Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Некоторые особенности развития слабовидящих глухих детей в условиях специального обучения






Организация в последние годы в экспериментальной группе сле­поглухонемых детей НИИ дефектологии АПН СССР классов для слабовидящих глухих и проведение с ними опытной работы (от подготовительного класса до четвертого) в течение ряда лет сила­ми учителей-экспериментаторов, имеющих значительный стаж в обучении слепоглухих детей и специальную квалификацию, по­зволили целенаправленно и последовательно осуществлять диффе­ренцированный подход и привели к пониманию ряда существен­ных различий в особенностях познавательной работы слабовидя­щих глухих и слепоглухих, а также уточнили то действительно об­щее, что их объединяет. Дифференциация обучения слабовидящих глухих и слепоглухих в Загорском детском доме, усиленная благо­даря специальному комплектованию классов, также дает опреде­ленный материал для целенаправленных наблюдений и выводов.


Как известно из материалов комплексного обследования детей со сложным сенсорным дефектом в Институте дефектологии, у большинства слабовидящих глухих были диагностированы неврит слухового нерва и катаракта обоих глаз, обусловленные взаимо­действием наследственных и внешне обусловленных причин (Пев-знер М.С., Бертынь Г.П., Мареева Р.А., 1986). До того времени, когда после оперативного лечения — экстракции катаракты и про­ведения других лечебных и коррекционных мероприятий, привы­кания ребенка к пользованию очками и коррекции зрения, когда зрительная система получает определенное функциональное раз­витие, обычно проходит несколько лет. Часто это состояние до­стигается лишь к школьному возрасту. До этих пор слабовидящие глухие дети развиваются практически как слепоглухие дети с ос­таточным зрением. Таким образом, как раз в наиболее ответствен­ный, ранний период развития ребенка условия этого развития оказываются наиболее неблагоприятными. Это ведет к значитель­ной специфической задержке психического развития слабовидя­щего глухого ребенка, так же как слепоглухого.

Вместе с тем слабовидящие глухие по ряду признаков их разви­тия близки к глухим детям с нормальным зрением. Зрение для них — основное средство восприятия действительности. Ведущим сред­ством общения у взрослых слабовидящих глухих является жестовая речь, и формирование словесной речи возможно только в условиях специального обучения. Развитие речи и мышления имеет выра­женные особенности, более всего проявляющиеся в словесно-ло­гическом мышлении. Однако в сравнении с глухими детьми с нор­мальным зрением развитие слабовидящих глухих обеднено из-за исключительных трудностей организации их общения со взрослы­ми и детьми, недоступности многих средств информации, значи­тельной ограниченности обозреваемого пространства, запоздалого формирования практической деятельности, гиподинамии, большой, как правило, соматической ослабленности, более частых невроло­гических нарушений и других причин. Среди этих причин наиболее общезначимая — несравненно более неблагоприятные условия пер­воначального развития в первые годы жизни.

Обучение и развитие слабовидящих глухих детей еще не были предметом специального исследования в отечественной дефекто­логии. В зарубежных исследованиях этому уделялось некоторое вни­мание.

В конкретном исследовании обучения и развития 50 слепоглу-хих детей, проводившемся в США, из материалов которого вид­но, что речь идет о слабовидящих глухих, так как они имели «зна­чительное, возможное к употреблению зрение», изучение про­должалось в течение трех лет. Дети обладали «только лишь мини­мальными речевыми навыками, которые были бы пригодны дл* процесса учения». Авторы пришли к выводу, что трудности обще-


ния учителя с учеником являются сдерживающим фактором для ряда аспектов учения. Дети показали относительно большие воз­можности в усвоении навыков повседневной жизни, но низкие — в формальных ситуациях. «Дети кажутся скорее деятельными, чем познающими в отношении учения». Возможностям развития их мышления в будущем дается осторожная оценка. Итоговая реко­мендация: предоставлять детям больше возможностей решать прак­тические задачи (Curtis W. S., Donlon E.T., Tweedie D., 1975).

Исследование возможностей развития слабовидящих глухих детей в условиях специального обучения было бы наиболее про­дуктивным, если бы дети попадали в поле зрения специалистов начиная с раннего возраста. Однако часто это происходит лишь в возрасте 5 — 7 лет, что связано с рядом обстоятельств. Ребенок успевает побывать в самых разных учреждениях на лечении и обу­чении, прежде чем будет установлен сложный сенсорный дефект. Нередки случаи, когда обращение родителей в Институт дефек­тологии или другие учреждения, связанные с ним, следует толь­ко после неудачных попыток обучения в детских садах и школах для глухих детей, в школах для слепых и слабовидящих детей.

Пребывание в условиях специального учреждения для слепо-глухих делает возможным для некоторых слабовидящих глухих пе­ревод через ряд лет в школу для глухих детей. Такая возможность появляется благодаря положительным сдвигам в развитии ребен­ка, овладению необходимыми средствами общения, определен­ному развитию зрительной функции. Развитие зрительного вос­приятия в школьном возрасте у части детей сопровождается, как это видно из результатов периодических обследований, повыше­нием остроты форменного зрения до 0, 2 — 0, 3, хотя визус в целом остается низким. Это связано, как объясняют офтальмологи, с характерными для сложного дефекта различными отягчающими признаками (Каплан А. И., 1982, устное сообщение). За послед­ние 6 лет из примерно 40 слабовидящих глухих Загорского дет­ского дома переведено в школы глухих 11 человек. Из них успехи на уровне выше среднего в школе глухих показали 2 учащихся.

С помощью сотрудников лаборатории обучения и воспитания глухих детей НИИ дефектологии (Т.С.Зыковой, Н.А.Моревой, В.Б.Суховой и др.) было проведено обследование школьных зна­ний у слабовидящих глухих, имевших возросший визус и перево­дившихся в школы глухих (детские и вечерние). Оно показало, что уровень общеобразовательной подготовки слабовидящих глу­хих детей даже в условиях специального обучения поднимается не столь значительно, чтобы они могли догнать своих глухих сверст­ников. Приведем конкретные примеры: а) Лена Б. (13 лет; острота зрения 0, 2; глухота). В детский дом поступила в 4-летнем возрасте, обучается 9 лет. Образовательная подготовка соответствует II — III классам школы глухих; б) Оля В. (14 лет; острота зрения 0, 1 — 0, 2;


глухота). В Загорском детском доме обучается с 4-летнего возрас­та, в течение 10 лет. Образовательная подготовка соответствует III —IV классам школы для глухих детей; в) Оксана 3. (18 лет; острота зрения 0, 3; глухота). В детский дом поступила в 8-летнем возрасте. С 9 до 11 лет обучалась в экспериментальной группе сле­поглухонемых детей НИИ дефектологии. АПН СССР, затем было продолжено обучение в Загорске. В общей сложности специальное обучение длилось 10 лет. Уровень образовательной подготовки со­ответствует VII классу школы глухих.

Длительное освоение школьных учебных программ обусловле­но запаздывающим общим развитием учащихся, фактическим перемещением задач преддошкольного и дошкольного воспита­ния на более поздний возраст. Собственный жизненный опыт сла­бовидящих глухих дошкольников почти так же скуден, как и у слепоглухих. В процессе специального воспитания много времени и усилий затрачивается на формирование многочисленных быто­вых навыков, которые обычный ребенок приобретает достаточно самостоятельно, намного быстрее и раньше.

Вместе с тем отставание слабовидящих глухих детей в развитии и близость их по типу развития к слепоглухим детям с остаточ­ным зрением не должны заслонить собой тех различий, которые имеются в познавательной деятельности между детьми этих кате­горий. Различия эти весьма ощутимы в процессе специального обучения, особенно в школьном возрасте.

Благодаря предметному зрению слабовидящие глухие дети бы­стрее осваивают многие виды учебного материала. Их практиче­ская деятельность формируется на основе зрительного восприя­тия, осязанием же слабовидящие глухие пользуются плохо, на­много хуже, чем слепоглухие. При обучении первым жестам у сла­бовидящих глухих детей 3 — 4 лет понимание жеста проявляется уже через одну-две недели, у слепоглухих — через три —пять ме­сяцев (наблюдение Л. В. Пашенцевой). Повышается эффективность обучения слабовидящих глухих и активизируется их учебная дея­тельность тогда, когда создается ряд условий, облегчающих про­цесс зрительного восприятия: специально изготовленные рисун­ки, крупный шрифт, подсветка и т.п.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал