Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Урок 184. Употребление времен
Знать: одно из важнейших стилистических средств — употребление форм настоящего и будущего времени глагола при изображении прошлого. Уметь: употреблять глаголы в настоящем и будущем времени в рассказе о прошлом.
I. Контрольный словарный диктант. По мере написания учащиеся графически объясняют орфограммы в корнях глаголов.
Удивляет смелость, подает надежду, увлекаешься чтением, раздражает соседа, страдает от засухи, развивается хорошо, провинишься перед родителями, объявляет об остановке, касаемся вопроса, покажется из-за туч, сокращает текст, приблизит время, сопровождает делегацию, прославляем в стихах.
II. Наблюдения на с. 265. Делается вывод о том, что в рассказе о прошлом могут употребляться глаголы не только в прошедшем, но и в настоящем и будущем времени. Упр. 707 (устно).
III. На доске репродукция картины К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». — Прослушайте текст — описание картины. Глаголы каких времен употреблены автором? Почему? Перескажите текст.
Посмотрим на картину К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». Как много света и солнца в этом чудесном полотне! Как ослепительно сияет снег под лучами мартовского солнца и как глубоки синие тени от стоящих около дома берез! Какую огромную радость излучает это блещущее яркими красками полотно, как поднимает оно настроение зрителя! Вместе с тем этот зимний пейзаж «обжит» человеком: за оградой виднеются фигуры лыжников, слева выступает часть дома, а в снегу копошатся куры. Но Юон не ограничился узким мирком дачной усадьбы. За ней расстилаются лесные дали, и это создает ощущение простора. (О. Сопоцинский.)
При анализе текста внимание школьников обращается на то, что повествование воспринимается так, будто действие происходит сейчас, в момент речи. Это достигается за счет употребления в описании прошлого глаголов в настоящем времени. При повторном чтении текста по предложениям учащиеся выписывают глаголы, определяют их время, графически объясняют орфограммы в окончании. — Укажите глагол, строение которого соответствует схеме: (расстилается).
IV. Запись под диктовку. Определите, в каких временных формах употреблены глаголы. Почему употребление разных форм возможно в одном описании?
Перепелочка ходит по клетке и тихонько насвистывает... А то ляжет на бочок и купается в песке, как настоящая курица, чистит перышки, крыльями похлопывает. Мы ей покажем червячка. Она подойдет и клюнет из руки. Мы ее даже на руки брали, как игрушку. Сидит она на ладошке и не улетает. (Е. Чарушин.)
|