![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Характеристика глухих детей-олигофренов
Олигофрения, как известно, составляет около 70 % среди различных видов аномального развития и является ведущей, определяющей проблемой... Исследования учащихся школ для слепых, слабовидящих, глухих, слабослышащих, слепоглухих детей, де-
гей с детским церебральным параличом (ДЦП), проведенные в юследнее десятилетие, показали, что в этих школах в ходе самого процесса обучения выявились дети, не успевающие по программе специальных школ. Это неизбежно привело к организации вспомогательных классов при этих школах. Комплексное обследование учащихся вспомогательных классов выявило, что от 60 до 80 % среди них составляют дети-олигофрены (Певзнер М.С., 1967; Певзнер М.С., Бертынь Г. П., Донская Н.Ю., 1979; Певзнер М.С., Бертынь Г.П., Мареева Р.А., 1980). Нами у 29 детей с затруднениями в обучении (из 51) на основании комплексного клинико-психолого-педагогического обследования диагностирована олигофрения. Таким образом, в обследуемой выборке почти в 57 % наблюдений выявлена сложная структура дефекта, при которой глухота сочетается с олигофренией. Олигофрения относится к непрогредиентным врожденным, наследуемым или рано приобретенным формам умственной недостаточности. Л. С. Выготский (1956) указывал, что весь ход аномального развития определяется временем поражения и значимостью той или иной функции для дальнейшего психического развития ребенка. В основе олигофрении лежит недоразвитие наиболее сложных, специфически человеческих корковых структур. Поэтому понятно, что при этом виде аномального развития имеются нарушения всех психических функций. Умственный дефект по типу олигофрении может быть выражен в разной степени (идиотия, имбецильность и дебильность). Однако не только глубина дефекта определяет его качественное своеобразие. Исследователи ставили перед собой задачу выделения критериев классификации олигофрении (Сухарева Г.Е., 1965; Мелехов Д.Е., 1965; Исаев Д.Н., 1971; Kirman В., 1972; и др.). Классификация, выдвинутая М. С. Певзнер в 1959 г. и более глубоко разработанная в последующие годы (1972—1979), оказалась наиболее адекватной для решения задач компенсации дефекта при олигофрении. Эта классификация построена, исходя из трех основных критериев: времени поражения, этиологии и локализации. Согласно этим критериям были выделены следующие формы олигофрении. 1. Неосложненная форма. 2. Олигофрения с нейродинамическими нарушениями: а) преобладанием возбуждения; б) преобладанием торможения. 3. Олигофрения с локальными нарушениями. 4. Олигофрения с психопатоподобным синдромом. 5. Олигофрения с лобной недостаточностью. При первой, неосложненной, форме олигофрении отмечаете; недоразвитие сложных форм познавательной деятельности пр* первичной относительной сохранности эмоционально-волевор 19! сферы. Отличительной особенностью детей с подобной формой олигофрении является способность к целенаправленной деятельности в пределах доступных для них заданий; поведение их соответствует общему уровню интеллектуального развития. Им свойственны замедленность и инертность психической деятельности. Исследования (Певзнер М.С., 1972; Бертынь Г. П., 1975) показали, что неосложненная форма олигофрении чаще наследственно обусловлена. Катамнестические исследования детей с этой формой олигофрении выявили, что среди всех форм олигофрении именно дети с неосложненной формой отличаются наилучшей социальной адаптацией (Мелехов Д. Е., 1970; Агавелян О.А., 1973; Карвялис В. И., 1977; и др.). У детей-олигофренов с нейродинамическими расстройствами наряду с недоразвитием познавательной деятельности выявляются дополнительные симптомы в виде нарушения поведения и снижения работоспособности. По особенностям нарушения корковой динамики при этой форме олигофрении можно выделить две подгруппы детей: возбудимых и тормозных. Третья форма олигофрении характеризуется не только всей суммой симптомов, обусловленных недоразвитием познавательной деятельности, но и локальными поражениями. При четвертой форме — олигофрении с психопатоподобными формами поведения — недоразвитие познавательной деятельности сочетается с нарушением эмоционально-волевой сферы, недоразвитием личностных компонентов, двигательным беспокойством. Пятая форма олигофрении характеризуется выраженной лобной недостаточностью, которая проявляется во всех видах деятельности у этих детей. Они некритичны к себе и окружающему, не учитывают ситуацию, им свойственен благодушно-эйфори-ческий фон настроения с периодическими вспышками немотивированного раздражения, агрессивностью. Работоспособность резко снижена. Они безынициативны, бездеятельны и беспомощны. Моторика этих детей бедна, стереотипна при двигательном беспокойстве. Особенно беспомощны, слабы, вялы у них руки. При изучении сложного дефекта, а именно при сочетании глухоты с первичной интеллектуальной недостаточностью по типу олигофрении, можно было бы предположить, что структура дефекта такого вида аномального развития характеризуется специфическими особенностями, позволяющими выделить еще одну форму олигофрении. Однако в процессе комплексного, динамического изучения глухих-олигофренов были выявлены принципиально те же, по качественному своеобразию структуры дефекта, формы олигофрении, что и в популяции слышащих-олигофренов. У обследованных глухих детей наблюдалась олигофрения как в степени дебильности, так и имбецильности. Дети, имеющие глухоту и олигофрению в степени имбецильности, в силу неспособ- ности обучаться даже в условиях вспомогательного класса были выведены в учреждения социального обеспечения. В результате исследования олигофрения в степени дебильности была диагностирована у 29 глухих детей. Распределение этих детей (согласно приведенной выше классификации М.С.Певзнер) было следующим: I. Неосложненная форма олигофрении — 15. II. Олигофрения с нейродинамическими расстройствами — 7, а) возбудимые — 4; б) тормозные — 3. III. Олигофрения с локальными (двигательными) нарушения IV. Олигофрения с психопатоподобным синдромом — 2. V. Олигофрения с лобной недостаточностью — 2. Все описанные выше пять форм олигофрении наблюдались при комплексном изучении учащихся школ для слепых детей (Певз-нер М.С., 1967), вспомогательных классов школ для слабослышащих детей (Певзнер М.С., Бертынь Г.П., Донская Н.Ю., 1979), олигофренов с глубокими нарушениями зрения и слуха (Певзнер М.С., Бертынь Г.П., Мареева Р.А., 1980). Эти исследования позволяют высказать точку зрения о том, что олигофрения при всех видах сенсорных дефектов сохраняет свои основные закономерности как в отношении степени выраженности дефекта, так и, что особенно значимо, в отношении качественного своеобразия структуры дефекта. В подтверждение выдвинутого положения приводим клинические наблюдения. Наблюдение 1. Вова Ш., 10 лет, обучается в III вспомогательном классе. Мальчик родился от здоровых родителей. В наследственности отягощения в четырех поколениях не выявлено. Младшая сестра 9 лет здоровая, учится в III классе массовой школы на 4 и 5. Пробанд родился от первой беременности, во время которой мать ничем не болела, самочувствие ее было хорошим. В 6 месяцев беременности мать перенесла массивную травму живота, через 10 минут после которой началась родовая деятельность. Мальчик родился в головном предлежании с весом 1100 г, ростом 42 см. До 5 месяцев находился в детской больнице по поводу пупочного сепсиса, рецидивирующей двусторонней пневмонии; получал массивные дозы различных медикаментов, в том числе и ототоксические антибиотики. Статически развивался с задержкой (ходит после 1, 5 лет). Когда ребенку было 3 месяца, мать заметила, что у него снижен слух, глухота диагностирована в 1 год 7 месяцев. С 2 лет посещал детский сад для глухих детей. В 8 лет в связи с выраженными затруднениями в обучении по программе детского сада
Но физическое развитие соответствует существующим возрастным нормативам; со стороны внутренних органов патологии не выявлено. В неврологическом состоянии негрубо выраженная, преимущественно правосторонняя, симптоматика. <...> В результате первого психологического обследования в конце обучения в подготовительном классе было обнаружено следующее. Элементарная память на места расположения предметов, а также на изображения знакомых предметов достаточно хорошая. Однако узнавание того, что было воспринято раньше, среди последовательно показываемых сходных предметов вызывает очень большие затруднения, что свидетельствует о неумении мысленно оперировать образами. Решение наглядных задач на дополнение до целого по принципу симметрии оказалось доступным только после выполнения аналогичных заданий в наглядно-действенном варианте. При этом эффект обучения не был достаточно стойким. Мальчик не овладел обобщенным принципом решения задач подобного типа. При классификации геометрических фигур по одному из трех признаков (цвет, форма, величина) испытывал большие трудности в абстрагировании и проявлял инертность при необходимости переключаться с одного задания на другое. Результаты выполнения заданий на мысленное сравнение предметов, на дополнение до целого по принципу симметрии, на классификацию геометрических фигур свидетельствуют о более низком уровне развития наглядно-образного мышления у данного мальчика, чем у его глухих сверстников, не имеющих дополнительных первичных дефектов. Уровень речевого развития мальчика свидетельствует о том, что он не усвоил программы подготовительного класса. Фразовой речью не владеет совсем. Очень невелик запас тех слов, которые мальчик может воспроизвести сам, называя предметы или их изображения (не может назвать даже основные части тела). Несколько большее количество слов может соотнести с обозначаемыми ими предметами, если слова предъявляются ему взрослым (дактилируются или даются написанными). Владеет техникой дактильной речи, письма и чтения (устно-дактильно), правильно соотносит буквы и дактилемы. Однако испытывает очень большие трудности в запоминании буквенного состава слов, допускает пропуски слогов и букв, их перестановки, смещения элементов, принадлежащих разным словам. Владеет счетом только до 5, правильно называет эти числа. Сложение и вычитание предметов совершает только в пределах 5, притом все рас- четы производит с помощью пальцев, соотнося палец с предметом, и повторно пересчитывает пальцы. Сложением и вычитанием как мыслительными действиями не владеет. Повторно мальчик обследовался через два года, после двух лет обучения во вспомогательном классе школы глухих. Обследование показало, что мальчик продвинулся в развитии речи. Появилась самая элементарная фразовая речь, расширился активный словарь, уменьшилось число искажений в составе слов. Вместе с тем по речевому развитию мальчик до сих пор не усвоил программу обычного подготовительного класса школы глухих. При определенных положительных сдвигах в овладении элементарной арифметикой (выполнение пересчета предметов в пределах 20, сложения и вычитания без перехода через десяток) сохранились ранее приобретенные неправильные способы действия: соотнесение пальцев с предметами, уменьшение или увеличение числа пальцев, пересчет оставшихся. Наличие этих способов свидетельствует о несформированно-сти арифметических действий сложения и вычитания как действий умственных. Повторное выполнение наглядных заданий говорит о некотором прогрессе в развитии наглядно-образного мышления мальчика за два года. Однако обнаруженные ранее затруднения в понимании соотношения целого и части, трудности отвлечения наглядных признаков и их обобщения, тугоподвижность в решении наглядных задач остались по-прежнему характерными для мыслительной деятельности мальчика. Важно отметить, что поведение Вовы Ш. во время как первого, так и второго обследования было адекватным. Мальчик стремился понять, что от него требуется, выполнял все задания спокойно и целенаправленно, не отвлекался на посторонние воздействия, не прекращал деятельности до получения какого-либо результата. Испытывал удовольствие при похвалах взрослого и при успешном выполнении некоторых простых наглядных заданий. Вместе с тем к своим ошибочным решениям относился спокойно, без отрицательных эмоций и без осознания своего неуспеха. Характер поведения мальчика свидетельствует о том, что у него нет грубых изменений в развитии эмоционально-волевой сферы. Однако общая интеллектуальная сниженность проявляется и в том, как ребенок оценивает свои действия. На основании комплексного клинико-психолого-педагогического исследования у глухого ребенка обнаружено первичное недоразвитие познавательной деятельности, характерное для олигофрении. Особенности личности, поведения и деятельности дают основание отнести олигофрению у обследуемого мальчика к неосложнен-ной форме. Этиологически данный случай сложен и недостаточно ясен. Данные анамнеза (глубокая недоношенность, родовая травма, ранние тяжелые заболевания, применение различных медикаментов) свидетельствуют о массивных экзогениях, перенесенных ребенком. Травма живота и вызванное этим механическое прерывание внутриутробного развития пло-
Наблюдение 4. Ренат В., 14 лет. Родители мальчика, по национальности татары, являются дальними родственниками. Отец здоров; мать имеет негрубое двустороннее снижение слуха. У деда отца пробанда отмечено снижение слуха после 40 лет. Два старших брата пробанда здоровы. Обследуемый мальчик родился от девятой доношенной беременности, протекавшей без осложнений. В связи с тем, что мать имеет резус-отрицательную кровь, она находилась под постоянным наблюдением специализированного родильного дома. Родился в головном предлежании с весом 3500 г, длиной 52 см, в белой асфиксии; проводился весь комплекс мероприятий по оживлению ребенка. К груди приложен на 6-е сутки, так как состояние мальчика было тяжелым. Статически развивался с выраженной задержкой: стал держать головку после 8 мес, сидеть — после 4 лет. Неоднократно находился в детском санатории для детей с ДЦП. С 5 до 7 лет посещал детский сад для глубоко умственно отсталых детей. До 10 лет по желанию матери находился дома. Снижение слуха отмечено матерью до года, но в связи с выраженной умственной отсталостью и ДЦП снижение слуха до степени глухоты было диагностировано только после 8 лет. Клинически обследован в 14 лет. В соматическом состоянии патологии со стороны внутренних органов не выявлено; отдельные негрубые костные дисплазии, кожа с мраморным оттенком, множество родинок, чередование депигментированных участков с пятнами кофейного цвета; начало полового метаморфоза. В неврологическом состоянии — остаточные явления спастического тет-рапареза, страбизм, грубый горизонтальный нистагм: псевдобульбарные нарушения. Ренат В. обследовался психологами дважды, в 14- и 16-летнем возрасте. Первое обследование показало заметное снижение уровня развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, образной и словесной памяти и речи по сравнению с глухими сверстниками, успешно обучающимися в школе. Все наглядные задания вызывали у него затруднения: сложение целого из частей, строительство домиков из кубиков по расчлененному образцу, нахождение недостающей части к целому по принципу установления тождества частей или их симметричных отношений, классификация геометрических фигур по цвету, форме или величине, узнавание ранее показанных картинок среди других. Только запоминание мест расположения предметов осуществлялось им достаточно успешно, что свидетельствовало о сохранности элементарной памяти. В характере выполнения других заданий отчетливо проявились трудности осуществления всех основных мыслительных операций (анализа и синтеза, сравнения, абстрагирования и обобщения) при опоре на наглядность и даже на предметное действие. Несмотря на несколько лет обучения в школе, мальчик овладел лишь немногими словами, обозначающими предметы, их признаки, количество. Многие слова не помнил точно по звукобуквенному составу, смешивал их по значению. Овладел счетом предметов, сложением и вычитанием в пределах 10. Но даже в этих пределах допускал ошибки (имел трудности в присчитывании предметов, в вычитании числа больше 5). Вторичное обследование в 16-летнем возрасте не обнаружило каких-либо заметных положительных сдвигов в развитии познавательной деятельности, знаниях и навыках. Низкий уровень интеллектуальной деятельности у Рената В. сочетала с адекватным поведением, отчетливо выраженным старанием выполнить задание, получить одобрение взрослого. Старательность мальчике особенно отчетливо проявилась в действиях с предметами, при письме ъ дактилировании. Несмотря на наличие насильственных движений, подергиваний, мальчик стремился достигнуть правильного выполненш несложных действий — положить предметы аккуратно, один рядом < другим, поставить пальцы рук в правильную позицию при дактилирова нии, соблюдать порядок при письме. В результате комплексного клинико-психолого-педагогического об следования у глухого ребенка диагностирована олигофрения в степеш дебильности. Сложность данного случая определяется не только наруше нием интеллекта и снижением слуха, но и остаточными явлениями ДЦП Сочетание олигофрении с ДЦП дает основание отнести данное наблю дение по качественному своеобразию структуры дефекта к третьей фор ме олигофрении. В данной выборке это наблюдение представляет случай кров но-родственного брака родителей (КРБ). По литературным дан ным известно (Frazer F., 1978; и др.)? что при КБР внешне здо ровых родителей, носителей патологических генов, возможно про явление у детей любого вида патологии (рецессивное наследова ние). Повышена частота КРБ в популяции детей-олигофренов глухих. Для понимания своеобразия структуры дефекта у пробандс помимо КРБ и семейного снижения слуха, необходимо учесть перенесенную ребенком тяжелую родовую травму. Этот случай важен и в плане методики обучения глухих-оли гофренов, имеющих ДЦП. Наличие двигательных нарушений ус> губляет трудности в обучении. У таких детей недоразвитие моте рики осложняет и ограничивает возможность формирования не обходимых двигательных умений в процессе обучения. Педагога ческая работа должна строиться с направленностью на коррек цию двигательных нарушений, начиная с самых ранних этапе развития ребенка. Следует думать, что Ренат В. мог бы достигнут значительно больших успехов в обучении, если бы адекватна коррекционно-воспитательная работа с ним проводилась с раь 2(
него детства. Кроме того, для проведения необходимого лечения по поводу ДЦП дети должны находиться под наблюдением невропатологов и педиатров. Наблюдение 6. Аня К., 12 лет. Из генеалогических данных известно, что по линии матери в нескольких поколениях рождались разнополые близнецы, ряд родственников матери страдают тиреотоксикозом в нескольких поколениях, ги-перметропией, снижение слуха отмечено у бабушки пробанда по линии матери. Девочка родилась от первой недоношенной беременности, протекавшей с нефропатией на всем протяжении беременности, с весом 1700 г и ростом 44 см. Родилась в белой асфиксии, продолжавшейся 15 минут. Находилась в отделении недоношенных 2 месяца. Впервые заболела пневмонией в 2 месяца, тогда же перенесла отит, повторная пневмония с отитом была в 8 месяцев. С года у девочки начались малые судорожные припадки по типу кивков, большие судорожные припадки — после двух лет. Девочка перенесла 3 эпилептических статуса, продолжавшихся больше суток, после которых находилась в отделении реанимации. Девочка получает противо-судорожное лечение с двух лет по настоящее время. Последний судорожный припадок был в мае 1974 г. Воспитывалась дома. В 3 года в течение месяца посещала специальный детский сад, откуда была выведена в связи с трудностями в поведении. С этого времени до 7 лет посещала занятия в сурдологопедическом центре Москвы. С 7, 5 лет оформлена в I класс школы-интерната № 101, откуда через 2 недели была выведена в связи с трудностями поведения для обучения на дому. При соматическом обследовании патологии со стороны внутренних органов не выявлено, врожденная катаракта обоих глаз (слева оперирована в 11, 5 лет); бурное начало пубертатного периода. В неврологическом состоянии отмечается резидуальная правосторонняя симптоматика, грубо нарушена координация движений пальцев рук; эписиндром. Психологическое обследование, проведенное в 12 лет, показывает, что у девочки имеются очень большие трудности в выполнении всех наглядно-действенных заданий, которые не могут быть объяснены недостатками зрения, поскольку зрение позволяло ей различать зрительно предъявляемые объекты. Она крайне затруднялась в установлении соотношений между частями целого, смогла решать наглядные задачи только на установление тождества частей, при этом с большой наглядно-действенной помощью. Вместе с тем обнаружила хорошую память на места предметов, умение выполнять классификацию геометрических фигур по цвету и по форме. При этом руководствовалась принципом, выраженным в жестах. Классификацию по величине смогла выполнить после того, как ей был дан принцип, выраженный в жестах. Девочка владеет дактильными знаками и дактильным чтением, знает дактильные обозначения очень незначительного числа предметов. В ряде случаев, прочитывая слово по табличке, не может соотнести его с предметом. Счетом предметов не владеет, может устанавливать лишь соответствие между числом пальцев и числом предметов. На фоне негрубого снижения зрения и значительной потери слуха в психическом статусе девочки выявляется грубейшее нарушение эмоционально-волевой сферы и личностных компонентов с ранних этапов ее развития. В основе патологии поведения, по-видимому, лежит нарушение со стороны лобных систем, что проявляется в снижении критики, непонимании ситуации, в отсутствии чувства дистанции между собой и экспериментатором. По данным педагогического наблюдения, девочка не регулирует своего поведения. На этом фоне отмечается грубое нарушение умственной работоспособности, нет направленности на задания. Девочка не принимает даже доступной ей инструкции. Если удается заинтересовать ее, то она выполняет легкие задания, работает медленно, быстро пресыщается. В данном наблюдении мы имеем дело с грубым многосистемным внутриутробным поражением ЦНС: олигофрения, эписиндром, глубокое нарушение слуха (степень нарушения проверить не удается), врожденная катаракта обоих глаз (степень снижения зрения также определить не удалось); грубое нарушение поведения по диэнцефально-лобному типу. Более выраженное нарушение эмоционально-волевой сферы и поведения в настоящее время обусловлено переходным возрастом. Это наблюдение представляет большой интерес, так как у пробанда выявлена сложная структура дефекта, при которой раннее нарушение слуха сочетается с олигофренией, эписиндромом, врожденной катарактой обоих глаз и первичным грубым изменением эмоционально-волевой сферы по диэнцефально-лобному типу. Форма олигофрении у пробанда, согласно классификации М.С. Певзнер, является пятой, при которой олигофрения сочетается с недоразвитием лобных структур. *** В процессе изучения глухих неуспевающих школьников было отмечено, что наибольшие трудности возникают при отграничении глухих с первично сохранным интеллектом от глухих-олигофренов. У глухого ребенка при первично сохранном интеллекте корковые структуры головного мозга сохранны, поэтому возможны прием и переработка информации, воспринятой через любой сохранный сенсорный канал. Известно, что у глухого ребенка затруднено развитие всех форм речи, приводящее к вторичному недоразвитию мышления. Именно это обстоятельство создает большие затруднения при дифференциальном диагнозе в отношении интеллекта у ребенка с врожденным или рано приобретенным снижением слуха.
При этом существенен ряд дифференциально-диагностических признаков: 1) наличие дисплазий (костных, кожных и др.)? которые имеют свои специфические особенности как при олигофрении, так и у детей с нарушением слуха; 2) особенности неврологической симптоматики. Для глухого олигофрена характерна неврологическая, преимущественно правосторонняя симптоматика. У глухого с первично сохранным интеллектом симптоматика либо отсутствует, либо носит негрубый рассеянный характер; 3) качественная характеристика деятельности у этих двух категорий детей. Для глухих олигофренов характерны сильно выраженная инертность, плохая переключаемость, недостаточная способность использовать оказываемую им помощь, некритичность поведения, низкий уровень развития самоконтроля. Глухие дети с первично сохранным интеллектом отличаются адекватным поведением, направленностью в процессе деятельности, высоким уровнем обучаемости, правильным отношением к окружающему, критичностью, способностью контролировать свое поведение и деятельность. Как известно, глухие с первично сохранным интеллектом достигают высокого уровня компенсаторного психического развития. Сочетание олигофрении с глухотой ограничивает эту возможность. В то же время необходимо раннее выявление глухих-олигофренов для своевременного начала педагогической работы с ними и достижения возможно более полной коррекции их психического и физического развития. Этиопатогенез при сочетании глухоты с олигофренией оказывается сложным и многоплановым. На данном этапе исследования мы можем высказать предположение, что оба эти вида дефекта сохраняют специфические особенности этиологии. Однако в процессе развития глухого ребенка с первично нарушенным интеллектом по олигофренному типу не происходит простого суммирования симптомов, а возникает новая сложная структура дефекта. Изучение этой сложной структуры должно быть продолжено.
Н.Ю.Донская ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ КЛАССОВ1 Ведущей задачей обучения умственно отсталых слабослышащих школьников является их социальная адаптация и подготовка к включению в элементарную трудовую деятельность. Особое
1 Печатается по изданию: Книга для учителя школы слабослышащих / под ред. И.И.Гилевич, К.В.Комарова, К.Г.Коровина, Л.И.Тиграновой. — Краснодар, 1998. значение для решения этой задачи имеет обучение учащихся вспомогательных классов родному языку. В условиях специального обучения языку решается два ряда задач: во-первых, задачи, включающие усвоение языка как средства общения и языка как учебного предмета, и, во-вторых, специальные коррекционные задачи, вытекающие из психофизических особенностей учащихся вспомогательных классов: формирование основных мыслительных операций, коррекция и развитие познавательной деятельности.
|