Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Аттестация персонала
В 1895 г. Тейлор в докладе «Система сдельной оплаты» поднял проблему необходимости проведения оценки результатов деятельности сотрудников для четкой взаимоувязки з\пл и результатов деятельности. Тейлор заложил теоретические принципы аттестации: § зарплата должна платиться работнику, а не рабочему месту § трудовые нормы должны быть основаны на точных знаниях, а не на догадках Цели аттестации персонала: § Административные цели для: - принятие решения о повышении, - решение о переводе на др. должности - решение о понижении - прекращение трудового договора § Информационные цели - информирование работников об их уровне - информирование руководства о качественном составе персонала § Мотивационные цели: - повышение уровня з\пл работников - повышение статуса - вынесение благодарности, премии - включение в состав кадрового резерва. Оценка персонала – оценка потенциала сотрудников: § оценка кандидатов на вакантную должность (отбор) § оценка кандидатов для формирования кадрового резерва. Аттестация – процедура определения уровня квалификации, знаний, практич. навыков, деловых и личн. качеств, качества труда и его результатов с целью установления их соответствия или несоответствия занимаемой должности. Предметами оценки являются: § деловые и личностные качества работника, необходимые для выполнения должностных обязанностей, § результаты труда § качество труда Процедура аттестации – юридическое основание для повышения или понижения, увольнения работников. Виды аттестации § Очередная аттестация: принимают участие все основные категории персонала организации § Аттестация по истечении испытательного срока (срок 3-6 месяцев). § Аттестация при продвижении по служебной лестнице, когда речь идет о передвижении специалиста на руководящую должность. § Аттестация при переводе в другое структурное подразделение. Аттестация – юридическое основание перевода. Основные участники аттестации 1. Персонал 2. Служба управления персоналом - разработка и введение общих правил и принципов проведения аттестации - регламентация и формализация этой процедуры: подготовка необходимых документов, положение об аттестации и т.д., хранение информации. 3. Руководители подразделений - оценка результатов деятельности, качества персонала 4. Аттестационные комиссии (необходим. юридич. создать) Задача: рассмотреть предложенную информацию о результатах и качестве труда (качестве конкретного работника). Выносят рекомендации о соответствии (несоответствии, частичном соответствии) должности. 5. Руководитель организации имеет юрид право принять решение о результатах аттестации. Аттестационная комиссия § Председатель: ген.директор или директор по персоналу, или зам. Ген.директора по персоналу. § Секретарь аттестационной комиссии (подписывает вместе с председателем все формы) руководитель службы УП. § Члены профсоюзного оргкома (если есть профсоюз) § Специалисты в конкретных областях. Присутствуют на заседании аттестационной комиссии: сам работник, его руководитель (если работник не присутствовал, суд может признать увольнение не действительно) Основные этапы процесса аттестации 1. Подготовительные этапы § Определить цели и задачи аттестации § Разработать пакет регламентир. документации (юридически важно) § Формирование аттестац.комиссии. Аттестац. комиссия должна быть создана до официального объявления о проведении аттестации. § Перечень качеств и критериев оценки (опираются на уже существ. требований к должности). § Обучение членов аттестац. комиссии (не обязат. этап) § Разработка 2 оценочных форм (отзыв-характеристика – имеет руководитель подразделения работника и аттестационные листы – готовит служба УП) § Проведение рекламной компании для знакомства сотрудников с аттестац (цели, задачи, методы, порядки) 2. Оценка результатов и качества труда. Оценку осуществляет § руководитель подразделения § или рейтинговые (оценочные) комиссии § популярным становится метод самооценки § подчиненные (устраивают анонимное анкетирование подчиненных) § метод оценки 360 градусов (оценки вышестоящих руководителей, коллег, подчиненных). 3. Проведение аттестации Результаты рассматриваются на заседании аттестац.комиссии. Работник должен быть обязательно приглашен. Решение аттестац.комиссии (голосование) происходит в отсутствии работника. Работник должен быть извещен о результатах не позднее чем через 2 недели после заседания. 4. Принятие решения Окончательное решение принимает руководитель организации. Руководитель имеет право принять решение по результатам не позднее чем через 2 месяца после проведения атт комиссии. На процедуру оценки влияет то, какой метод был выбран. Методы. § Метод графической шкалы оценивания (достаточно прост, нагляден и популярен). В данной шкале могут быть как качественные, так и количественные характеристики, каждой из которых соответствует свой уровень использования обязанностей. Данные рейтинги могут быть расширены, с комментариями и давать очень широкую информацию. § Метод альтернативного ранжирования (всех сотрудников должны проранжировать от лучшего к худшему). Критерии: по успеваемости исполнения обязанностей. Руководителю дают лист, из которого он вычеркивает малознакомых сотрудников, остальных ранжирует (может быть по разным качествам, например, по трудоспособности). Выбирают лучшего и худшего и т.д. Простой, но достаточно спорный метод. § Метод попарного сравнения
«- хуже, + лучше». Преимущество в наглядности. § Метод принудительного распределения = сортировка по кривой. Выделяются несколько групп сотрудников, по исполнению ими обязанностей, например: отлично работающие – 15%, работающие выше среднего – 20 %, среднеработающие – 30 %, ниже среднего – 20 %, плохие сотрудники – 15 %. Затем записать на карточку. § Метод критических случаев (кондуит). Оценивающий ведет книгу, куда записывает хорошее исполнение обязанностей и все критические случаи. Хорош в случае обращения, можно вести детализированный разговор. § Беседа или оценивающее интервью. Решение принимается мгновенно. 4 вида (у Деслера): удовлетворяет с продвижением, уд. без продвижения, неуд. корректируемая, неуд. некорректируемое (увольнение). Целью проведения уд. с продв. явл. планирование карьеры, без продв. – установление доп. Мотивационных стимулов, неуд с корр. – необх. обучения. § Оценивающие интервью. Могут проводиться: непосредственным линейным менеджером (субъективная), другими сотрудниками / коллегами (завышенные), рейтинговые комитеты (начальник и специалисты, кот. знают данную работу)(исключается эффект ореола) Самооценка. Лучше и больше чем сам сотрудник не расскажет никто, но часто завышенные оценки.
|