Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Урок 174. Спряжение глагола
Знать: способ определения спряжения глаголов (по личным окончаниям и неопределенной форме). Уметь: владеть способом определения спряжения.
I. Запись в раздел словаря «Говори правильно». Облегчи́ т, углуби́ т, упрости́ т.
II. Прочитайте наизусть (или по книге) отрывок из главы «Леса» книги К. Паустовского «Мещерская сторона». — Найдите метафоры в тексте. Какие сравнения использует автор? Какие цвета мы видим в этой зарисовке? Какие слышим звуки? Слова какой части речи передают их? Подберите синонимы к словам блеснет (озеро), бесшумно, необыкновенная (тишина). — Запишите под диктовку глаголы блеснет, золотит, стоит, кричит, висит; определите их спряжение. Образец записи: блесн (I спр.), крич (II спр.). — Как вы определили спряжение этих глаголов? (По ударным окончаниям.) — Вспомните, как определяется спряжение глагола, если окончание глагола безударное. (Если окончание глагола безударное, ставим глагол в начальную форму, выясняем: если он оканчивается на -ить или является глаголом-исключением, то это глагол II спряжения, если нет — I.) «Проговаривание» способа действия по определению спряжения глаголов, имеющих безударные окончания, должно проводиться неоднократно, до полного овладения им. Постепенно рассуждение «укорачивается». Выписываются остальные глаголы из текста, проговаривается способ определения спряжения: пылает, летают, заглядывают, тлеет и пр. Образец записи: пыла́ — пыл а́ ть (не на - ить, не искл.— I спр.), во́ з тся — воз и́ ть ся (на - ить — II спр.).
III. Выпишите из предложений, взятых из книги К. Паустовского «Мещерская сторона», глаголы, определите их спряжение (с объяснением).
1. Между лесами и Окой тянутся широким поясом заливные луга. 2. Восходит солнце. 3. Иней тает. 4. Прибрежные пески делаются темными от росы. 5. К рассвету воздух уже обжигает лицо легким морозом. 6. Трава седеет от первого утренника. 7. Все они [коты] смотрят на кукан с рыбой.
IV. Закрепление материала — наблюдения на с. 255.
Домашнее задание: § 119, упр. 681, 683.
|