликатор следует умножать на прибыль до процентов и налогов оцениваемой компании. В результате будет получена рыночная стоимость всего инвестированного в оцениваемую компанию капитала. Для того чтобы определить стоимость собственного капитала, надо из этого произведения вычесть заемный капитал оцениваемой компании.

Получаемые на основе альтернативных ценовых мультипликаторов результаты оценки

рассматриваемой компании будут несколько различаться. Итоговая оценка может быть

представлена как, например, средневзвешенная из указанных трех оценок или взвешенная с учетом степени доверия оценщика к статистике по каждому из используемых ценовых мультипликаторов.

На третьем и четвертом этапах алгоритма следует осуществить несколько обязательных корректировок данных:

1) необходимо пересчитать прибыль оцениваемой компании в соответствии с тем методом учета товарно-материальных ценностей, который применяется компанией-аналогом. Эта корректировка делается на четвертом этапе алгоритма;

2) если компания-аналог по значительной массе своих активов применяет методы

амортизации, отличные от методов оцениваемой компании, то нужно пересчитать по оцениваемой компании вычитаемые из прибыли отчисления на износ, внеся, таким образом, корректировки в ее прибыль или балансовую стоимость. Эта корректировка делается на четвертом этапе алгоритма;

3) следует пересчитать прибыль оцениваемой компании, если системы бухгалтерского учета этой компании и компании-аналога отличаются по критериям отнесения продукции к проданной в том, что касается зачисления в объем реализованной продукции товаров, поставленных заказчикам согласно различным базисам поставки. Эта корректировка делается на четвертом этапе алгоритма;

4) при обнаружении у компании-аналога необычно высоких и несопоставимых с оцениваемым предприятием «чрезвычайных расходов» необходимо искусственно уменьшить операционные издержки компании-аналога и соответственно увеличить прибыль. Эта корректировка делается на третьем этапе алгоритма.

25. Ценовые мультипликаторы: типы, порядок расчета и особенности применения.

Ценовой мультипликатор — это коэффициент, показывающий соотношение между рыночной ценой предприятия или акции и финансовой базой.

Для расчета мультипликатора необходимо:

1) определить цену акции по всем компаниям, выбранным в качестве аналога, — это

даст значение числителя в формуле;

2) вычислить финансовую базу (прибыль, выручку и т.п.) либо за определенный период

времени, либо по состоянию на дату оценки — это будет величина знаменателя.

В оценочной практике используют два типа мультипликаторов:

1) интервальные:

• цена / прибыль;

• цена / денежный поток;

• цена / дивидендные выплаты;

• цена / выручка от реализации;

2) моментные:

• цена / балансовая стоимость активов;

• цена / стоимость чистых активов.

Выбор наиболее уместного мультипликатора определяется в каждой конкретной ситуации.

В процессе оценки аналитик стремится исчислить максимально возможное количество мультипликаторов, поскольку применение их к финансовой базе оцениваемой компании приведет к появлению нескольких вариантов стоимости, существенно отличающихся друг от друга. Поэтому большое число используемых мультипликаторов поможет оценщику выявить область наиболее обоснованной величины.

Рассмотрим порядок расчета и особенности применения мультипликаторов.

Мультипликатор «Цена / Прибыль» — основное ценовое соотношение, которое применяется в рыночном подходе. Особенно он уместен, когда прибыль относительно высока и отражает реальное экономическое состояние компании. В качестве финансовой базы может быть использован любой показатель прибыли, который рассчитывается аналитиком в процессе ее распределения (прибыль до налогообложения, прибыль до уплаты процентов и налогов и т.д.).

Основное требование — идентичность финансовой базы для аналога и оцениваемой фирмы.

Наиболее распространенной ситуацией применения мультипликатора «Цена / Денежный поток» является убыточность либо незначительная величина прибыли, а также несоответствиефактически полезного срока службы основных фондов предприятия периоду амортизации, принятому в финансовом учете.

Мультипликатор «Цена / Дивиденды » может рассчитываться как на базе фактически

выплаченных дивидендов, так и на основе потенциальных выплат. Данный мультипликатор на практике используется достаточно редко, несмотря на доступность необходимой для расчета информации. Это связано с тем, что порядок выплаты в открытых и закрытых компанияхсущественно различается. Мультипликатор целесообразно использовать, если дивиденды выплачиваются стабильно, как в аналогах, так и в оцениваемой компании, либо способность компании платить дивиденды может быть обоснованно спрогнозирована.

Мультипликатор «Цена / Выручка от реализации» используется довольно редко, в основном для проверки объективности результатов, получаемых другими способами. Особенность его применения заключается в том, что оценщик должен обязательно учитывать структуру капитала оцениваемой компании и аналогов. Если она отличается, то мультипликатор лучше определять в расчете на инвестированный капитал. Достоинством мультипликатора является его универсальность, которая избавляет оценщика от необходимости проведения сложных корректировок, он не зависит от методов бухгалтерского учета. Хорошие результаты можно получить при

использовании его для оценки сферы услуг.

Мультипликатор «Цена / Балансовая стоимость активов » наиболее применим к компаниям, имеющим на балансе значительные величины активов, и когда имеется устойчивая связь между показателем балансовой стоимости и генерируемым компанией доходом. Тот мультипликатор относится к так называемым моментным показателям, так как используется информация о состоянии на конкретную дату, а не за определенный период времени.

Мультипликатор «Цена / Стоимость чистых активов » применяется при соблюдении

следующих требований:

• оцениваемая компания имеет значительные вложения в собственность (недвижимость,

ценные бумаги и т.д.);

• основной деятельностью компании является хранение, покупка и продажа такой

собственности.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал