Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Некоторые особенности развития слабовидящих глухих детей в условиях специального обучения
Организация в последние годы в экспериментальной группе слепоглухонемых детей НИИ дефектологии АПН СССР классов для слабовидящих глухих и проведение с ними опытной работы (от подготовительного класса до четвертого) в течение ряда лет силами учителей-экспериментаторов, имеющих значительный стаж в обучении слепоглухих детей и специальную квалификацию, позволили целенаправленно и последовательно осуществлять дифференцированный подход и привели к пониманию ряда существенных различий в особенностях познавательной работы слабовидящих глухих и слепоглухих, а также уточнили то действительно общее, что их объединяет. Дифференциация обучения слабовидящих глухих и слепоглухих в Загорском детском доме, усиленная благодаря специальному комплектованию классов, также дает определенный материал для целенаправленных наблюдений и выводов. Как известно из материалов комплексного обследования детей со сложным сенсорным дефектом в Институте дефектологии, у большинства слабовидящих глухих были диагностированы неврит слухового нерва и катаракта обоих глаз, обусловленные взаимодействием наследственных и внешне обусловленных причин (Пев-знер М.С., Бертынь Г.П., Мареева Р.А., 1986). До того времени, когда после оперативного лечения — экстракции катаракты и проведения других лечебных и коррекционных мероприятий, привыкания ребенка к пользованию очками и коррекции зрения, когда зрительная система получает определенное функциональное развитие, обычно проходит несколько лет. Часто это состояние достигается лишь к школьному возрасту. До этих пор слабовидящие глухие дети развиваются практически как слепоглухие дети с остаточным зрением. Таким образом, как раз в наиболее ответственный, ранний период развития ребенка условия этого развития оказываются наиболее неблагоприятными. Это ведет к значительной специфической задержке психического развития слабовидящего глухого ребенка, так же как слепоглухого. Вместе с тем слабовидящие глухие по ряду признаков их развития близки к глухим детям с нормальным зрением. Зрение для них — основное средство восприятия действительности. Ведущим средством общения у взрослых слабовидящих глухих является жестовая речь, и формирование словесной речи возможно только в условиях специального обучения. Развитие речи и мышления имеет выраженные особенности, более всего проявляющиеся в словесно-логическом мышлении. Однако в сравнении с глухими детьми с нормальным зрением развитие слабовидящих глухих обеднено из-за исключительных трудностей организации их общения со взрослыми и детьми, недоступности многих средств информации, значительной ограниченности обозреваемого пространства, запоздалого формирования практической деятельности, гиподинамии, большой, как правило, соматической ослабленности, более частых неврологических нарушений и других причин. Среди этих причин наиболее общезначимая — несравненно более неблагоприятные условия первоначального развития в первые годы жизни. Обучение и развитие слабовидящих глухих детей еще не были предметом специального исследования в отечественной дефектологии. В зарубежных исследованиях этому уделялось некоторое внимание. В конкретном исследовании обучения и развития 50 слепоглу-хих детей, проводившемся в США, из материалов которого видно, что речь идет о слабовидящих глухих, так как они имели «значительное, возможное к употреблению зрение», изучение продолжалось в течение трех лет. Дети обладали «только лишь минимальными речевыми навыками, которые были бы пригодны дл* процесса учения». Авторы пришли к выводу, что трудности обще- ния учителя с учеником являются сдерживающим фактором для ряда аспектов учения. Дети показали относительно большие возможности в усвоении навыков повседневной жизни, но низкие — в формальных ситуациях. «Дети кажутся скорее деятельными, чем познающими в отношении учения». Возможностям развития их мышления в будущем дается осторожная оценка. Итоговая рекомендация: предоставлять детям больше возможностей решать практические задачи (Curtis W. S., Donlon E.T., Tweedie D., 1975). Исследование возможностей развития слабовидящих глухих детей в условиях специального обучения было бы наиболее продуктивным, если бы дети попадали в поле зрения специалистов начиная с раннего возраста. Однако часто это происходит лишь в возрасте 5 — 7 лет, что связано с рядом обстоятельств. Ребенок успевает побывать в самых разных учреждениях на лечении и обучении, прежде чем будет установлен сложный сенсорный дефект. Нередки случаи, когда обращение родителей в Институт дефектологии или другие учреждения, связанные с ним, следует только после неудачных попыток обучения в детских садах и школах для глухих детей, в школах для слепых и слабовидящих детей. Пребывание в условиях специального учреждения для слепо-глухих делает возможным для некоторых слабовидящих глухих перевод через ряд лет в школу для глухих детей. Такая возможность появляется благодаря положительным сдвигам в развитии ребенка, овладению необходимыми средствами общения, определенному развитию зрительной функции. Развитие зрительного восприятия в школьном возрасте у части детей сопровождается, как это видно из результатов периодических обследований, повышением остроты форменного зрения до 0, 2 — 0, 3, хотя визус в целом остается низким. Это связано, как объясняют офтальмологи, с характерными для сложного дефекта различными отягчающими признаками (Каплан А. И., 1982, устное сообщение). За последние 6 лет из примерно 40 слабовидящих глухих Загорского детского дома переведено в школы глухих 11 человек. Из них успехи на уровне выше среднего в школе глухих показали 2 учащихся. С помощью сотрудников лаборатории обучения и воспитания глухих детей НИИ дефектологии (Т.С.Зыковой, Н.А.Моревой, В.Б.Суховой и др.) было проведено обследование школьных знаний у слабовидящих глухих, имевших возросший визус и переводившихся в школы глухих (детские и вечерние). Оно показало, что уровень общеобразовательной подготовки слабовидящих глухих детей даже в условиях специального обучения поднимается не столь значительно, чтобы они могли догнать своих глухих сверстников. Приведем конкретные примеры: а) Лена Б. (13 лет; острота зрения 0, 2; глухота). В детский дом поступила в 4-летнем возрасте, обучается 9 лет. Образовательная подготовка соответствует II — III классам школы глухих; б) Оля В. (14 лет; острота зрения 0, 1 — 0, 2; глухота). В Загорском детском доме обучается с 4-летнего возраста, в течение 10 лет. Образовательная подготовка соответствует III —IV классам школы для глухих детей; в) Оксана 3. (18 лет; острота зрения 0, 3; глухота). В детский дом поступила в 8-летнем возрасте. С 9 до 11 лет обучалась в экспериментальной группе слепоглухонемых детей НИИ дефектологии. АПН СССР, затем было продолжено обучение в Загорске. В общей сложности специальное обучение длилось 10 лет. Уровень образовательной подготовки соответствует VII классу школы глухих. Длительное освоение школьных учебных программ обусловлено запаздывающим общим развитием учащихся, фактическим перемещением задач преддошкольного и дошкольного воспитания на более поздний возраст. Собственный жизненный опыт слабовидящих глухих дошкольников почти так же скуден, как и у слепоглухих. В процессе специального воспитания много времени и усилий затрачивается на формирование многочисленных бытовых навыков, которые обычный ребенок приобретает достаточно самостоятельно, намного быстрее и раньше. Вместе с тем отставание слабовидящих глухих детей в развитии и близость их по типу развития к слепоглухим детям с остаточным зрением не должны заслонить собой тех различий, которые имеются в познавательной деятельности между детьми этих категорий. Различия эти весьма ощутимы в процессе специального обучения, особенно в школьном возрасте. Благодаря предметному зрению слабовидящие глухие дети быстрее осваивают многие виды учебного материала. Их практическая деятельность формируется на основе зрительного восприятия, осязанием же слабовидящие глухие пользуются плохо, намного хуже, чем слепоглухие. При обучении первым жестам у слабовидящих глухих детей 3 — 4 лет понимание жеста проявляется уже через одну-две недели, у слепоглухих — через три —пять месяцев (наблюдение Л. В. Пашенцевой). Повышается эффективность обучения слабовидящих глухих и активизируется их учебная деятельность тогда, когда создается ряд условий, облегчающих процесс зрительного восприятия: специально изготовленные рисунки, крупный шрифт, подсветка и т.п.
|