Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Формирование наглядных обобщений
Задачей данной рубрики программы является формирование основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение), необходимых для развития познавательной деятельности учащихся. У умственно отсталых слабослышащих детей к началу школьного обучения оказываются несформированными элементарные познавательные процессы. Предметы и явления окружающей действительности фиксируются в их сознании бессистемно, отрывочно. Система учебной работы по формированию элементарных словесных обобщений включает: выделение отдельных свойств предмета, дифференциацию существенных и несущественных признаков, выделение существенных свойств групп предметов, объединение видовых понятий в родовые, усвоение обобщающих слов. Совершенно очевидна необходимость проведения специальной коррекционно-воспитательной работы по формированию умственных действий, без чего невозможно ни обучение речи, ни изучение школьных предметов. Формирование наглядных обобщений на первом году обучения предусматривает обогащение представлений детей об окружающей действительности, повышение уровня их общего развития, пробуждение у учащихся познавательного интереса. Специальная коррекционно-воспитательная работа должна быть направлена на развитие способности к наблюдению, на формирование умений сравнивать и сопоставлять предметы и явления действительности, а также на усвоение «житейских» понятий. Широко используя наглядные средства, экскурсии и практическую деятельность, учитель расширяет жизненный опыт ребенка, уточняет конкретные представления и знания учащихся о свойствах предметов, их взаимосвязи в окружающем мире. Натуральные предметы, предметные и сюжетные картинки, таблички для глобального чтения — все это в целом составляет наглядную основу, подводящую в последующем к первоначальным словесным обобщениям. Работа по формированию обобщений представлена в программе в определенной последовательности: 1) выделение признаков предметов; 2) сравнение предметов по выделенным признакам и установ 3) предметная классификация: а) по опорным картинкам; Наряду с классификацией проводится группировка геометрического материала (круги, квадраты, треугольники, ромбы), а также работа по конструированию и складыванию разрезных и сюжетных картинок. В связи с работой по формированию обобщений используется описание предметов. Этот вид работы рекомендуется проводить в I классе по образцу и с опорой на таблички для глобального чтения. Обучение основным приемам и способам мыслительной деятельности, проводимое на уроках развития речи с преимущественным использованием дидактических игр и практических работ как наиболее доступных форм обучения слабослышащих учащихся вспомогательных классов, активизирует их учебную деятельность. Поэтому в программе указаны виды практических работ и экскурсий, способствующих формированию обобщений и развитию познавательной деятельности учащихся. К ним относятся зарисовки, лепка, наклеивание аппликации и поделки отдельных предметов, названия которых изучаются в течение года; знакомство со школьными помещениями (столовая, спальни, библиотека); экскурсии на близлежащую улицу и в школьный двор; проведение подвижных игр.
|