Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Взаимоотношения линейных и штабных работников
Линейные полномочия – это полномочия, которые передаются непосредственно от начальника к подчиненному и далее по цепочке к другим работникам. Делегирование линейных полномочий создает иерархию уровней управления организацией. Процесс создания иерархии называется скалярным процессом. Поэтому иерархия называется скалярной цепью или цепью команд. Цепь команд – это канал, по которому проходят маршруты приказов, директив и других коммуникаций. Цепь команд – это формальный канал, который определяет полномочия, ответственность и коммуникации. Получение команд от двух или более начальников означает привнесение в работу напряженности и появление тревоги у подчиненных. В различных ситуациях может обеспечиваться горизонтальная связь между коллегами. Штабные полномочия В литературе по менеджменту и теории организаций содержится много разных определений линейных и штабных отношений. Наиболее распространенное из них, видимо то, которое определяет линейный состав как происходящий от операционной деятельности предприятия, то есть производства, финансирования, распределения товаров и услуг. Штабной состав обеспечивает помощь линейному составу: консультирует, снабжает информацией, способствует выполнению главной производственной функции, но не имеет полномочий над работой по главной линии. Проблема заключается в определении вклада в производственную функцию. Линейные функции вносят прямой вклад в достижение организационных целей, а штабные – косвенный. Тогда можно предположить, что производство и сбыт – это линейные подразделения, а все остальные – штабные. В работе штабной персонал подразделяется на три основных типа: § Консультационный аппарат. Когда линейное руководство сталкивается с проблемой повышенной сложности, оно может пригласить специалистов-консультантов на долгосрочной или временной основе; § Обслуживающий аппарат. Функции аппарата распространяются на выполнение отдельных услуг, например, по набору кадров. К другим областям, где используется обслуживающий персонал, относятся: связи с общественностью, финансирование, планирование, снабжение, маркетинг и др. данные функциональные службы представляют руководству информацию для принятия решений; § Личный аппарат. Это разновидность обслуживающего аппарата: помощники, референты. Они неформально могут обладать большой властью посредством планирования назначений и фильтрования информации. Когда аппарат состоит из множества людей, возникает линейность полномочий и цепь команд внутри аппарата. Размещение подчиненных под юрисдикцию штабного руководства усиливает разрыв главной цепи команд. Наряду с другими причинами, это усложняет процесс создания эффективной организационной структуры. Проблема делегирования полномочий включает в себя балансирование между преимуществами и недостатками централизации и децентрализации полномочий, вовлечение их в создание цепи команд и использование штабного персонала.
|