![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
I класс Развитие речи
Одной из основных задач, решающихся на уроках развития речи, является формирование у детей готовности к школьному обучению. Полноценная готовность к школьному обучению предусматривает наличие у ребенка ряда личностных качеств: желание учиться, интерес к знаниям, навыки самоконтроля, понимание смысла учебных задач, определенный запас знаний об окружающем мире. Одним из наиболее важных компонентов подготовки к школьному обучению является наличие определенного уровня речевого развития, поскольку изучение учебного материала построено на основе словесного общения. Пропедевтика школьного обучения, тесно связанная с изучением языка, в I классе реализуется в трех направлениях, ориентированных на формирование первоначальных учебных умений и 8 Жигорева 209
познавательных интересов: 1) накопление словарного запаса; организация речевого общения и формирование элементарных навыков связной речи; 2) подготовка к системному обучению грамоте; 3) формирование наглядных обобщений. Каждое из этих направлений решает свои специфические задачи, но в сумме они позволяют ко второму-третьему годам обучения приступить к изучению основных школьных разделов языкового цикла (обучение грамоте, формирование грамматического строя речи и т.д.)- Все вышеперечисленные направления коррек-ционно-подготовительной работы находят свое отражение в одном уроке; причем подача учебного материала на уроке организуется таким образом, чтобы не терялась специфика каждого направления. Опыт обучения показывает, что комплексный путь развития речи оказывается для умственно отсталых слабослышащих детей оптимальным, поскольку обеспечивает многократную и разноплановую обращаемость изучаемого материала. Накопление словарного запаса регулируется тематикой, связанной с учебно-игровой деятельностью детей, с соблюдением правил самообслуживания, личной гигиены, режима дня. Дети знакомятся со словами, обозначающими определенные классы предметов, «житейские» понятия: игрушки, посуда, одежда и т.д. Тематическая группировка материала («В классе», «В умывальне», «Столовая») дает возможность наряду с накоплением слов работать над развитием элементарных грамматических обобщений и формированием первоначальных навыков связной речи. Особое место в программе занимает изучение лексики, необходимой для организации учебного процесса. Оно включает понимание и употребление поручений, приказаний и вопросов (встань[те]9 сядь[те], возьми[те] ручки, тетради; Как тебя зовут? Как твоя фамилия?). Овладение этим лексическим материалом позволяет организовать учебную деятельность умственно отсталых слабослышащих первоклассников, формируя у них практические речевые навыки: умение назвать предмет, показать его, соотнести с картинкой, умение обратиться к товарищу с просьбой назвать предмет. Лексический материал объединяется не только тематически, имеется в виду и лексико-грамматическая его группировка по принадлежности к разным частям речи. Основное место занимают более употребительные существительные в единственном и множественном числе, одушевленные и неодушевленные. Объем предметного словаря, распределенного по четвертям, постепенно возрастает. Так, в первой четверти дети должны выучить двадцать слов, во второй — тридцать и т.д. В группу прилагательных включены слова, характеризующие основные цвета и величину, а в группу глаголов — слова, обозначающие движение, состояние и речевую деятельность. Работа над усвоением лексики на уроках развития речи начинается со знакомства с новым словом и может проводиться по следующему плану. 1. Создание естественной ситуации, в которой проводится по 2. Усвоение названий предметов в устной и письменной фор 3. Формирование умения соотносить предметы с их изображе 4. Включение новых слов в словосочетания и предложения и. 5. Употребление нового слова в устной речи с широким ис 6. Знакомство со звукобуквенным составом слова: составление Особенности речевого и общего развития учащихся вспомогательных классов делают необходимым расширение чувственной основы, на которой строится словесное обозначение. Поэтому первоначальное знакомство со словом должно быть связано со всесторонним анализом предмета, который обозначается этим словом. Чем больше свойств и признаков выделит учащийся, тем шире будет сенсорная база, на основе которой школьники составят свое представление о предмете, тем легче запомнится ими слово-название и тем теснее оно свяжется с самим предметом. Обучение умственно отсталых слабослышащих первоклассников словесной речи осложняется тем, что к моменту поступления в школу у них очень мал жизненный опыт, почти нет запаса представлений, на основе которых происходит развитие познавательной деятельности и словесной речи. Поэтому на уроках развития речи учителю приходится решать двойную задачу: знакомить детей с предметами и явлениями окружающей действительности и одновременно вводить их словесные обозначения. Накопление социального опыта и усвоение словесной речи происходят одновременно. При этом необходимо учитывать, что при обучении учащихся вспомогательных классов совершенно неэффективно многословное «толкование» слова: оно должно прийти к ребенку из его практического опыта. Следует специально обращать внимание детей на то, что одно и то же слово может означать однородные предметы, действия, качества. Как можно нагляднее нужно стремиться раскрыть учащимся то общее, что позволяет соеди-
При обучении слабослышащих учащихся вспомогательных классов необходимо строить занятия таким образом, чтобы ученик испытывал положительные эмоции, радовался появлению нового слова, чтобы у детей появлялось желание употреблять его в речи. В связи с этим правомерно шире использовать игровую деятельность. Одна из основных трудностей, с которой встречается педагог на уроках развития речи, состоит в неумении учащихся осмыслить, понять содержание учебного задания. Поэтому в первоначальный период обучения применяется совместная деятельность учителя и ученика. Школьники постепенно научаются подражать действиям педагога, а затем переходят к самостоятельной деятельности. От сформированности умения подражать во многом зависит успешность практического овладения учащимися речью. Развитие умения подражать осуществляется на целесообразных, нужных ребенку для жизни и учения действиях. Для правильной организации этого процесса необходима четкость и точность показа. По мере развития следует переходить от пассивного подражания к активному действию, т.е. от совместных действий учителя и ученика к действиям по предварительному показу и образцу. Известно, что одна из особенностей умственно отсталых детей состоит в том, что результаты их обучения крайне неустойчивы. Это выражается в том, что школьники с трудом запоминают новые слова и выражения и быстро забывают выученные. Очевидно, что без прочного и долговременного запоминания слов развитие речи тормозится. Поэтому необходимо создать учащимся такие условия, которые облегчили бы им запоминание и актуализацию словарного материала. Эти условия определяются следующими основными положениями. 1. Предметный словарь для запоминания предлагается в тема 2. Слова, обозначающие действия предметов, включаются в 3. Новые слова должны обязательно сочетаться с ранее изучен 4. Подача нового материала сопровождается целевой установ Основной формой описательно-повествовательной речи, с которой знакомятся учащиеся на первом году обучения, является составление повествовательных предложений. Дети наблюдают то или иное явление, оформляют свои знания словом-названием, затем одной-двумя фразами и лишь потом описывают свои впечатления в виде связного текста. Для решения этой задачи в основном используются типичные для 2-го отделения школы слабослышащих виды работ с изменением их дозировки и сложности. Количество упражнений увеличивается, степень сложности их облегчается. Основными видами работы являются следующие: 1) описание выполняемых поручений; 2) описание демонстрируемых действий; 3) составление подписей к картинкам.
|