Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Правила сценариев управления ОП
Логика введения правил ОП: 1) правило обосновывается, формулируется письменно, доводится до каждого под роспись 2) появляются те, кто проверяет правила на прочность. Важно: адекватное наказание 3) 2 феномена: § начнут оговаривать особый статус § автора правила подставят под его действие 4) правило становится групповой нормой 5) часть позиций руководства при приеме на работу
Избежать осложнений и затрат, связанных с манипулятивным силовым управлением можно, если применять групповые модели принятия решений. На деловом приняли – на формальном зафиксировали.
2.8.8. Модели управления сценариями – силовая, манипулятивная, формальная, деловая, идеологическая: достоинства и ограничения Сценарии ОП - система управленческих воздействий в соответствии с целями действий и ожиданиями человека. 1) Силовой сценарий: увеличение собственного ресурса для воздействия на позицию другого человека. Характеристики: § Единый критерий правильности принимаемых решений § Стремление к стандартизации реакции, нарушение стандарта резко карается § Волевой, часто агрессивный стиль управления (инакомыслие принимается только в дозволенном количестве, выпуск пара) § Спорные моменты между людьми или подразделениями делегируются наверх § Перекладывание ответственности § Чем в более кризисной ситуации находится организация, тем чаще она прибегает к силовому сценарию Сильные стороны: § Высокая скорость реакции § Отсутствие борьбы за лидерство § Высокая степень волевой мобилизации группы § Высокая степень сплоченности § Упорядоченность отношений: система однозначна и прозрачна Слабые стороны: § Борьба за место возле лидера § Скованность реакций § Боязнь принятия личной ответственности § Отсутствие у группы командных ощущений § Невротическая болезнь лидера § Снижение ценности человеческих ресурсов Максимально быстрый сценарий карьерного роста. На пике успеха надо уходить 2) Манипулятивный: система воздействия на позицию другого человека без учета его интересов через провоцирующее поведение. Характеристики: § Наличие скрытых интересов, неявных и явных коалиций § В группе присутствует понятие «свой - чужой» § Большое количество неформальной коммуникации § Воздействие на личные качества и слабости партнера § Эмоции как средство управления. Манипуляция чаще всего индивидуальна § Руководитель над ситуацией (руководство извне) § Демонстрируемый конформизм во взаимодействии Сильные стороны: § Умелое управление отношениями сотрудников § Свобода в отсутствии собственных интересов § Возможность развития индивидуального ресурса § Интеллектуальность системы отношений § Закрытость позиций, выраженное умение держать удар § Гибкость ценностей § Умение держать агрессию извне § Стремление к одержанию победы в перспективе Слабые стороны: § Внутригрупповые альянсы мешают эффективности § Эмоции могут быть неконтролируемыми § Чрезмерное увлечение борьбой § Не переносит конструктивного анализа § Максимально эффективно «торпедирует» новые правила игры, сопротивляется нововведениям Приемы: политические игры, однотактные манипуляции, использование базовых личностных, автоматических реакций 3) Формальный: воздействие на позицию другого чела через систему регламентов, санкций и ответственности. Характеристики: § Алгоритм на каждый случай § Формализация правил и норм (принимаются, но не используются) § Структура может быть чересчур бюрократизирована § Соблюдение регламента стоит на первом месте § Меньшая значимость личности (незаменимых нет!) § Стремление избежать личной ответственности в нестандартных ситуациях Сильные стороны: § Фиксированные правила, границы и критерии поведения § Высокая устойчивость структуры § Оптимальность действий в стандартных ситуациях § Механистичность, возможность действовать самостоятельно по заданному алгоритму § Защищенность от эмоций и высших воздействий § Потенциал стабильности процессов Слабые стороны: § Подчиняет неопытных или слабых руководителей § Успешно находит целесообразность в себе самой при отсутствии пользы деятельности § Неповоротлива при изменении условий среды § Не заинтересована в эффективности деятельности § Слаба без жесткой власти Приемы: документирование процессов и норм, апелляция договоренностям и статусам, особый статус. 4) Деловой: основан на балансе интересов сторон Характеристики: § Пошаговое согласование интересов § Перепроверка поступающей информации § Наличие гарантий соблюдения договоренностей § Стремление к разумному компромиссу § Наличие твердых позиций профессиональных интересов § Критерии разрешения споров ищутся в выгоде профессиональной деятельности Сильные стороны: § Поиск взаимоприемлемых вариантов в решении проблемных ситуаций § Качественное делегирование полномочий и ответственности § Нацеленность на результат профессиональной деятельности § Возможность конструктивного управления конфликтом § Ощущение командной сплоченности Слабые стороны: § Увеличение времени реакции на изменение ситуации § Уязвим по отношению ко всем остальным стилям § Требует много времени для выработки таких правил в команде, требует высокой деловой культуры людей 5) Идеологический: воздействие на поведение другого человека через стимулирование его ценностей Характеристики: § Корпоративная культура основывается на постулатах веры § Харизматичность лидера и его безусловный авторитет § Добровольное исполнение принятых в группе норм Сильные стороны: § Выраженная идентификация личности с группой «я как мы» § Ощущение духовного единения § Жертвенность ради групповых ценностей § Максимальная синергия группы («что я буду с этого иметь») Слабые стороны: § Сниженная критичность к происходящему § Снятие персональной ответственности за то, что одобрено верой § Легкость управляемости группой § Малая адаптивность, стремление перебороть препятствие 2.8.9. Формальные границы оргповедения как параметры согласования встречных ожиданий: содержание значение и взаимосвязь К границам оргповедения относят следующие элементы: иерархия, базис, перспектива, контроль, вознаграждение, оргкультура. Иерархия – это формальная структура организации, определяющая требования к характеру работы, статусу, ролям, отношений, доступу у внутренней информации. Базис – формальные требования у профессиональной деятельности, описание технологии деятельности: кем поставлена задача, что делать, в каком виде результат, куда и кому он предназначен, кем и как он субъективно контролируется. Правила базиса: § защита от “дурака” - алгоритмизируемое описание требуемых действий § должен четко описывать ожидания будущих сотрудников § не должен вызывать чувство сопротивления Перспектива – правила продвижения по карьерной лестнице и организационной иерархии, возможность обучения. Контроль – правила и меры контроля качества деятельности: кем осуществляется, по каким критериям, в каком виде фиксируется результат, как может влиять на вознаграждение. Вознаграждение – формальная система “поощрения - наказания”, оптимальна, когда увязана с контролем. Оргкультура – психологический климат, зафиксированные правила корпоративной культуры, насколько – что, сколько – как должно происходить взаимодействие. Схема границ ОП: Взаимодействия
Вознаграждение Контроль
Иерархия Перспектива
Базис
Варианты согласования ожиданий в рамках границ оргповедения Каждый член организации не просто выполняет в ней свои функции, но и обязательно воспринимается, оценивается другими. От человека, обладающего определенным статусом, ожидается определенное поведение, выполнение некоторого набора функций. Индивид следует заданному типу поведения, основываясь на интерпретации того, что от него ждут другие и как ему надлежит себя вести. Организация имеет взаимные ожидания: менеджер – от подчиненного и наоборот. По сути дела, этот контакт определяет поведенческие ожидания, соответствующие каждой роли. Ожидается, что менеджер будет справедлив к служащему, создаст для него приемлемые условия труда, будет требовать от него выполнения понятных и реальных задач, а так же будет снабжать его информацией о качестве его работы. В свою очередь, от служащего ожидается серьезное отношение к работе, выполнение указаний и лояльность к организации. Если менеджер не выполняет ожидаемых от него действий, это отрицательно сказывается на деятельности и удовлетворенности служащих. Если же служащий не следует своей роли, это ведет к дисциплинарным взысканиям и даже увольнению, в определенных случаях. Во избежание несогласования ожиданий, необходимо заранее четко оговорить при найме в условиях контракта, те функции, которые будет выполнять работник, и те обязанности, которые будет выполнять менеджер. Помимо того в теории менеджмента существует различные подходы к исследованию удовлетворенности/неудовлетворенности условиями труда работника.
2.8.11. Коммуникативный компонент управления оргповедением Коммуникации - взаимодействие субъектов на основе информации. Естественно считать, что информационные процессы составляют ядро коммуникации. Однако было бы слишком просто сводить коммуникацию только к процессам передачи и приема информации, ибо при этом упускается из виду много важных моментов. К ним относятся поведенческая активность субъектов, сложным образом зависящая от характера передаваемой информации, способности индивидуумов и их возможности участвовать в информационных процессах, мотивация, самоконтроль, внешние факторы, влияющие на эти процессы и др. Функции коммуникации: 1. Предоставление информации Основная функция коммуникаций - предоставление информации членам организации, позволяющей им принимать верные решения и добиваться поставленных целей. Например, предоставляя информацию о том, как следует выполнять задачи, организация добивается, чтобы у ее членов были необходимые сведения, позволяющие принимать верные решения и действовать эффективно. 2. Мотивация членов организации Мотивация - это ключевой фактор деятельности организаций, и поэтому коммуникации играют основную роль в стимулировании членов организации на достижение поставленных перед ними целей. Она исходит из того, что сотрудники будут работать на более высоком уровне, если имеют конкретные и трудные цели и обратную связь - информацию о том, как они действуют. Менеджеры используют коммуникации, чтобы доводить до сотрудников те цели, которые они должны достичь, а также сообщать, как они двигаются по пути их достижения. 3. Контролирование и координирование усилий отдельных сотрудников Для групп и организаций необходимо контролировать типы поведения своих членов и добиваться, чтобы те выполняли свою работу на приемлемом уровне. Организационные коммуникации: § Организационные коммуникации - это специфические процессы, посредством которых происходит движение и обмен информацией внутри организации. § Эффективная деятельность организации зависит от сложных потоков информации - восходящих, нисходящих и латеральных. § Группы внутри организации демонстрируют в работе различные интерактивные модели и используют различные коммуникационные сети. § Интерактивные группы с децентрализованными сетями, как правило, хорошо выполняют сложные задания; совместно действующие группы с централизованными сетями успешно справляются с простыми заданиями. § Ограниченные коммуникационные сети типичны для противодействующих групп, характеризующихся наличием внутригрупповых разногласий. Формула идеального коммуникатора: § Четко определить свою цель § Мобилизовать усилия для достижения этой цели: - не делать лишнего - развиваем себя, приобретаем новые ресурсы § Умеет остановиться, когда цель достигнута Феномены организационных коммуникаций: § На каждом промежуточном уровне искажается 20% информации § Искажение более всего свойственно нисходящей коммуникации § Пренебрежение поступающей информацией более свойственно восходящим коммуникациям. Основная причина – перегрузка § Быстрее передают информацию неформальные каналы. Слухи запускаются с целью проверить реакцию среды на планируемые изменения. § Более оперативна односторонняя коммуникация, но более точна двусторонняя.
|