![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общие сведения о слабовидящих глухих учащихся
Среди детей со сложным нарушением зрения и слуха, нуждающихся в специальных условиях для обучения и воспитания, преобладают дети с частичным поражением анализаторов, одного или обоих. Слабовидящие глухие дети составляют значительную часть этого контингента. В Загорском детском доме для слепоглухонемых слабовидящие глухие составляют около 2/3. Почти в той же пропорции имеются слабовидящие глухие в группах для слепоглухонемых детей в Головеньковском доме-интернате для умственно отсталых слепых и слабовидящих детей. По результатам обследования глухих учащихся, испытывающих трудности в обучении (в школах для глухих детей), нарушения зрения встречаются среди этих детей в 20 % случаев, часть которых также относится к слабовидящим глухим (из материалов исследования, проводившегося Т.В.Розановой и Г.П.Бертынь). Значительную часть составляют также слабовидящие глухие в классах для слепоглухих при вечерних школах глухих и слабослышащих или слепых и слабовидящих. Все эти дети и взрослые, за небольшим исключением, прошли клинико-психолого-педагогическое обследование в Институте дефектологии. По данным обследования, глухота при сложном сенсорном дефекте встречается несколько чаще, чем тугоухость, тогда как нарушения зрения, относимые к слепоте, встречаются реже, чем слабовидение. Лиц с тотальной слепотой среди слепоглухих в настоящее время насчитывается немного: в специальных учреждениях они редко превышают 10 %. Сходная картина наблюдается в других странах, где проводится обучение слепоглухих.
В нашей стране на основе офтальмологической оценки к слабовидящим относят лиц с остротой зрения от 0, 05 до 0, 4 Д на лучшевидящем глазу с коррекцией очками. Кроме остроты зрения учитывается состояние и других зрительных функций. Клиническая оценка считается главной при определении степени нарушения зрения в структуре сложного сенсорного дефекта. Что же касается слуха, то по возможности используется педагогическая оценка (по P.M.Боскис): если на основе нарушенного слуха у ребенка самостоятельно образуется устная речь, хоть и дефектная, то таких детей относят к слабослышащим, большую же степень нарушения слуха принято относить к глухоте или «практической» глухоте. Разумеется, данные аудиометрии при этом также принимаются в расчет. Если же выясняется, что у ребенка есть выраженные нарушения интеллекта, как это нередко имеет место у детей со сложным сенсорным дефектом, то состояние речи как критерий оценки состояния слуха отступает на задний план и слух оценивается на основе аудиометрии, причем обязательно проводимой объективными методами. В последние годы в сурдопедагогике наблюдается отход от привлечения педагогического критерия, однако для исследований в области слепоглухоты он сохраняет свою актуальность.
|